Смекни!
smekni.com

ов «Кругозор» Путешествие к истокам ( топонимика родного края ) (стр. 4 из 5)

Многие населенные пункты Чистопольского района имеют названия, в которых окружающая природа находила свое отражение. По одной из версий исследователей, название «Каргали» от татарского карга - «ворона», то есть место, где много ворон. По другой версии, «Каргали» состоит из двух словосочетаний: «Гали» - имя первого поселенца, и «кара» – в переводе означает «черный» (цвет лица), то есть получило свое название первого поселенца. Село основано 600-700 лет тому назад. В составе Золотой Орды теперь уже в Булгарском улусе народы нашего края жили на протяжении двухсот лет. Заново стали отстраиваться разрушенные булгарские города и селения. В этих поселениях жили в основном те же булгары, что и раньше.

Каргали - это большое, ухоженное село 25 километрах юго-восточнее Чистополя, степенно протянувшееся вдоль автотрассы «Чистополь - Альметьевск», скорее напоминает небольшой городок или хотя бы поселок городского типа. Это самое крупное село района. С 1930 г. по 1958 г. наше село Каргали было центром Кызыл - Армейского района. Сегодня здесь проживают более двух тысяч человек, налицо все признаки цивилизации: и добротные дома, и магазины (в том числе и частных) с яркими вывесками, и двухэтажное здание почты с телеграфом, и современная АТС, и два детских садика, и больничный комплекс, и утопающая в зелени школа, и аптека, и клуб. А еще здесь находится знаменитая Чистопольская птицефабрика, три крупных производственных управления – одно газовое и два нефтяных. Это на первый взгляд кажется, что село вполне современное. На самом деле, как с гордостью заявляют его жители, а живут здесь отличающиеся особым говором татары - мишары, Каргали намного древнее Чистополя. В окрестностях были найдены древние надгробные памятники, датированные 1323 и 1333 годами. Фотографии тех самых старинных надгробных камней говорят, что еще где-то в 14 веках здесь жили наши предки. Когда-то большое татарское село Каргали было со всех сторон окружено густым лесом, богатым ягодами и грибами. Рядом было озеро, даже несколько озер. И еще было болото. Оно отделяло Каргали от другого селения Амин. Но болото высохло, и два села слились в одно. Поэтому в Каргали два старинных кладбища.

Старинное село Михайловка. Эта небольшая деревушка, входящая в состав Каргалинского совета местного самоуправления, вплотную примыкает к Каргали. Очевидно, очень скоро оба селения сольются в одно. Когда-то эта была помещичья усадьба, которой владел помещик Михайлов. Отсюда и название деревни. Испокон века в Михайловке селились староверы, которые жили обособленно и строго. Они утверждали, что эти земли им отдал царь.

В 1928 году вследствие государственной политики разукрупнения деревень из деревни Татарской Толкиш отделились 5 поселков: Ялан, Болгар, Уракча, Чаткы, Тубылгы. Поля, где переселились люди, были усыпаны красными цветами (дикий мак). Народ, поселившись здесь, стал называть это место «Кызыл Алан» («Красная поляна»), позже – «Кызыл Ялан» или «Кызыл Елань».

Это довольно красивое предание о происхождении названия поселка, но тем не менее нельзя упускать из виду и то, что поселок создали при большевиках, и цвет большевистской революции тоже был красным. По всей видимости, именно цвет большевистского красного знамени и увековечен в названии поселка. Это становится очевидным, если учесть дух того, сталинского времени.

Деревня Исляйкино имеет древнее происхождение. По свидетельству старожилов, свое начало она берет с булгарских времен. Основанием для такого предположения служит надгробный камень, датированный 1400 г. и находящийся на одном из кладбищ деревни. Несомненно, этот камень относится к золотоордынскому периоду, но есть основания предположить, что богатый житель данного периода не мог быть захоронен на ровном месте, в маленькой, ничего из себя не представляющей деревушке. Наверняка в деревне уже жило немалое количество людей, среди которых он и был богачом, владельцем земель.

По преданиям, первым поселенцем здесь был человек по имени Ислам. (Ислам – одна из трех мировых монотеистических религий, которая официально была принята в Волжской Болгарии в 922 г. После прибытия посольства из города Багдада). С течением времени к нему переселились и его братья. Так постепенно появилась небольшая деревня, в которую вскоре стали переселятся представители других народностей. Они-то и стали называть деревню по имени его первого поселенца «Ислам», «Ислям», «Исляйм», «Исляй».

Изгары. На обширной площади в центре села стоят несколько каменных и деревянных зданий, около них растут толстые тополя и березы. За околицей в сторону города Чистополя видна аллея столетних лип и кусты бузины, акации и одичалой вишни. Все говорит о том, что село это старинное.

В XVII в., то есть с возникновением в 1654 г. «Закамской черты», здесь, на заросшей бурьяном и кустарником плодородной земле, поселились русские земледельцы и основали у верховья реки свои поселения. Они занимались хлебопашеством, скотоводством, бортничеством и охотой.

В XVIII в. на эти плодородные земли, где уже жили крестьяне, стали переселяться помещики-крепостники, царские чиновники, духовенство. Помещики отняли у крестьян всю лучшую землю, луга, леса, а самих крестьян превратили в крепостных. Представители духовенства превратили приусадебный поселок, состоявший из дворовых людей, в село, которое постепенно росло. Село назвали Рождествено. Сюда в распоряжение помещиков, чиновники правительства Екатерины Второй сгоняли беглых крестьян, а потом к селу подселились крестьяне из погорелой деревни, которая находилась у верховья реки и была сожжена карателями дотла. От тлеющего пожара долго пахло гарью, и крестьян этой погорелой деревни в селе Рождествено прозвали «пришельцами из гари», «изгарами». В дальнейшем и село стали называть «Изгары-Рождествено», а позднее просто «Изгары».

Старое Ромашкино – забавное название, пахнущее летом, солнцем и полевыми травами. Не хочешь – заедешь, чтобы узнать, при чем тут ромашки, да еще старые. По - татарски название этого села из Чистопольской глубинки звучит не менее загадочно - Иске Роман. К ромашкам, как оказалось, название села не имеет никакого отношения, по крайней мере, так считают сами жители. Откуда истоки Старого Ромашкино, точно никто не знает. Но есть несколько версий. Одна из версий гласит, что основателем Старого Ромашкино был некий богатый купец по имени Роман. А по соседству располагалась русская деревня Тукмаклы, вот и назвали ее жители Романа Ромашкой, а село стали именовать Ромашкино. В трех километрах от Старого существовала когда-то и деревня Новое Ромашкино, поменьше первой. Но жители разъехались, дома опустели, деревня исчезла. А вот еще одна легенда. Происхождение названия деревни в преданиях связывается с именем первого поселенца Рахманкула – выходца из семьи торговца из города Алатырь (Чувашия), хотя до него здесь уже поселилась Надир бабай из города Черкасск Симбирской губернии (современная Ульяновская область). Деревню русские, сокращая имя Рахманкула, называли Рохман, позже Роман. Будто росло на месте нынешнего села Старое Ромашкино девять деревьев. И проходил мимо некий богатый человек по имени Рахманкул, заложить здесь деревню, сам в ней поселился, занялся пчеловодством. Его мед славился на всю округу. Рахманкул был настоящим дипломатом, умел хорошо ладить с русскими. Постоянно откупался от чиновников медом, поэтому они не трогали деревню, и та процветала. В селе до сих пор сохранились два кладбища, одно для мусульман, другое - для крещеных татар.

Староромашкинское городище расположено у села Старое Ромашкино, на правом берегу ручья, известного у местного населения как «Роман елгасы», правого притока реки Артъелга, левого притока реки Каргалка, правого притока реки Толкиш.

Площадь городища 38000 кв.м. Форма Староромашкинского городища вытянутая, туфлеобразная, что и нашло отражение в названии памятника местным населением «Калюш», в переводе с татарского «калоша». С севера и юга городище ограждено валами и рвами: с севера, со стороны мыса – линией обороны, состоящей из вала, расположенного между двумя рвами. На самой оконечности северной части мыса ярко выраженный треугольной формы выступ, образованный выкидом из внешнего рва и оканчивающийся резким обрывом к ручью. На поверхности вала прослеживаются пешеходная дорожка – выход за пределами городища.

В разное время на полях вокруг городища местные жители находили различные предметы, в том числе железный топор, ножи, черешковые наконечники стрел, лемех, светильники (лампы) из лощеной керамики.

Таким образом, характер оборонительных сооружений, значительная площадь городища и наличие обширного посада указывают на то, что на этом месте находился средневековый город домонгольского времени.

Местное население традиционно называет это городище «Кала», т.е. «город». Это указывает на наличие сооружений, связанных с этим городом, например, «Кала Купере», что означает «городской мост», связанный с Ногайской дорогой, идущей в направлении села Каргали, стоящего на месте древнего селища. Вблизи этого моста находится булгарско-золотоордынское кладбище («Ташбилге»), на котором сохранились 14 каменных надгробий, датируемых золотоордынским периодом. Из них 6 надгробий хорошей сохранности.