Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации в помощь классному руководителю (стр. 7 из 10)

Очевидно, что прообразом вечера общения в импровизированном кафе являются братчина и молодежные посиделки в российской деревенской традиции. Данная форма решает экзистенциальные задачи – обеспечение отдыха и приятного времяпрепровождения для воспитанников. Воспитательные задачи вечера общения в импровизированном кафе является оптимизация межличностных отношений в детском объединении, формирование опыта совместного социально-приемлемого проведения свободного времени. Данная форма предполагает такие атрибуты кафе как столики (не более восьми), приглушенное освещение, угощение и т.д. Методика организации вечера общения в импровизированном кафе предполагает организацию приема пищи, неформального общения, показа художественных номеров (различного уровня импровизации, как специально подготовленных, так и разыгранных здесь без предварительных репетиций), игр-развлечений, совместного пения и/или танцев. В зависимости от задаваемого контекста эта форма может выглядеть как античный симпозиум, заседание английского клуба, деревенские посиделки, петровская ассамблея, аристократический салон, официальный прием, былинный пир, купеческое чаепитие, девичник (мальчишник), театральный капустник и т.п. Организационно ход вечеринки находится в руках у распорядителя, который вовлекает участников в совместное действие, определяя характер взаимодействия, движение центра внимания (от одного столика к другому). Последнее обстоятельство трактует такое размещение столиков, чтобы из-за любого из них можно было бы увидеть действие за другим столиком. Кроме того, целесообразно оставить площадку для демонстрации заранее подготовленных, сложных номеров либо для танцев. Немаловажно также решение таких проблем: как рассадить участников вечера, что приготовить в качестве кушаний и напитков.

Развлечения на вечере общения могут включать конкурсные задания, которые, как правило, бывают кратковременными и охватывают всех участников (либо в качестве зрителей, либо – исполнителей). Конкурсных заданий в ходе программы должно быть не более десяти. Самыми органичными вариантами развлечений на вечере общения являются также игра в фанты и лотерея. Использование фантов предполагает вначале какие-либо шутливые испытания, где у проигравших изымаются личные предметы. Чтобы игра в фанты привлекала максимум присутствующих необходимо сделать испытания разнообразными и попытаться собрать фанты у всех. Соответствуют духу вечера общения в импровизированном кафе пародии, шаржи и розыгрыши.

При проведении этой формы возможно использование элементов ролевой игры: распределение индивидуальных и командных ролей. Командой становятся участники, сидящие за одним столиком. В вечеринке может присутствовать соревновательность, однако конкурсное начало должно быть ненавязчивым. Совместное общение участников вечера имеет специально организованную часть, это может быть рассказ о каких-либо забавных событиях, приключениях. Так как интересный рассказ сымпровизировать многим школьникам в достаточной степени сложно, организаторы применяют домашние заготовки, словесные игры: «Блокнот интерпретатора», «Алфавитная концовка», «Поспорим с Великими», сочинение необыкновенных историй и т.п. Используется такой вариант проведения вечера общения, когда совместное общение строится как реакция на монологи ведущего, либо отдельного специально подготовленного гостя.

12. Трудовая акция (субботник)- ограниченная по месту и времени специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность детей. Термин субботник не является научным, однако, он результат культурно-исторического процесса, поэтому его использование вполне допустимо. Смысл субботника как социокультурного явления состоит в добровольном совместном труде в свободное время, направленном на улучшение окружающей предметной действительности. Воспитательный потенциал трудовой акции предполагает решение таких педагогических задач как формирование у школьников опыта совместного труда, преодоления трудностей, ответственности за порученное дело, самостоятельности в решении предметно-практических задач. Для трудовой акции возможны такие названия как «атака», «десант». Атака представляет собой быстрое исправление недостатков, выполнение трудового задания, рассчитанное на один – два часа. Трудовой десант может быть более длительным и может предусматривать выезд на какой-либо объект. Сам по себе субботник может и предполагать игру, однако возможно превратить уборку территории, закрепленной за классом младших школьников, в секретную миссию по задержанию диверсантов - фантиков. Интересным представляется описанное С.П. Афанасьевым и С.В. Комориным коллективное дело - «Бунт», сочетающее в себе митинг и трудовую акцию. Методика проведения трудовой акции предъявляет требования к эмоциональному состоянию участников: авансирование участия школьников связано с осознанием и принятием необходимости помощи тем, кто в ней нуждается (например, одинокие ветераны, дошкольники, сверстники – воспитанники интернатных учреждений и т.д.), личностная значимость трудовой акции может быть связана с принятием роли хозяина своего города, учреждения, помещения, закрепленным за детским объединением. Начало трудовой акции должно быть четко обозначенным, поддержание позитивного эмоционального настроя участников трудовой акции осуществляется за счет музыкального сопровождения, выступлению агитбригады. В качестве последействие возможен выпуск боевых листков. Непременными требованиями к проведению трудовой акции является безопасность проводимых работ, соответствующая одежда, необходимый инвентарь и его достаточное количество, достаточное число объектов приложения сил участников акции, равномерность распределения заданий.

