Смекни!
smekni.com

Конституция РФ 1993 года о принципе государственного устройства РФ (стр. 5 из 6)

Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

2.2 Статус субъектов Российской Федерации

Статус республики в соответствии с федеральной Конституцией характеризуется прежде всего тем, что она является государством. Особенности ее конституционно-правового положения заключаются в следующем. Как государство, она имеет свою конституцию и законодательство, государственные символы (герб, флаг, гимн), соответствующие названия органов власти (президент, парламент, правительство, министерства и т.п.). Республика вправе в соответствии со ст. 68 Конституции Российской Федерации устанавливать свой государственный язык, который в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республики употребляется наряду с государственным языком Российской Федерации. Некоторые республики ввели также республиканское гражданство.

Конституция республики имеет высшую юридическую силу по вопросам, отнесенным к ведению республики, прямое действие и применяется на всей территории республики. В конституции республики ее статус развивается и конкретизируется[20].

Основной закон Республики Калмыкия называется не конституцией, а Степным уложением. Но оно, определяя конституционное положение республики в составе Российской Федерации, отличается лишь другим наименованием.

Статус всех других, кроме республик, субъектов Российской Федерации характеризуется тем, что они не являются государствами. Их статус определяется Конституцией Российской Федерации и уставами, которые принимаются ими самостоятельно, не утверждаются и не регистрируются каким-либо федеральным органом государственной власти. В федеральной Конституции установлено, что уставы принимаются законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов Российской Федерации в отличие от республик, которые сами определяют способ принятия своих конституций.

Устав субъекта Федерации по своему значению и роли аналогичен конституции республики. Некоторые из уставов именуются основным законом. Они имеют высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам субъектов Федерации.

По структуре и содержанию уставы существенно различаются. Так, Устав Нижегородской области состоит из семи разделов, включающих 16 глав и 64 статьи. Устав Тамбовской области состоит из 12 разделов, включающих 60 глав и 125 статей. Однако предметы регулирования и одного, и другого по существу одинаковы[21].

Специфика статуса автономных округов заключается в том, что все они, за исключением Чукотского автономного округа, который непосредственно входит в состав Российской Федерации, включены в состав края или области. Несмотря на это, автономный округ не утрачивает государственно-правовых атрибутов статуса самостоятельного субъекта Федерации.

И все же вхождение автономных округов в состав края и области не может не породить особых отношений между этими субъектами Российской Федерации. Такие отношения должны быть отражены прежде всего в их учредительных документах - уставах. Однако в принятых некоторыми автономными округами уставах, например в Уставе Ямало-Ненецкого автономного округа, подобные положения отсутствуют, что в конкретном случае было расценено органами власти Тюменской области, в состав которой входит названный автономный округ, как стремление округа в одностороннем порядке изменить свой статус, что по Конституции Российской Федерации недопустимо.

Как отмечается в определении Конституционного Суда, взаимоотношения автономного округа и края (области), в состав которого он входит, отличаются от их отношений с другими субъектами Федерации. Вхождение автономного округа в край (область) обязывает оба субъекта Федерации строить свои взаимоотношения с учетом исторически сложившихся на момент принятия Конституции Российской Федерации и не противоречащих ей государственно-правовых реалий. Оно предполагает определенное распространение на основе взаимного согласия и договоренностей юрисдикции органов государственной власти края (области) на территорию автономного округа. Край (область) и входящий в него автономный округ обязаны в интересах населения поддерживать сложившиеся территориальные, экономические, политические, социальные, этнические и иные отношения посредством различных форм взаимодействия, включая перераспределение предметов ведения и полномочий, их делегирование, совместное осуществление, не допуская односторонних, не согласованных друг с другом действий в сфере общих интересов края (области) и автономного округа.

Часть 5 статьи 66 предусматривает возможность изменения статуса субъекта Российской Федерации. Это может быть осуществлено по взаимному согласию Федерации и субъекта, что означает невозможность изменения статуса субъектом Федерации в одностороннем порядке. Процедуры изменения статуса субъекта Федерации будут установлены федеральным конституционным законом, принятие которого предусмотрено Конституцией.

Вопрос об изменении статуса субъекта Российской Федерации мог бы быть решен в следующем порядке. Орган законодательной власти субъекта Федерации, используя принадлежащее ему право законодательной инициативы, вносит в соответствии с принятым им решением проект соответствующего закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. По вопросу об изменении статуса субъекта Федерации принимается в порядке, предусмотренном Конституцией, федеральный конституционный закон, а затем в ч. 1 ст. 65 Конституции вносятся изменения.


2.3 Состав территории Российской Федерации

Состав территории Российской Федерации определяется ч. 1 статьи 67 и состоит из трех категорий пространств: сухопутного, водного и воздушного. Статус всей государственной территории Российской Федерации находится в ведении Федерации (ст. 71, п. "б"), которая обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории и, следовательно, изменить ее может только сама.

Статус территории субъектов Федерации определяется федеральной Конституцией и конституциями и уставами субъектов Федерации. В частности, в конституциях и уставах указывается, как правило, состав территории субъекта Федерации, перечислены административные районы, города республиканского, краевого, областного, окружного подчинения, специальный статус отдельных территорий.

Непосредственно в состав территории Российской Федерации входят и территории автономных округов, хотя они, за исключением Чукотского автономного округа, находятся в составе края или области. Так, в Уставе Ханты-Мансийского автономного округа указывается, что "территория Ханты-Мансийского автономного округа является неотъемлемой частью единой территории Российской Федерации" (ч. 1 ст. 4).

Свои суверенные права на территории субъектов Федерации Российская Федерация осуществляет в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации.

Субъекты Федерации не вправе сами устанавливать особый статус своей территории, объявляя ее, например, "свободной от производства, размещения, хранения, использования, испытания ядерного, химического, бактериологического и иных видов оружия массового поражения, их промышленных отходов" (ст. 6 Конституции Республики Саха (Якутия).

Границы между субъектами Федерации являются административными (не государственными). Сами субъекты Федерации не вправе устанавливать таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Территория Российской Федерации включает также внутренние воды и территориальное море[22].

Внутренние воды состоят из вод морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых принадлежат Российской Федерации, а воды расположены в сторону берега от тех исходных линий, от которых отсчитывается территориальное море, а также вод рек, озер, иных водоемов, берега которых принадлежат Российской Федерации. Внутренние воды находятся под полным суверенитетом Российской Федерации, которая вправе регламентировать их правовой режим.

Территориальное море составляет морской пояс шириной до 12 морских миль, примыкающий к сухопутной территории государства или к его внутренним морским водам. Ширина территориального моря России, как и многих других государств, составляет именно 12 морских миль. В отдельных государствах принята меньшая норма - 3, 4, 6 морских миль. При этом территориальное море есть составная часть государственной территории, поэтому его правовой режим определяется национальным законодательством. Однако территориальное море имеет и важное значение для международного морского судоходства, а его правовой режим затрагивает существенные интересы иностранных государств.

Воздушное пространство, являясь составной частью территории Российской Федерации, ограничивается государственными сухопутными и морскими границами. Оно распространяется над сухопутной и водной территорией, в том числе и над территориальными водами. Однако высотные пределы распространения суверенных прав Российской Федерации, как и других государств, остаются в международном праве неурегулированными.

Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. В соответствии с нормами морского права континентальный шельф прибрежного государства включает поверхность и недра морского дна подводных районов, находящихся за пределами территориальных вод на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. В соответствии с федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30 ноября 1995 г. внешняя граница континентального шельфа Российской Федерации находится на расстоянии 200 морских миль от исходной линии, от которой отсчитывается ширина территориального моря. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.