Смекни!
smekni.com

на тему (стр. 4 из 8)

Характерологические свойства можно разделить на две группы: базисные (терминальные) и инструментальные. Первые должны спо­собствовать удовлетворению сущностных потребностей человека (со­здавать, в первую очередь, внутреннюю гармонию), вторые — удов­летворять запросы общества (создавать внешнюю гармоничность). Н.Пезешкиан назвал их актуальными первичными и вторичными способностями. Дифференциально-аналитическая концепция Н.Пезешкиана позволяет оценивать как норму, так и аномалии характе­ра, а также выявить причины явных и скрытых межличностных конфликтов.

Феноменологически особенности характера представлены широ­ким спектром черт, формируемых в процессе воспитания. Вот лишь некоторые из них: пунктуальность, чистоплотность, организован­ность, послушание, вежливость, доверчивость, уверенность в себе, старательность, бережливость, надежность, точность, терпеливость, прямота. Каждая из них способны выступать в альтернативной фор­ме и отражать аномалию развития характера. Выраженность и на­правленность многих из черт характера оказывается значимой в кли­нической психологии при оценке типов психического реагирования на заболевание, выработке эффективного уровня взаимоотношения и взаимодействия между медицинским работником (врачом, меди­цинской сестрой, психологом или социальным работником) и па­циентом. К примеру, причиной конфликта в клинике может стать нечистоплотность или неорганизованность медицинского персонала или непунктуальность или нетерпеливость больного, вызванного для проведения процедур.

Черты характера в клинической психологии традиционно объе­диняют в группы на основании преобладания тех или иных качеств и свойств, а также их специфического сочетания, указывая преоб­ладающий характерологический радикал. Выделяют следующие типы характера: 1) истерический, 2) шизоидный, 3) эпилептоидный, .4) психастенический, 5) астенический, 6) паранойяльный.

Личность

Личность — это относительно устойчивая система социально зна­чимых черт, характеризующая индивида как члена того или иного общества или общности. Другими словами, для становления и про­явления личностных качеств существенное значение имеет социум. Если свойства темперамента или черты характера могут проявляться вне зависимости от социального окружения (к примеру, эмоцио­нальность, чистоплотность и аккуратность отшельника, не видяще­го людей многие годы), то качества личности невозможно прояв­лять вне общения и взаимодействия с людьми или иными живыми существами.

Основными отличиями личностных качеств от характерологи­ческих черт являются: степень волевой регуляции поведения, исполь­зование нравственных оснований, мировоззренческих установок, склон­ностей и социальных интересов для при выборе системы поступков. Поступок или система поступков как отражение особенностей ха­рактера совершаются в силу выработанной и усвоенной индивидом традиции, привычке и до определенной степени автоматизирова­ны, то в рамках личностных качеств они опосредуются мотивами, интересами, склонностями, потребностями и регулируются с помощью волевых актов.Ю.М.Орлов предложил разделять людей на две категории в зависимости от истоков поведения: «людей привычки» и «людей воли».

Первая в своей деятельности базируется на характерологических особенностях, вторая — на личностных. Типы характера различаются направленностью и сферой применения «привычек». Человек по привычке может быть пунктуальным, чистоплотным, аккуратным или прилежным. Если черты характера сформированы, то поступки индивида не требуют от него приложения каких-нибудь усилий для их выполнения. Однако, в жизни привычка может идти вразрез с требованиями обстоятельств и тогда необходимости сде­лать волевое усилие для совершения малоинтересного или кажуще­гося неактуальным действия. Волевая регуляция деятельности осно­вана на тех социальных потребностях, которые формируются в пе­риод зрелости человека. Это потребности принадлежать к социаль­ной группе, занимать в ней определенное положение, пользоваться вниманием и привязанностью окружающих, быть объектом уважения и любви. Немаловажными являются и социальные потребности «для себя» (П.В.Симонов) — потребности в самоуважении и самоактуа­лизации.

Для удовлетворения социальных потребностей человек в процес­се воспитания и самовоспитания стремится обрести общественно поощряемые нравственные качества и сформировать социально одоб­ряемое и разделяемое референтной группой или коллективом мировоззрение. А также выработать качества, на основании которых он смог бы принимать и уважать себя. К личностным качествам можно отнести: доброту или злобу (к примеру, добросердечность, добропорядочность или непорядочность, альтруизм или эгоизм, филантропию или мизантропию), любовь или ненависть (жалость или черствость, неравнодушие или равнодушие), верность или неверность, храбрость или трусость, оптимизм или пессимизм, стыдливость, совестливость или бессовестность, алчность или щедрость, лживость кили честность, справедливость и правдолюбие и др.