13. Изготовление объекта демонстрации - специально организованная деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующей демонстрации кому-либо. В воспитательных целях изготовление выставки, газеты, летописи и т.д. используется для приобретения детьми опыта совместной деятельности, развития эстетического вкуса, формирования художественно-прикладных умений, эмоционально-ценностных отношений. В плане организации пространства и времени эта форма чаще бывает дискретной: разработка идеи будущего продукта («Мозговой штурм» или другой вид совместного придумывания), непосредственное осуществление (изготовление элементов, их стыковка, внесение корректив).

Изготавливаемым объектом демонстрации могут быть различные экспозиции (выставка, музей, галерея), предметы (газета, шкатулка, сундук, портфолио, информационный банк). В зависимости от увлечения классного коллектива изготовление экспозиции может является периодическим занятием, связанным с демонстрацией основных результатов деятельности. В данном случае особо важными становятся требования к дизайну (размещение экспонатов, оформление помещения и т.п.).

Все экспозиции должны соответствовать современным требованиям (Е.В. Борейко): лаконичность (следует избегать перегрузки экспозиций), эстетичность (оформление должно изготавливаться быть красиво, со вкусом, чтобы усиливать эмоциональное воздействие на посетителей, способствовать лучшему восприятию материала), конструктивность (необходимо так подготавливать экспозиции, чтобы они не только передавали посетителям, но и вызывали чувства, мысли готовность к каким-либо действия), региональность (экспозиция должна быть конкретной, наглядной и построенной на местных краеведческих материалах), историчность (оказывать явления, идеи, формы и методы человеческой деятельности в развитие). Экспозиция обязательно должна иметь свой художественный образ, раскрывающий ее основную идею. Функции участников взаимодействия ярко просматриваются, если учесть, что в основе данной формы лежит предметно-практическая деятельность. При изготовлении выставки необходимы те, кто организует совместное и индивидуальное творчество и те, кто непосредственно выполняет задания. Наиболее ярко специфика использование этой формы проявляется в таких классах, где жизнедеятельность воспитательной общности строится вокруг создания и поддержки детского музея. Здесь изменение экспозиции представляет собой значимое событие в жизни детского коллектива, отмеряющего определенную веху развития не только наличного состава детей, но всей истории музея. Предпосылками для внесения изменений в экспозицию являются пополнение коллекции за счет поисковой работы, экспедиций, а также переосмысление концепции музея.

Еще один вариант объединяющий класс деятельности связан с созданием детского пресс-центра, для которого создание газеты представляет собой ключевой вид занятий, в этом случае добавляется еще несколько этапов: распределение корреспондентских заданий, самостоятельная или групповая работа по написанию статей, обсуждение принесенных материалов. Свои особенности имеет также изготовление информационных продуктов типа: банк данных, портфолио и т.п. По процедуре данный вид изготовление объекта демонстрации похож на деятельность пресс-центра, однако вместо написания материалов здесь присутствует исследовательская деятельность. В ходе индивидуального или коллективного поиска выявляются основные сведения о проблеме и стандартные доводы за и против решения той или иной проблемы, факты, примеры, цитаты.

14. Подготовка к представлению - специально организованная совместная деятельность по придумыванию, разработке и реализации замысла какого-либо концерта, спектакля и т.п. Возможно выделение каждого этапа, как отдельной формы работы: придумывание (разновидности: «мозговой штурм», «принудительное ассоциирование», «классификация» и т.п.), реализация замысла (репетиция). В методической литературе, данной форме отказывается в самостоятельности, она рассматривается как первая часть представления. На наш взгляд это не совсем справедливо, так как режим (структура) взаимодействия в достаточной степени отличаются. Большие воспитательные потенциалы имеет форма, включающая в себя элементы просмотра представления, обсуждение просмотра, подготовку к представлению и показ собственного мини-спектакля. Это – так называемый незаконченный спектакль. Основной алгоритм формы следующий: