Смекни!
smekni.com

Конституция России 1918 г. (стр. 7 из 9)

Устанавливался более эффективный порядок кон­троля за законотворческой деятельностью местных органов советской власти. Так, акты местных съездов Советов могли быть отменены лишь вышестоящими съездами, их исполкомами, ВЦИК и его Президиумом, а постановления местных исполкомов, также и СНК.

Таким образом, уточнялось понятие декрета как источника права, а также разграничивались законода­тельные акты как источники права общегосударствен­ного и местного уровня. Вместе с тем в связи с фраг­ментарностью советского законодательства и наличи­ем существенных пробелов в праве роль источника права играло революционное правосознание.

§ 2. Проблема равноправия граждан

Одной из важнейших своих задач Советская власть считала ликвидацию таких пережитков феодально-крепостнических порядков, как сословные и религиоз­ные привилегии и ограничения прав, национальное угнетение и бесправие женщин.

В России вплоть до Октябрьской революции 1917 г. все подданные империи делились на четыре сословия: дворянство, духовенство, городское сословие (мещане) и крестьянство. Дворянство, духовенство и верхний слой городского населения (купечество и так называ­емые «почетный граждане» — буржуазия и буржуаз­ная интеллигенция) имели ряд сословных привилегий, в частности право свободного передвижения по стра­не и выбора места жительства, свободного выезда за границу и возвращения обратно, а дворянство — так­же получения высших орденов империи. Они имели также свои сословные учреждения — дворянские со­брания, игравшие существенную роль в местном уп­равлении, дворянские и купеческие клубы, банки, уч­реждения опеки и т. д. Крестьянство и низшие слои мещанства были ограничены в ряде своих прав (права передвижения и выбора места жительства, выезда за границу и т. д.). Для царской бюрократии были введе­ны военные и гражданские чины, разделенные на 14 классов, дававшие их обладателям немалые привиле­гии. Верхушка бюрократии, армейский генералитет сплошь состояли из дворянства. Тем более, что получе­ние чина полковника в армии, капитана 1-го ранга на флоте и действительного статского советника в граж­данской службе давало право для недворян на вступ­ление в дворянское сословие. Сословный характер государственного аппарата и офицерского корпуса подчеркивался и сугубо сословной наградной системой и обращением солдат к офицерам и людей из низших сословий к чиновникам: «ваше благородие» к младшим офицерам и чиновникам до VII класса, «ваше высоко­благородие» к старшим офицерам и чиновникам VI класса и «ваше превосходительство» к генералам и чиновникам от IV класса и выше.

К привилегиям и ограничениям прав по сословно­му признаку добавлялись привилегии по националь­ному и религиозному признакам. Россия — государство многонациональное. В нем проживало более ста наций, народностей и этнических групп. Причем русские составляли лишь 43,3 % всего населения. Большинство народов, входивших в Российскую Империю, были в той или иной мере ограничены в политических и граж­данских правах. Государственным языком признавал­ся только русский язык. Родными языками было зап­рещено пользоваться в государственных учреждениях, суде, учебных заведениях. Привилегии и ограниче­ния прав по национальному признаку тесно перепле­тались с ограничениями прав по религиозному при­знаку.

Православная религия являлась государственной. Официальным главой православной церкви, согласно Основным законам Российской империи 1906 г., был царь. Именно он своими указами утверждал в должно­сти членов высшего органа церковного управления — Святейшего правительствующего синода. И от его имени работу Синода контролировал назначенный императором обер-прокурор. Для других христианских религий (католической, протестантской и т. д.), а также иных религий (иудейской, мусульманской, буддийской и т. д.) существовали различные (причем для каждой свои) ограничения прав. Для иудейской, к примеру, «черта оседлости» (по реке Днепр, к востоку от кото­рой запрещалось селиться за исключением лиц неко­торых профессий), запрет на приобретение земли в соб­ственность, квоты для поступления в высшие учебные заведения, на государственную службу и т. д. Причем ограничениям прав по религиозному признаку прида­валось такое значение, что в паспортах и иных личных документах фиксировалась не национальная (этничес­кая) принадлежность подданных, а их вероисповеда­ние. При переходе иноверца в православие все пере­численные выше ограничения прав отпадали. Исклю­чением были «бродячие инородцы» (кочевники), где критерием для ограничения прав была не религиоз­ная или этническая принадлежность, а «бродячий» (кочевой) образ жизни. Фиксировалась в паспортах также сословная принадлежность (точнее сами пас­порта для лиц привилегированных сословий были иными).

