Смекни!
smekni.com

Экспозиция школьного музея (методические рекомендации) (стр. 2 из 2)

Графа 1. Наименование подтем - записывается наименование экспозиционных подтем.

Графа 2. Порядковая нумерация – потребуется при составлении графика экспозиции, в котором легче будет проставить номер, чем наименование экспоната, порой довольно пространное.

Графа 3. Вид, подлинность, размер экспоната – вид: фото, документ, вещь, плакат, рисунок. Размер экспоната в последовательности: высота, ширина, длина, диаметр. Подлинность: подлинник, ксерокопия, муляж, фотокопия и т.д.

Графа 4. Содержание экспоната – полное и чёткое название экспоната, время бытования (датировка).

Графа 5. Местонахождение экспонатауказание инвентарного номера, номера негатива (обязательно местонахождение – шкаф, полка, папка, коробка, альбом).

Графа 6. Место в экспозиции – нахождение экспоната в будущей экспозиции: витрина, стенд, шкаф, стена, пол, подиум, полка.

Графа 7. Примечание - готовность экспоната для экспонирования – экспонат необходимо реставрировать (склеить, почистить, заштопать, покрасить, убрать ржавчину), сделать копию, муляж, взять с выставки и т. д.

Ведущие тексты, если они есть, необходимо писать в графе ТЭПа «Содержание экспоната…», обязательно указывая источник. В едущие тексты помогают посетителям музея ориентироваться в содержании экспозиции, характеризуют эпоху, отдельные события, историческую личность. В экспозиции ведущие тексты выделяются единым для всех особым шрифтом, текст разбивается на строки не механически, а по смыслу, лишь в виде исключения допускается перенос.

Следует стремиться к тому, чтобы все ведущие тексты, включённые в экспозицию, представляли собой определённое единство и отображали научную концепцию экспозиции.

В процессе разработки ТЭПа составляется карточка экспонатов по экспозиционным темам и комплексам. В каждую подтему, комплекс, целесообразно включать несколько больше экспонатов, чем предусмотрено экспозиционной площадью, чтобы при раскладке экспозиционного материала на стенды, витрины можно было в случае необходимости производить замену отдельных экспонатов.

Разработка ТЭПа завершается составлением экспозиционного графика – схематичного плана размещения экспонатов на стендах, стенах, витринах. В график заносятся все экспонаты проектируемой экспозиции в одном масштабе с экспозиционной площадью. В него включаются также ведущие тексты и научно-вспомогательный материал.

График составляется автором экспозиции, а не художником, как иногда полагают. Именно автор ТЭПа определяет, какие экспонаты считать ведущими и какое место им занять в экспозиции, как разместить экспонаты, чтобы они получили смысловую и логическую взаимосвязь и раскрыли экспозиционную тему.

Экспозиционный график с тематико-экспозиционным планом передают художнику-оформителю.

Ошибки при подготовке экспозиции

При размещении материала в экспозиции советуем экономить экспозиционные площади. Не переполняйте экспозицию материалом. Любую тему можно всегда решить немногословно. Материал будет смотреться более выигрышно, если вокруг него останется пространств. Включаемые в план экспозиционные материалы, раскрывающие исторические события, факты, должны быть датированы, иначе они обесцениваются. Длительное экспонирование (свыше 6 месяцев) документов, рукописей, писем, акварелей ведёт к их гибели. Карандаш, чернила, фломастер выгорают, бумага желтеет и разрушается. Рекомендуется делать точную копию в размере оригинала (муляж) и её экспонировать, а подлинник хранить в специальных условиях.

Этикетаж

В этикетке (аннотации), прежде всего, выделяется название предмета. Обязательна датировка всех предметов. В зависимости от типа экспоната указываются: автор, материал, техника изготовления. Данные, чётко и ясно обозначенные на самом экспонате, не нуждаются в повторении в аннотации, например, газета, книга, листовка.

Виды этикетажа:

  1. «Оглавительный» (номенклатурный), сообщающий наименование музейных разделов, экспозиционных комплексов и пояснительный. Номенклатурный этикетаж должен отражать тему и идею разделов экспозиции.

Например, если в ней рассказывается о героях войны, её название может быть: «Рвались вы туда, где гуляет свинец», «О людях, что ушли, недолюбив», «Вы шли по дорогам, изрытым войной».

2. Пояснительный – это тексты к каждому экспонату или группе экспонатов. В нём даётся название предмета, краткие сведения о его происхождении и значении. Первая часть пояснительного этикетажа – название – пишется более крупно, вторая часть – описание – более мелко. Например:

Здание довоенной школы

Построено в 1921 году. В период Великой Отечественной войны в нём размещался госпиталь. Сгорело в 1985 году.

