Смекни!
smekni.com

Конституция Российской Федерации: сущность, структура и содержание (стр. 4 из 6)

В Российской Федерации местное самоуправление не только признается (ст. 12), но и гарантируется органами власти Федерации и ее субъектов, причем гарантии местного самоуправления могут быть общеполитические, морально-этические, а также более конкретные – экономические, юридические, организационные и др.

В главе 8 конкретизированы положения ст. 12 гл. 1 об основах конституционного строя. Закрепленная здесь модель местного самоуправления приближается к общепринятому во многих странах эталону местного самоуправления как демократического института. Она достаточно определенно указывает цель, к которой надо стремиться в реформировании местной власти.

Определяя основные параметры местного самоуправления, Конституция как бы завершает поиски его правовых форм.

Развитие России как федеративного государства обусловило новый подход к разделению компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации в определении статуса местного самоуправления. Однако, хотя к совместному ведению Федерации и ее субъектов стало относиться установление общих принципов организации местного самоуправления, в прежней Конституции сравнительно подробно определялась организация местного самоуправления, в том числе функции постоянных комиссий местных Советов, полномочия председателей Советов, статус местной администрации и т.п.

Глава 8 действующей Конституции Российской Федерации устранила эти противоречия. Она уточнила государственно-правовую характеристику местного самоуправления, существенно обогатив ее. Конституция сузила нормативное регулирование местного самоуправления. Она в более общих формулах, чем прежняя Конституция, зафиксировала основные параметры местного самоуправления. В значительной мере именно из гл. 8 Конституции можно вывести содержание общих принципов организации системы местного самоуправления, определение которых остается в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, хотя содержание этих принципов и не сводится только к тому, что закреплено в данной главе[10].

В статье 130 Конституции раскрывается смысл местного самоуправления. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения – вот суть местного самоуправления. Никто, никакой орган не вправе вмешиваться в решение этих вопросов субъектами местного самоуправления, утверждать, отменять или приостанавливать действия их актов, если они приняты в рамках закона. Согласно ч. 1 ст. 131 местное самоуправление осуществляется, прежде всего, в городских и сельских поселениях, т.е. в городах, поселках, селах, деревнях.

В ч. 1 статьи 132 дается перечень важнейших вопросов местного значения, решаемых органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Поправки к положениям гл. 3, 8 Конституции, за исключением ст. 65, вносятся в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов, после их одобрения законодательными (представительными) органами не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации (ст. 136). Как показывает практика зарубежного конституционного развития, подобный усложненный порядок внесения поправок существенно ограничивает возможности конституционного пересмотра. Для сравнения укажем, что в Соединенных Штатах Америки при сходном усложненном порядке принятия конституционных поправок в текст Конституции за двести лет ее существования было внесено только 27 поправок.

Особый порядок установлен на случай изменения ст. 65 Конституции. При принятии в состав Российской Федерации и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, а также при изменении конституционно -правового статуса субъекта Российской Федерации соответствующие федеральные законы также принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов. Своеобразно решается вопрос о порядке изменения наименования субъекта Российской Федерации. Соответствующие изменения включаются в текст ст. 65 Конституции указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта Федерации, принятого в установленном им порядке. В указанных случаях конституционные поправки не подлежат одобрению со стороны законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации (ст. 137).

4. Отображение правовых институтов законодательной, исполнительной и судебной власти в Конституции РФ

В ст. 5, 10 и 11 гл. 1 «Основы конституционного строя» раскрыты значение и сущность принципов разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых самостоятельна. Каждой из этих властей в Конституции посвящена отдельная глава. Права и обязанности законодательной власти рассматриваются в основном в гл. 5 «Федеральное Собрание», исполнительной – в гл. 6 «Правительство Российской Федерации» и судебной – в гл. 7 «Судебная власть».

Логика построения Конституции Российской Федерации соответствует принципу разделения властей. Реализация принципа разделения властей в российской Конституции также не означает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственным источником, согласно ст. 3 Конституции, является многонациональный народ Российской Федерации. То, что главам, посвященным трем ветвям власти, в Конституции предшествует гл. 4 «Президент Российской Федерации», объясняется важностью единства государственной власти[11]. С этой главы начинается изложение в Конституции системы государственных органов Российской Федерации, что, помимо прочего, объясняется также особым значением Президента в организации государственной власти Российской Федерации.

Президент Российской Федерации занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Конституция возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти. В этом, в частности, смысл содержащегося в Конституции положения: «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина», а также того, что Президент устанавливает основные направления политики государства[12].

Важно отметить, что, обеспечивая и направляя деятельность всех государственных органов Российской Федерации и выполняя функцию по их координации, Президент действует только в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, точно так же, как и все остальные федеральные органы государственной власти: Федеральное Собрание, Правительство, суды[13]. Они самостоятельно осуществляют свои конституционные функции.

Правовое положение Президента характеризуется, прежде всего, тем, что он является главой государства, из чего следует, что он – первый среди государственных должностных лиц, единственный, кто избирается всем избирательным корпусом Российской Федерации. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Исходя из сложившейся международной практики, это означает, что его заявления и акции не нуждаются в каком-либо удостоверении, в каких-то специальных полномочиях.

Президент всегда действует ex officio, т.е. на основании факта, что именно он является главой суверенного государства.

Именно как глава государства Президент наделен правом обращаться с посланиями к федеральному законодательному органу, правом законодательной инициативы и отлагательного вето. Президент в случае несогласия с законом может его отклонить и направить на новое рассмотрение в палаты Федерального Собрания. Однако право отклонения законов неприменимо к федеральным конституционным законам, которые принимаются квалифицированным большинством голосов в обеих палатах Федерального Собрания, а также к тем федеральным законам, которые повторно одобрены в ранее принятой редакции 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Важнейшие функции Президента связаны с исполнительной властью. Часть из них осуществляется им лично (руководство внешней политикой, реализация функций Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и т.д.) либо относится к исполнительной власти. Так, Президент оказывает решающее влияние на формирование и отставку Правительства, вправе председательствовать на заседаниях Правительства и т.п.

Очевидно, что в той мере, в какой Президент лично реализует функции исполнительной власти и определяет содержание деятельности Правительства, которому принадлежит исполнительная власть в Российской Федерации, на него должен распространяться принцип разделения властей. При этом надо учитывать сложность переплетения сфер деятельности и полномочий Президента и Правительства[14].

Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства, а по предложению последнего – и персональный состав Правительства. Кроме того, Президент имеет возможность ограждать Правительство от необоснованного, по его мнению, ограничения законодательной властью свободы действий власти исполнительной. Так, Президент может не согласиться с выраженным Государственной Думой недоверием Правительству и в предусмотренных Конституцией случаях и порядке распустить Государственную Думу (ст. 84, 109, 111, 117).