Смекни!
smekni.com

Задачи нравственного воспитания. 16 (стр. 6 из 8)

При всем многообразии средств народной педагогики в ней все дифференцировано, все тщательно продумано, все - на месте. Бес толковое, случайное отбрасывается - тысячелетиями происходит естественный, интеллектуальный, эстетический и этический отбор средств воспитания. Песня в этом ряду средств занимает особое место. Ее поют все от мала до велика. Каждому возрасту соответст вуют свои песни. Она сопровождает человека от рождения до смер ти. Воздействуя на чувства человека, она одновременно влияет на его сознание и поведение. Вот почему ее с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народной педагоги ки.

Воспитатель и учитель начальных классов должен знать раз личные колыбельные песни, уметь убеждать родителей в необхо димости разучивать их с детьми. Он может дать тексты колыбель ных песен родителям, показать, как можно изменить текст в соот ветствии с индивидуальными особенностями ребенка. Приведем тексты нескольких колыбельных песен для использования в вос питательном процессе.

Сказки.

Сказки, являясь художественно-литературными произведения ми, одновременно были для трудящихся и областью теоретиче ских обобщений по многим отраслям знаний. Они - сокровищни ца народной педагогики, более того, многие сказки суть сочине ния педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи.Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педаго гической работе. Так, В.Г.Белинский ценил в сказках их народ

кость, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фан тазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные соци альные отношения. В.Г.Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки. Н.А.Добролюбов считал сказки произведе ниями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к со временности. Н.А.Добролюбов стремился понять по сказкам и пре даниям взгляды народа и его психологию, хотел, «чтобы по преда ниям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия

народа, сохранившего эти предания».

Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настоль ко высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систе му. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что про стота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую цен ность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

В русской педагогике встречаются мысли о сказках не только как воспитательном и образовательном материале, но и как педаго гическом средстве, методе. Так, безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки», в ежемесячном педагогическом листке «Воспитание и обучение» ,пишет, что сказка поя вилась еще в то отдаленное время, когда народ находился в состоя нии младенчества. Раскрывая значение сказки как педагогического средства, он признает, что, если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвого буквою; но если же рассказать им сказку, проникнутую тою же самою мыслью, - ребенок будет взволнован и потрясен ею. Далее в статье комментируется рассказ А.П.Чехова. Маленький мальчик вздумал курить. Его усовещивают, но он остается глух к убеждениям старших. Отец рассказывает ему трогательную исто рию, как вредно повлияло курение на здоровье одного мальчика, и сын со слезами бросается на шею отца и обещает никогда не ку рить. «Таких фактов из жизни детей много, - заключает автор ста тьи, - и каждому воспитателю, наверное, приходилось иногда употреблять с детьми этот прием убеждения».

Глава 2. Опытно- экспериментальная работа.

2.1. Подготовительный этап проведения опытно - экспериментальной работы.

На подготовительном этапе проведения исследования была проанализирована литература по данному вопросу и подобраны соответствующие методики.Иследование прводилось в третьем классе Визябожской средней школы по следующим экспериментальным методикам:

1. анкета для учащихся;

2. беседа с учащимися;

3. анкета для учителей.

Для определения места в современной начальной школе такого средства народной педагогики,как родной язык,в частности, устное народное творчество, была предложена анкета для учащихся, цель которой - выявить уровень знаний учащихся 3 класса по средствам народной педагогики.Анкета включает 5 вопросов, предложенных ниже.

1) Отгадайте загадки:

а.Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,где носом ведёт, там заметку кладёт.

б.Не ездок, а со шпорами; не сторож,а всех будит.

в. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

г. Золотое решето чёрных домиков полно.

д.Крашеное коромысло через реку повисло.

2) Продолжите пословицы:

а. Нет друга - ищи, а...

б.Землю солнце красит, а...

в. Готовь сани летом, а...

г. Чего себе не хочешь, ...

д. Кто много читает, тот...

3. Напишите 4 названия русских народных сказок, в которых герои - животные.

4. Напишите 3 названия известных вам русских народных песен.