Всё содержание этикетки, кратко и чётко сформулированное, должно направить внимание зрителя на те стороны предмета, которые особо важны для экспозиции. В этикетке к письменному источнику надо указать название документа и дату, кратко сформулировать его основную идею (в связи с чем он составлялся). Если документ трудно прочесть, в этикетке излагается краткое его содержание. Если в экспозиции помещена фотокопия документа, то надо указать, откуда он взят. Например: «Образец удостоверения Иванова В.П., на право хождения по городу в любое время суток. Такое удостоверение выдавалось рабочим завода «Пролетарий» в феврале 1942 года. Фотокопия». В этикетке к фотографии, картине сообщается о том, кто изображён и где даётся характеристика изображаемых событий. Если этикетка относится к портрету какого-либо лица, то указываются прежде его инициалы, фамилия, даты жизни, краткие биографические данные. Например:

Татьяна Петровна Елагина

(1915-1967 гг.)

Фотография 1945 года, копия

Участница Сталинградской битвы. Главный врач эвакогоспиталя 1136. После войны работала в городской больнице №3. Имеет награды.

Если в экспозиции демонстрируется картина, то этикетка выполняется следующим образом:

А. И. Балдин «Солдат Сталинграда»

1975 год, холст, масло

Портрет Ивана Петровича Ветрова (1917-1980 гг.), гвардии сержанта, участника Сталинградской битвы, рабочего завода «Красный Октябрь»

Если в экспозицию включены макеты зданий, сооружений, этикетка оформляется следующим образом:

Здание театра

Здесь с сентября по ноябрь 1942 г. располагался штаб дивизии.

Макет (масштаб 1:100)

Выполнен С. Поповым (9 класс)

Руководитель: учитель истории П. И. Гаврилов

Все текстовые материалы должны быть логически связаны друг с другом и с экспонатами, это позволяет всесторонне раскрыть идейный замысел экспозиции. Характер их оформления (размер и вид шрифта) зависит от значения, соподчинённости друг другу. При подготовке текстового оформления могут использоваться накладные (рельефные) буквы, шрифты различных размеров, но всё должно быть выполнено в едином стиле.

Экспозиции, рассказывающие о вкладе жителей Сталинграда и области в разгром фашистской Германии и её союзников, могут быть представлены различными тематическими направлениями в зависимости от имеющихся экспонатов и экспозиционной площади. Прежде всего, необходимо помнить, что в экспозиции должны быть представлены подлинные памятники Великой Отечественной войны. Если этих экспонатов нет, то не стоит пытаться создавать экспозицию, так как в любой экскурсии важен показ. В экспозиции обязательно должен быть представлен местный (районный) материал.

Если экспозиционные площади обширны, можно первый раздел посвятить началу Великой Отечественной войны. В материалах должны быть отражены мероприятия ГКО, местных органов власти, направленные на перевод народного хозяйства на военные рельсы, мобилизацию, создание народного ополчения. Необходимо поместить материал, рассказывающий о самоотверженном труде людей на заводах и в колхозах, о сборе средств в Фонд обороны Родины. Можно представить материал, отражающий работу госпиталей. В районах, где проходило насильственное переселение немцев Поволжья, отразить эту подтему.

В разделах экспозиции, посвящённых Сталинградской битве, красной нитью должна проходить мысль о победе под Сталинградом как о коренном переломе в ходе второй мировой войны. Должен быть представлен материал, рассказывающий о героизме воинов, военном искусстве полководцев, мощи военной техники, экономических источниках победы. В зависимости от имеющихся экспонатов, могут быть представлены подтемы: народное ополчение, Волжская военная флотилия, положение мирного населения, дети и война, оккупационный режим на территории края. Обязательно должен быть отражён материал о героях-земляках, участниках Сталинградской битвы.

Отдельным разделом экспозиции может стать материал о земляках на фронтах Великой Отечественной войны и на трудовой вахте в тылу. Если музей посвящён истории школы, экспонаты должны рассказывать об учителях и выпускниках, ставших с оружием в руках на защиту страны, и труде оставшихся в тылу, об участии коллектива школы в создании Фонда обороны Родины, в движении доноров, в сборе тёплых вещей, в уходе за ранеными в госпиталях.

ШКОЛЬНЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ ПРИНЯТО ПОДРАЗДЕЛЯТЬ НА УГОЛКИ, КОМНАТЫ, ЗАЛЫ И НЕПОСРЕДСТВЕННО МУЗЕИ

Разница между этими категориями достаточно ощутимая.

УГОЛКАМИ принято называть один или несколько оформленных стендов или витрин в учебном классе. При этом для уголка не принципиально содержание подлинных памятников истории и культуры, здесь можно ограничиться только копиями документов.

КОМНАТА – это классная комната, в которой также возможно проведение школьных уголков, но экспозиция должна содержать подлинники. Для присвоения статуса комнаты достаточно иметь 15-20 подлинных памятников.

ЗАЛ – обычно располагается на открытом пространстве, например, в школьной рекреации. Но обязательно в фондах такого музейного комплекса должны быть собраны более 20 подлинных экспонатов.

Статус ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ присваивается музейному комплексу, который располагается в отдельной комнате (комнат может быть несколько) и содержит не менее 100 подлинных экспонатов.