Церковь осуществляла также ряд государственных функций, имевших непосредственное отношение к правам и обязанностям российских подданных. Так, приходские священники вели книги актов гражданс­кого состояния, то есть не только проводили религиоз­ные церемонии, но и регистрировали рождения, бра­ки, смерти. Именно в архивах приходских церквей хранились документы, имевшие важнейшее значение для гражданского, наследственного права. Брачно-семейные споры, в том числе разводы регламентирова­лись церковными правилами и рассматривались не государственными, а церковными судами (епархиаль­ными консисториями). Вся сфера просвещения конт­ролировалась церковью. Это означало, что во всех учебных заведениях, в том числе средних и высших, обязательно изучался «закон божий». А «законоучите­ли» — священники входили в состав ученых советов. Церковь контролировала содержание учебных про­грамм и учебников. Для чиновников и военнослужащих обязательна была религиозная присяга. При поступ­лении на учебу, на государственную службу, бракосо­четании, получении паспорта, следующего чина, орде­на обязательным было предоставление справки об ис­поведи от приходского священника. В случае, если на исповеди священник узнает о совершенном или гото­вящемся государственном преступлении, он обязан был в нарушение тайны исповеди сообщить об этом в жан­дармское управление. Таким образом, справка об ис­поведи являлась своеобразным свидетельством о по­литической благонадежности.

Осуществление церковью указанных выше госу­дарственных функций ставило в зависимость от нее всех подданных империи, формально причисленных к православию независимо от степени их религиознос­ти (понятия «атеист» в законе не предусматривалось) и, в том числе, использование ими своих политических и гражданских прав.

Требовала решения и проблема бесправия жен­щин. По дореволюционному Российскому праву жен­щина вообще не рассматривалась как самостоятельная личность. Ее социальный статус определялся по отцу или мужу (дочь чиновника такого-то, или жена купца такого-то). Поэтому замужняя женщина вписывалась в паспорт мужа и должна была за ним следовать. Он определял место жительства семьи, распоряжался семейным имуществом, даже в случае раздельного имущественного режима в браке, жена без согласия мужа не могла отчуждать лично ей принадлежащего имущества или принять от кого-либо наследство. Муж определял судьбу детей и при разводе по закону они оставались с отцом. В случае раздельного проживания супругов (даже кратковременного) для жены требовал­ся от полиции отдельный вид на жительство, выдавав­шийся с письменного согласия мужа, которое могло быть им в любой момент аннулировано. В этом случае жена обязана была немедленно вернуться в дом мужа. А при отказе сделать это добровольно, могла быть пре­провождена в дом мужа полицией принудительно.

В сельской общине земельный пай полагался лишь на мужчин, а женщинам был не положен. Поступить на работу женщина могла лишь с согласия мужа, а ее зарплата была значительно ниже зарплаты мужчин на такой же труд.

Характерно, что в годы I мировой войны разреше­но было принимать женщин на работу в госаппарат, но только на канцелярскую работу и на должности не выше восьмого класса, но без права присвоения класс­ных чинов и награждения орденами и медалями за выслугу лет, положенных чиновникам — мужчинам.

Еще более трудным и унизительным была положе­ние женщин восточных регионов империи. Шариат и адаты (обычное право) узаконивали многоженство, куплю и продажу невест (калым), выдачу замуж мало­летних и т. д. Обычай затворничества отгораживал от внешнего мира мусульманку.

Не следует думать, что российское законодатель­ство, определившее правовой статус женщин, было уникальным. Ограничения гражданских и семейных прав женщин были в той или иной степени присущи всем европейским странам, не говоря уж о странах Востока. Многие из подобных ограничений действуют в ряде стран и в настоящее время.

После Февральской революции 1917 г. буржуаз­ное Временное правительство предприняло ряд роб­ких и нерешительных попыток отменить привилегии и ограничения прав по сословным, национальным и религиозным признакам. Так, в «обращении к гражда­нам» от 7 марта 1917 г. и в постановлении «О свободе совести» от 14 июля 1917 г. провозглашалась отмена национальных и религиозных ограничений. Но эта мера практически осталась на бумаге, поскольку за церковью по-прежнему осталось исполнение государственных функций. В августе 1917 г. министерство юстиции подготовило проект постановления об отмене гражданских чинов и связанных с ними привилегий, но Временное правительство так и не решилось его утвердить. Практически было лишь отменено титулова­ние офицеров и чиновников («ваше благородие» и т. д.). Единственным реальным достижением можно считать разработанное Юридической комиссией положение «О выборах в Учредительное собрание», которое установи­ло всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. По этому «Положению» избира­тельным правом наделялись и женщины. Правда, в данном случае члены Юридической комиссии последо­вали той практике, которая уже сложилась в России после Февраля явочным порядком на выборах в Советы рабочих и солдатских депутатов, где женщины-работ­ницы голосовали на равных основаниях с мужчинами. Участие в выборах женщин было закреплено в решени­ях Всероссийского совещания Советов в апреле 1917 г. С формально-юридической точки зрения именно в ука­занном «Положении» женщины впервые официально получили право голоса. Таким образом, Россия оказа­лась первой страной, наделившей женщин избиратель­ным правом. Во Франции и Германии женщины полу­чили избирательное право в 1919 г., в Великобритании в 1918 г., но лишь начиная с 30-летнего возраста и за­мужние. А все остальные совершеннолетние женщины лишь в 1928 г. В США женщины стали участвовать в выборах с 1920 г.