5. Прдолжите прибаутки:

- Иван, скажи моей лошади "тпру".

- А сам что же?

-.....

- Тит, иди молотить!

- Брюхо болит.

- Тит, иди щи хлебать!

- .....

- Собака, что делаешь?

- Волков пераю.

- А что хвост поджала?

- .....

Результаты анкетирования отмечаются в виде условных обозначений.За каждый верный ответ проставляется "+", за неверный ставится "-".Количество ответов в данной анкете установлено определённо.Они сведены в таблицу №1

Таблица 1.

Количество ответов по каждому вопросу анкеты для учащихся.

Номер вопроса

1

2

3

4

5

Общее количество
Количество ответов

5

5

4

3

3

20

На основе анализа программ и вопросов анкеты, нами были разработаны следующи уровни знаний учащихся по средствам народной педагогике.

18-20-высокий уровень

15-17- хороший уровень

12-14- средний уровень

0-11- низкий уровень

Для определения источников знаний по средствам народной педагоики учащимся предлагалась беседа, вопросы которой приводятся ниже.

1.Фамилия Имя, класс, школа.

2.Расскажи о своей семье( с кем ты живёшь, где они работают?)

3. Как вы проводите свободное время?

4. Устраивате ли дома праздники? Какие песни звучат?Поют ли родители народные песни? Какие?

5. Ходишь ли ты в музыкальную школу, в кружки?

6. Ходишь ли в библиотеки? Какие книги читаешь? Любишь ли сказки? Чем они тебе нравятся( не нравятся)?

7. Рассказывала ли тебе мама или бабушка в детстве сказки?

8. На ночь пели колыбельные песни?Какие?

9. Откуда ты узнал(а) о сказках, загадках, пословицах, поговорках? Как ты думаешь, они тебе в жизни пригодятся? Почему?

10. Нужно ли их изучать в школе? Почему?

Для выявления других средств народной педагогики, используемых в работе учителей, была предложена следующая анкета:

Анкета для учителей:

1. Что, по- Вашему, такое «народная педагогика»?

А) Традиции, обычаи, культура народа

Б) Язык любого народа

В) Праздники народа коми

Г) Понятие, введенное известным педагогом

Д)___________________________________________________________________

2. Кто ввёл понятие «народная педагогика»?

А) В.А.Сухомлинский

Б)А.С.Макаренко

В)Я.А. Коменский

Г) К.Д Ушинский

Д)___________________________________________________________________

3.Используете ли средства народной педагогики на уроках?

А) Да

Б) Частично

В) Не знаю

Г) Нет

Д)___________________________________________________________________

4. Какую воспитательную работу Вы проводите во внеурочное время с детьми?

А) Ходим в музеи, на выставки

Б) Посещаем библиотеки

В) Ходим в походы

Г) Устраиваем праздники в классе

Д)___________________________________________________________________

5.Знакомите ли Вы школьников на уроках с обычаями, традициями, культурой русского народа?

А) Только на чтении

Б) На чтении, русском языке

В) На всех уроках

Г) Не знакомлю

Д)___________________________________________________________________

6. Повлияло ли использование средств народной педагогики на формирование нравственных качеств школьников вашего класса?

А) Да

Б) Частично

В) Не знаю

Г) Нет

Д)___________________________________________________________________

Для выявления понимания сущности нравственных качеств(ответственности и доброжелательности) ребятам была предоставлена такая анкета:

1.Скажи, как ты думаешь, что такое ответственность?

2.Как обычно ведет себя ответственный человек?

3.Как обычно ведет себя безответственный человек?

4.Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?

5.Как обычно ведет себя доброжелательный человек?

6.Как обычно ведет себя недоброжелательный человек?

Для выявления умений оказания помощи товарищу учащимся предлагаются такие ситуации, в которых они должны помочь товарищу:

1.Если бы ты гулял во дворе вместе с другими и кто – нибудь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб ногу.Что бы ты сделал?

2. Если бы ты строил что – то из дощечек и ряом Витя тоже строил.Ему не хватало кубиков.Что бы ты сделал?