Смекни!
smekni.com

Коррупция: общественная опасность и правовые последствия (стр. 4 из 5)

По данным МВД РБ число хищений путем злоупотребления служебными полномочиями, а также фактов злоупотреблений властью и служебными полномочиями, совершенных в составе организованных групп, в 2009 г. увеличилось почти в два раза. При этом отмечается, что большинство коррумпированных должностных лиц — это руководители, в функции которых входит решение ключевых организационно-правовых вопросов, касающихся заключения хозяйственных договоров купли-продажи либо контрактов на поставку сырья (оборудования), распоряжения имуществом, отвода земельных участков под строительство, предоставления в аренду зданий, помещений и т.д. Особую озадаченность сотрудников правоохранительных органов вызывает активное использование злоумышленниками криминальных схем, направленных на завышение цены оборудования и материалов при осуществлении внешних государственных закупок.

4. Борьба с коррупцией на международном уровне

Проблема коррупции в последние десятилетия приобрела актуальность и на международном уровне. Она обсуждалась на Восьмом и Девятом конгрессах ООН. В резолюции, принятой Восьмым Конгрессом, отмечалось, что проблемы коррупции носят всеобщий характер и оказывают пагубное влияние на экономику стран, подрывая эффективность правительственных решений, наносят ущерб состоянию морали, расшатывают доверие граждан к правительству и разрушают принцип справедливого и беспристрастного правосудия.

На заседании Девятого Конгресса ООН (Каир, 1995) был обсужден и одобрен «Международный кодекс поведения государственных должностных лиц». При этом отмечалось, что коррупция проникла в экономику, политику, во все сферы общественных отношений, что она вышла за рамки национальных границ и приобрела глобальные масштабы, что дела о коррупции, поступающие в суды, представляют собой верхушку айсберга. Для борьбы с коррупцией предлагалось расширение гласности, свободы для СМИ, независимости уголовного правосудия, а также ужесточение контроля за деятельностью чиновников.

Международное сообщество, озабоченное транснациональной коррупцией, рекомендовало ввести в национальное законодательство также уголовную ответственность за подкуп за рубежом. Особое распространение это деяние имеет в международной торговле оружием, самолетами, кораблями, нефтепродуктами, а также при заключении контрактов на военное и гражданское строительство, где нет стандартных цен, но давно существуют таксы комиссионных для должностных лиц разных уровней.

Специальная комиссия Организации экономического сотрудничества и развития разработала рекомендации, касающиеся борьбы с международной коррупцией. А в 1996 г. 34 развитые страны мира парафировали международную конвенцию, признающую уголовным преступлением подкуп иностранных должностных лиц. «Transparency International», которая развернула кампанию против коррупции в международном бизнесе, приветствовала эту акцию. Аналогичную позицию заняли и другие международные организации – Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация.

Намного раньше такой закон был принят в США. После разоблачения случаев взяток, которые выплачивались крупными корпорациями США за получение иностранных заказов, уже в 1977 г. в США был принят Закон об иностранной коррумпированной практике.

В 1996 г. Комитетом министров Совета Европы была принята Программа действий по борьбе с коррупцией, в 1999 г. Советом Европы - Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, направленная на осуществление международного сотрудничества в уголовно-правовой сфере, предусматривающая проведение общей уголовной политики, направленной на защиту общества от коррупции, включая принятие соответствующего законодательства и профилактических мер. Конвенцией предусматривается согласование квалификации правонарушений в форме коррупции как уголовно наказуемых деяний, укрепление сотрудничества в целях преследования за совершение таких правонарушений, а также создание эффективного механизма для принятия последующих мер, открытого для участия на равной основе государств-членов и государств, не являющихся членами Совета.

В Конвенции, в частности, указывается, что каждое государство, присоединившееся к Конвенции, принимает такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для обеспечения того, чтобы юридические лица могли быть привлечены к ответственности в связи с совершением уголовных правонарушений, заключающихся в активном подкупе, злоупотреблении влиянием в корыстных целях и отмывании доходов, признанных в качестве таковых в соответствии с данной Конвенцией и совершенных в их интересах каким-либо физическим лицом, действующим в своем личном качестве, или в составе органа юридического лица и занимавшим руководящую должность в юридическом лице, в процессе:

– выполнения представительских функций от имени юридического лица;

– осуществления права на принятие решений от имени юридического лица;

– осуществления контрольных функций в рамках юридического лица;

– в связи с участием такого физического лица в вышеупомянутых правонарушениях в качестве соучастника или подстрекателя.

