Смекни!
smekni.com

работа Игры на уроках русского языка и литературы (стр. 5 из 7)

В 5-7 классах игры проводятся не на каждом уроке, а только в том случае, когда это связано с изучаемой темой или необходимо для разрядки, снятия напряжения.

Например, в 5 классе для закрепления русских названий деревьев проводится игра «Кто дальше?». Ученику или группе учащихся предлагается при назывании пород деревьев приставлять пятку левой ноги к носку правой, а затем наоборот, так, чтобы при каждом слове двигаться вперед. Когда один из учащихся заканчивает называть запомнившиеся ему деревья, учитель отмечает мелом место, где становился играющий. Побеждает тот, чей путь окажется самым длинным, то есть тот, кто больше назвал пород деревьев.

Такую игру можно провести в любом классе, в зависимости от того, какой материал нужен учителю для закрепления: названия цветов, грибов, ягод, рыб, пород собак, ягод, озер и рек родного края, всей страны, сельскохозяйственных машин, орудий труда строителей, профессий и т.д.

Такие игры проходят оживленно и весело. Школьникам это очень нравится.

Уроки вежливости

Так называются игры этического воспитания учащихся. Наша задача − периодически организовывать игры, во время которых учащиеся учились бы применять известные им слова и правила в различных ситуациях.

Игра заключается в том, что учитель поясняет детям какую-нибудь ситуацию, а они хором добавляют «волшебные» слова или дополняют правила.

В столовой

1-й ряд − школьники, 2-й ряд − повар.

Учитель: После третьего урока ученики 4,5,6,7,8,9 классов помыли руки и вошли в школьную столовую, там уже было все готово к обеду. Повар приветливо улыбался ребятам. Ученики сказали повару:

1-й ряд: Здравствуйте!

Учитель: Повар ответил:

2-й ряд: Здравствуйте!

Учитель: Когда учащиеся сели за столы, повар пожелал им:

2-й ряд: Приятного аппетита!

Учитель: Ребята дружно ответили:

1-й ряд: Спасибо!

Учитель: Школьники пообедали. Встали из-за стола и сказали повару:

1-й ряд: Большое спасибо!

Учитель: Повар ответил:

2-й ряд: Пожалуйста!

В автобусе

Мальчик Янис − ученики первого ряда, женщина − ученики второго ряда.

Учитель: Однажды Янис поехал в город. В автобусе он сел около окна и с интересом смотрел на деревья. На остановке в автобус вошла женщина с ребенком. Янис встал и сказал:

1-й ряд: Садитесь пожалуйста!

Учитель: Женщина обрадовалась и вежливо поблагодарила Яниса:

2-й ряд: Спасибо!

Учитель: Вдруг автобус неожиданно остановился. Янис чуть не упал и толкнул мужчину. Мужчина сердито оглянулся, но Янис сразу сказал:

1-й ряд: Извините, пожалуйста.

Много игр посвящено правилам поведения. В этих играх учащиеся дополняют предложения по сигналу учителя.

На уроке

Учитель: Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка:

1-й ряд: Спроси разрешения у учителя.

− Если в класс входит взрослый, все дружно, но тихо и спокойно…

− Встают.

− Сесть можно только после…

− Разрешения.

− Во время урока сидим…

− Прямо.

− Руки должны лежать на…

− Парте.

− Если учитель задает вопрос классу и хочешь ответить…

− Подними руку.

− Когда учитель разрешит ответить на вопрос или спросить его о чем-либо…

− Надо встать.

− Разговаривать с учителем надо…

− Стоя.

− Обращаясь с просьбой к учителю или товарищу, употребляй вежливые слова…

− Пожалуйста, спасибо.

Правила поведения на перемене, в библиотеке, в театре и кино, транспорте, правила уличного движения, разговор по телефону, в магазине − вот названия игр, которые можно проводить по данной теме.

Учебные игры.

Учебная игра − это такой вид деятельности учащихся на уроке, в процессе которого в игровой, занимательной форме решаются учебные задачи.