Стать личностью — означает, во-первых, занять определенную жизненную позицию, прежде всего определяющую нравственные приоритеты, во-вторых, в достаточной степени осознать ее и нести за нее ответственность, в-третьих, утверждать ее своими поступками и делами (Б.С.Братусь). Занятие жизненной позиции и выработка для ее поддержания определенных личностных качеств определяется личностным смыслом, личностным значением, которые должны ответить на вопрос ради чего совершается или должно быть совершено то или иное действие. Личностный смысл выражает отношение субъекта к явлениям объективной действительности, он создается в результате отражения субъектом отношений, существу­ющих между ним и тем, на что его действия направлены как на эй непосредственный результат (цель). Т.е. личностный смысл порождается отношением мотива к цели.

Одной из важных характеристик личности является ценностная ориентация, или личностные ценности. Под личностными ценностями понимают осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни.

Индивид в процессе становления личностных качеств овладевает философией жизни, производит ранжирование ценностей в имости от нравственных устремлений, решает наиболее трудный вопрос о смысле жизни.

К С Братусь предложил при оценке личностных качеств использовать уровневую характеристику смысловых сфер. Он выделил че-гое уровня: прагматический, эгоцентрический, группоцентрический, просоциальный. Нулевой уровень — это собственно прагматические, ситуационные смыслы, определяемые самой предметной логикой достижения цели в данных конкретных условиях. Исходным момен­том первого уровня является личная выгода, удобство, престиж­ность. В рамках второго уровня смысловым моментом отношений к действительности становится близкое окружение человека (семья, группа), которую он либо отождествляет с собой, либо ставит ее выше себя в своих интересах и устремлениях. Третий уровень вклю­чает в себя коллективистскую, общественную и, как свою высшую ступень, общечеловеческую смысловые ориентации.

Немаловажным параметром личности считается ориентация его целей и потребностей. Выделяют два типа ориентации: индивидуа­лизм и коллективизм. Под индивидуализмом понимается приоритет целей и потребностей индивидуума над потребностями основных групп (семья, коллектив, общество). При коллективистской модели личные ценности и потребности подчинены потребностям группы. Однако, взаимоотношение людей в обществе более разнообразно и способствует формированию четырех комбинаций индивидуализма и коллективизма, что в свою очередь определяет развитие тех или иных личностных качеств. Описаны горизонтальный и вертикаль­ный индивидуализм и коллективизм.

Для клинической психологии знание механизмов формирования личностных качеств, также как и механизмов становления характерогических свойств, являются весьма актуальными. Их актуальность связана с распространенными изменениями характера и личности, появляющимися у лиц, у которых возникло соматическое или психическое заболевание, которые перенесли жизненные по­трясения.

Одной из наиболее значительных и убедительных концепций в области клинической психологии

является дифференциально-аналитическая концепция.

В ней, в частности, разработана схема приоритетных отношений (ценностей) человека и описаны кардинальные психологические особенности, формирование которых можно объяснить различными ценностными приоритетами.

Личность в психоаналитической теории З.Фрейда рассматривается в единстве трех основных структурных компонентов души: Ид (Оно), Эго и Суперэго. Ид (Оно), как считал З.Фрейд, содержит все унаследованное, все, что есть при рождении, что заложено в конститу­ции, т.е. инстинкты. Это первоначальная, базисная структура лич­ности, открытая как соматическим требованиям тела, так и дей­ствиям Эго и Суперэго. Содержание;Ид почти целиком бессозна­тельное. Оно включает психические формы, которые никогда не были сознательными, равно как и материал, который оказался не­приемлемым для осознания. Мысли или воспоминания, вытеснен­ные из сознания и обретающиеся; среди теней Ид, по-прежнему способны влиять на психическую жизнь человека. Эго является той частью психического аппарата, которая находится в контакте с внеш­ней реальностью. Основной внешней задачей Эго З.Фрейд называет самосохранение посредством бегства, адаптации или деятельности; основной внутренней задачей — контролирование инстинктов в виде подавления, ослабления, сублимации, исходя из обстоятельств и требований внешнего мира. Суперэго служит судьей (цензором) де­ятельности и мыслей Эго. Это, по мнению З.Фрейда, хранилище моральных установлений, норм поведения. Базисными функциями Суперэго являются совесть, самонаблюдение и формирование иде­алов.