Законом Республики Беларусь от 26 мая 2003 г. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию была ратифицирована со следующим заявлением: «Республика Беларусь обязуется выполнять положения некоторых статей Конвенции по мере развития своего национального законодательства». Известно, что действующий в Республике Беларусь Уголовный кодекс не предусматривает возможности привлечения к уголовной ответственности юридических лиц, поэтому в этой части положение Конвенции в республике не может быть исполнено в настоящее время.

Республикой Беларусь последовательно ратифицированы и выполняются требования основных международных актов по борьбе с коррупцией, в числе которых:

– Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, подписанная в г. Страсбурге 27 января 1999 г.;

– Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, подписанная Республикой Беларусь в г. Палермо 14 декабря 2000 г.;

– Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.;

–Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г. (ратифицирована в 2005 г.).

5. Роль гражданского общества в противодействии коррупции

Замечено, что люди в различных странах не питают доверия к процессу борьбы с коррупцией. Президент Уганды Мусевени на открытии конференции по проблемам коррупции, состоявшейся в Энтеббе еще в 1994 г., по этому поводу заметил: «Реальная проблема заключается в том, что лица, призванные обеспечивать соблюдение законности, сами нуждаются в надзоре, и это явно представляет собой порочный круг. Если наше высшее руководство не имеет морального авторитета, весьма трудно искоренить коррупцию, а, к сожалению, именно наверху воровство происходит в подлинно крупных масштабах. Для борьбы с коррупцией на таком уровне морального воздействия недостаточно. Нам необходимы юридические санкции и обеспечение соблюдения законов о коррупции. Если такие санкции в отношении коррупции не существуют, они должны быть введены. Проблема… состоит в том, что коррумпированные руководители, являющиеся также законодателями, не принимают законы для борьбы с коррупцией, поскольку тем самым они создавали бы проблемы для самих себя».

Таким образом, одной из главных проблем, препятствующих эффективной борьбе с коррупцией, является решение вопроса – кто должен вести эту борьбу.

Поскольку коррупция тесно связано с деятельностью представителей государственной власти, наделенными определенными полномочиями, то наивно рассчитывать на то, что эта самая коррумпированная государственная власть решит проблему коррупции. Очевидно, что создание многочисленных государственных структур, занимающихся борьбой с коррупцией, не только не решает проблемы, но и усугубляет ее. Чем больше появляется контролирующих, лицензирующих, проверяющих и разрешающих государственных структур, тем большее количество государственных чиновников получает возможность извлекать из своего служебного положения личную выгоду. При этом сами представители этого «контролирующего» сектора фактически выведены из-под контроля общества. Тем самым для коррупции создается самая благоприятная почва.

Аналитический материал социологических исследований по проблеме коррупции свидетельствует, что повсеместные злоупотребления чиновников разуверили людей в возможности привлечения преступников высокого ранга к ответственности. Согласно полученным данным только 10,3% опрошенных жаловались на ущемлявших их законные права чиновников. На вопрос «Почему не жаловались?» отвечали, что считают жалобу на чиновника бесперспективной. Они убеждены, что злоупотребления должностных лиц стали правилом, и что вышестоящие ведомства не заинтересованы в справедливом разбирательстве. Были среди опрошенных и те, кто боялся обращаться с жалобой из-за страха еще более усугубить свое положение. Из всех жаловавшихся на злоупотребления чиновников полностью удовлетворенными разбирательством остались только 2,3%, частично – 3,3%.

Таким образом, концептуальная идея борьбы с коррупцией заключается в том, что бороться с нею следует, прежде всего, силами гражданского общества, используя при этом такие механизмы, как создание независимых неправительственных общественных объединений, независимых средств массовой информации, укрепление независимости судебной системы, широкое распространение местного самоуправления.

Важно подчеркнуть, что успех в борьбе с коррупцией зависит, прежде всего, от активного участия в этом процессе населения. Количество людей, страдающих от произвола коррумпированных чиновников, намного больше числа этих чиновников. Для изменения ситуации люди должны осознать свое законное право контролировать чиновников, требовать у них отчета о расходовании государственных средств, проверять их профессионализм и нравственные качества, избавляться от нерадивых и нечестных бюрократов. Положение о том, что государственный чиновник – слуга народа, наемный работник, недостаточно записать в законах. Важно внедрить его в сознание людей, чтобы они почувствовали себя полноправными и ответственными хозяевами страны.