По форме организации различают игры:

1. Индивидуальные

2. Групповые

3. Фронтальные

По цели использования игры могут быть:

1. Занимательные, которые проводятся с целью снятия усталости.

2. Учебные, проводимые с целью формирования, углубления и совершенствования практических умений и навыков по языку, их проверке.

В зависимости от программного материала различаются игры:

1. Фонетические

2. Лексические

3. Грамматические

4. Стилистические

Остановимся на играх, которые могут быть использованы при изучении фонетики.

I. Произносительно-имитационные игровые упражнения. При этом эффективным приемом закрепления произношения является чтение и заучивание:

· Скороговорок:

Волки рыщут, пищу ищут.

Тащу, не дотащу, боюсь, что выпущу.

И т.д.

· Пословиц и поговорок:

Терпение и труд всё перетрут.

В работе разгар, а лодырь на базар.

И т.д.

· Отрывков из стихотворений:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

(Тютчев)

Есть очень тихие слова,

Они шуршат едва-едва,

Ну, например, шалаш, камыш,

Иль, скажем, шорох, шина, мышь.

(Геллер)

Подобная работа может проводиться в форме результативных игр. Таковы, например, учебные игры − эпизоды:

1. Орфоэпический бой.

На доске записываются слова, вызывающие трудности в произношении. Учитель произносит слово, ученики повторяют его. Если допущена ошибка, учитель обращается к классу за помощью. Затем с этим словом составляются словосочетания и предложения.

2. Выучи и прочитай.

Учащиеся анализируют воспринимаемый зрительно текст, прочитывают его, заучивают, затем читают его по памяти, стараясь не допускать ошибок.

Выигравшим в том и другом случае считается тот, кто правильно произнес все слова или воспроизвел данный текст. При этом возможно соревнование по рядам.

Как сделать урок русского языка интересным?

Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).

Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. Есть и другие признаки: - самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); необычные условия работы; - активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

II. Произносительно-операционные игровые упражнения (требуют сознательного употребления, выбора, группировки букв, звуков).

1. Загадки.

А) метаграммы − загадки, по условиям которых из заданного слова, заменяя одну букву другой, получают новое слово.

С глухим согласным мы его читаем,

Со звонким − в нем мы обитаем.

(Том − дом)

Б) анаграммы − загадки, по условиям которых путем перестановки букв нужно образовать новые слова.

Превратите «волка» в «козу», изменяя в каждом последующем слове одну букву (волк − полк − пола − поза − коза).

В) лотогрифы − загадки для решения которых из данного слова при помощи добавления, отбрасывания, вставки нового звука или буквы нужно получить новое слово:

С буквой «ф» помогает, без «ф» торжественно шагает (шефствовать − шествовать).

2. Шарады

Первый слог − китайский напиток, второй − название буквы, целое − птица. (Чайка).

3. Звук заблудился

Задачи играющих − определить, в каком слове заблудился звук и поставить его на место.

Неизвестно, как случилось,

Только звук-то заблудился:

Заскочил он в чей-то дом

И хозяйничает в нем!

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной.

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

4. Подскажи словечко.

Найти рифму и объяснить, почему данные слова рифмуются:

«Бабушка, постой немножко» −

Ей кричит она … (в окошко).

5. Кроссворды

а а
а а
а
а а
а а

Для их решения необходимо заполнить свободные клетки так, чтобы на каждой строчке получилось слово.Игра может проводиться в форме кроссвордного диктанта .Садовый цветок(астра),домашнее животное(баран), сочетание слов(фраза), смотр войск(парад), крупная морская птица(акула)

6.С одним, двумя, тремя О.

Играющим предлагается подобрать по 3- 5 слов с одной ,двумя, тремя буквами о и заканчивающихся буквой к,3-5 слов, начинающихся с к и заканчивающихся на о.

Мост мороз молоток

Ток окно осколок

Рот остров молоко

Окорок колесо

Остаток кольцо

Отличник крыльцо

7.Третий лишний.

Назвать лишнее слово и объяснить, почему оно является лишним: дуб, враги, нож; юг, люди, вьюга.