Смекни!
smekni.com

Конституционный Суд РФ (стр. 16 из 20)

Постановления Конституционного Суда предопределяют необходимость упорядочения регулирования тех или иных общественных отношений либо корректировки законодательных актов и дополнений в них. Основой для этого нередко являются рекомендательные предложения резолютивных частей постановлений Конституционного Суда, базирующиеся на соответствующих статьях Конституции. Такие рекомендации содержатся в 23 решениях Конституционного Суда 1995-2000 годов. Они стали поводом для законодательных инициатив депутатов Государственной Думы, а также для внесения изменений в законопроекты, уже обсуждаемые в Федеральном Собрании. С учетом рекомендаций Конституционного Суда, в частности, приняты федеральные законы: «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»; «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», «Об обороне», «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации».

По своей юридической природе предложение Конституционного Суда Федеральному Собранию по совершенствованию действующего законодательства, высказанное в достаточно категорической форме, является по существу законодательным предположением, реальность которого обеспечивается непосредственным применением Конституции. Однако степень реализации предложений Конституционного Суда во многом зависит от воли субъектов законодательной инициативы трансформировать их в соответствующие законопроекты, а от палат Федерального Собрания - принять и одобрить эти проекты.

К настоящему времени остаются нереализованными предложения десяти постановлений Конституционного Суда. В их числе:

1. упорядочить законодательство об использовании Вооруженных Сил, а также о регулировании других возникающих в условиях экстраординарных ситуаций и конфликтов вопросов;

2. ускорить разработку и принятие федерального закона об отношениях области (края) с автономными округами, входящими в состав края или области;

3. утвердить нормативы финансирования судов, обеспечивающие требования Конституции и Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»;

4. внести в законодательство изменения, обеспечивающие на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, возможность реализации права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей;

5. предусмотреть размер и порядок выплаты разумной и соразмерной компенсации должникам, находящимся в процедуре конкурсного производства, и механизм реализации решений федеральных органов государственной власти, приводящих к увеличению расходов бюджетов разных уровней.

Сложившаяся ситуация с реализацией рекомендаций Конституционного Суда Российской Федерации о совершенствовании законодательства требует внесения соответствующих дополнений в Регламент Государственной Думы. Суть последних могла бы заключаться в возложении на соответствующий комитет обязанности подготавливать изменения и дополнения, вытекающие из постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации.

Кстати, такая практика установлена в некоторых государствах, в том числе - в постсоветских. В частности, одним из направлений деятельности Комитета по вопросам права и правопорядка Сейма Литовской Республики является «разработка на основании постановлений Конституционного Суда о несоответствии законов и других принятых Сеймом правовых актов Конституции проектов поправок к этим законам и другим принятым Сеймом правовым актам или внесение предложений другим комитетам о разработке других проектов».

В соответствии с ч. 4 статьи 79 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», в случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция Российской Федерации. Но весьма высокий уровень абстрактности конституционных норм на практике затрудняет реализацию этого требования. И фактически непосредственно действует постановление Конституционного Суда вместо нормативного акта, его положения мотивировочной и резолютивной частей.

Это вызывает несколько проблем:

- ясности изложения текстов постановлений Конституционного Суда;

- оперативной корректировки действующего законодательства;

- необходимости ссылок в хронологических и систематизированных кодификациях, а также в будущем Своде законов РФ и иных публикациях законов на то, что акты или их отдельные положения признаны неконституционными и не подлежат применению (с указанием на соответствующие постановления и определения Конституционного Суда).

Следует отметить, что отдельные компьютерные программы самостоятельно решают названную проблему, хотя очевидно, что она предполагает внесение изменений и дополнений в Федеральный закон от 14 июня 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

Естественно, что решение этого вопроса касается и указов Президента, постановлений Правительства, а в некоторых случаях и актов правоприменительной практики, а особенно - законодательства субъектов Российской Федерации.

Сложилась весьма обширная практика вынесения Конституционным Судом так называемых отказных или иных определений с позитивным содержанием.

Это когда на основе п. 3 ч. 2 статьи 43, ч. 2 статьи 79 и ч. 3 статьи 87 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» последний в распорядительном пленарном заседании выносит определение о том, что акт подлежит отмене в установленном порядке и не может применяться правоприменительными органами, поскольку, по существу, является таким же, как положение, которое ранее Конституционным Судом Российской Федерации признано не соответствующим Конституции и сохраняет свою силу. Только в 2000 году, по неполным данным, таких определений вынесено более 30.

Подобная практика объяснима с прагматической точки зрения, а также в материально-правовом плане, как применение прецедентов, выработанных ранее Конституционным Судом. Но с точки зрения конституционного судопроизводства, процессуальной она требует теоретического осмысления, а также, возможно, внесения соответствующих поправок в ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

«Пропускные» возможности Конституционного Суда РФ по рассмотрению дел с вынесением итогового решения (постановления, заключения) весьма ограничены (не более 20-24 дел в год). Поэтому необходимо в целях реализации уже выработанных им правовых позиций, что относится к сфере исполнения решений, предоставить право конституционным (уставным) судам субъектов Российской Федерации, судам общей и арбитражной юрисдикции и в перспективе - административным судам, рассматривать дела о признании недействующими законов субъектов Федерации путем «распространения» на них правовых позиций Конституционного Суда. Естественно, что эта проблема должна быть разрешена на основе известных постановлений Конституционного Суда путем внесения изменений в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», а также принятия соответствующих конституционных законов о судах общей юрисдикции и административных судах.

Требует законодательного разрешения и проблема распространения на аналогичные случаи постановлений Конституционного Суда, принятых по жалобам граждан и запросам судов, которые сейчас являются основанием для пересмотра конкретных дел в установленном порядке (ч. 2 статьи 100 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). В связи с чем необходимо внесение соответствующих изменений в УПК и ГПК. Следует заметить, что в ряде постсоветских государств такие изменения уже сделаны. В частности, согласно статьям 2 и 237 ГПК Республики Казахстан, нормативные постановления Конституционного Совета являются составной частью гражданского процессуального права, а также основанием для пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу. Соответствующая норма имеется и в новом ГПК Кыргызской Республики (статья 361).

Надлежащее исполнение актов Конституционного Суда Российской Федерации невозможно обеспечить без их незамедлительного опубликования. В соответствии со статьей 78 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» постановления и заключения Суда подлежат опубликованию не только в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, но и в таких же изданиях субъектов Федерации, которых касается принятое решение. Как правило, проблем с этим в большинстве субъектов Российской Федерации не возникает. Но, к сожалению, имеются отдельные исключения. Многим известна эпопея с длительным неопубликованием в Республике Башкортостан Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года о несоответствии Конституции Российской Федерации отдельных положений конституций шести республик, в том числе и Республики Башкортостан. После жалоб граждан в различные инстанции Определение было опубликовано, но не в официальной (с большим тиражом) газете «Советская Башкирия - Известия Башкортостана», а в «Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан», тираж которых более чем в десять раз меньше, чем газеты.