Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для педагогов (стр. 4 из 8)

d) всякую работу или службу, требуемую в условиях чрезвычайных обстоя­тельств, то есть в случаях войны или бедствия или угрозы бедствия <...> и во­обще обстоятельств, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения;

e) мелкие работы общинного характера, то есть работы, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива <...> при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ <.. .»>.

Для учителей как наемных работников чрезвычайно важно также то, что российский Трудовой кодекс признает принудительным трудом «нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплату ее не в пол­ном размере»[15].

Под детским трудом понимается не любая работа, выполняемая лицом до 18 лет. Многие дети в различных странах выполняют работу, которая полностью сочетается с получением ими образования и с их полноценным физическим и умственным развитием, получая или не получая плату, которая соответствует их уровню зрелости и возрасту. В понятие «детский труд» не включается деятель­ность, связанная с оказанием помощи после уроков в школе и выполнением до­машних заданий, с работой по домашнему хозяйству, в саду, огороде, по уходу за маленькими детьми или при выполнении других легких видов работ.

Детский труд - это оплачиваемая и не оплачиваемая работа или деятель­ность, которая в психическом, физическом, социальном или моральном отно­шении сопряжена с опасностью для детей или причинением вреда детям.

Международными документами определяются категории труда, в котором ни при каких обстоятельствах не должен участвовать ребенок. В частности, Конвенции Международной организации труда (МОТ) № 138 и № 182 выде­ляют труд, который ставит под угрозу физическое, умственное или нравствен­ное благополучие ребенка, так называемый опасный труд.

Если говорить о принудительном труде в современной российской школе, то обычно имеется в виду принуждение школьников к участию:

• в ремонтных работах;

• в субботниках по благоустройству школы и пришкольной территории;

• в летней трудовой практике.

С правовой точки зрения проблема сложная. Если исходить из буквы за­кона, можно сказать, что все эти виды деятельности школьников не являются принудительным трудом, так как совершаются для «местного сообщества» либо из «учебно-воспитательных соображений».

Но необходимо учитывать большое количество факторов:

• добровольность (кто и как принимает решение о необходимости работы; различные формы принуждения: от угрозы отчисления из школы до осужде­ния коллективом);

• посильность (известны многочисленные случаи, когда детям приходится делать непосильную работу просто потому, что ее необходимо сделать для школы, а нанять рабочих нет средств);

• соблюдение всех санитарных норм (один из самых важных и практически полезных пунктов, так как дети не знают, в каких условиях им можно рабо­тать, а в каких - нельзя);

• учебно-воспитательное значение (осмысленность труда, наглядность ре­зультатов труда; проблема вознаграждения за труд).

Кроме этого нужно различать учебные занятия (предметы типа «домо­водство», «технология», «труд») и внеклассную работу, в том числе трудовую практику. Учитель может требовать посещения уроков и выполнения учебных заданий, но не ремонта стульев или подметания школьного двора.

«Учреждению запрещается привлекать обучающихся к труду, не предус­мотренному образовательной программой, без их согласия и согласия родите­лей (законных представителей)»[16].

В приказе Министерства образования РФ сказано: «Вопросы организа­ции производительного труда, проведения трудовой практики решаются советами учебных заведений на основе добровольного участия школьни­ков за счет использования часов вариативной части Базисного учебного плана»[17].

К сожалению, школа довольно часто практически вынуждена использовать труд родителей и учеников из-за нехватки бюджетных средств. Можно обсу­дить различные варианты решения этой проблемы с родителями, с советом школы и т.д.

Субботники вряд ли можно отнести к принудительному труду. Однако, ана­лизируя конкретные случаи организации субботников, можно обратить вни­мание на «частности»:

• имеют ли работники (педагоги, школьники) право высказаться?

• есть ли прямая польза для школьного коллектива?

• можно ли считать школу «местным сообществом»?

• не является ли эта работа просто сверхурочным, неоплаченным трудом, экономящим средства, предназначенные для организации уборки школы?

Таким образом, если к вам обратились дети с жалобами на принуждение к труду, вам придется вместе с ними проанализировать ситуацию по всем вы­шеперечисленным параметрам и принять меры, если нарушение в самом деле имеет место.

1.2.4. Нарушение принципов образовательной политики:
светского характера образования, идеологического и политического многообразия

Говоря о трактовке этих принципов в современном российском законода­тельстве, мы имеем в виду четыре аспекта:

• право иметь любые убеждения, исповедовать любую религию или не ис­поведовать никакой (последнее мы хотим особенно подчеркнуть, потому что мало кто решается сейчас говорить о правах атеистов, агностиков или людей, не желающих самоопределяться в рамках существующих конфессий);

• запрет дискриминации по религиозным или политическим основаниям (в том числе и запрет навязывать кому-либо определенные убеждения);

• светский характер государства, предполагающий невмешательство госу­дарства в религиозную (и - шире -духовную) жизнь граждан, полный нейтра­литет по отношению ко всем религиозным и политическим организациям, не признанным по суду экстремистскими;

• запрет создания на предприятиях и в учреждениях политических или ре­лигиозных организаций, политической агитации и пропаганды.

Если конкретизировать эти положения применительно к проблеме реализа­ции свободы совести в государственной и муниципальной школе, то мы полу­чим несколько четких требований.

1. Никакие органы государственной власти, как и органы местного самоуп­равления, не имеют права разрабатывать, одобрять, рекомендовать для обяза­тельного изучения учебные курсы, программы, учебные пособия, в которых прямо или косвенно поддерживается или осуждается та или иная религия.

2. Учителя не имеют права использовать свой предмет для пропаганды какой-либо религии или политической доктрины. Во всяком случае, личные убеждения учителя не должны влиять на оценку качества знаний учащихся.

3. Родителям учащихся должно быть предоставлено право выбора образо­вания, которое соответствует их религиозным и философским убеждениям. При этом любое давление на родителей исключено, а их желание, чтобы дети получали религиозное образование, должно быть ясно выраженным.

4. Главная задача органов управления образованием - следить за соблюде­нием прав и свобод учащихся при организации факультативных курсов рели­гиозного и религиоведческого характера.

5. Все вышесказанное относится не только к обучению на уроках, но и к внеклассным и внешкольным воспитательным мероприятиям[18]. Надо пом­нить, что внеклассные мероприятия не могут быть обязательными[19]. Недопус­тимы любые угрозы и санкции за неучастие ученика во внеклассных и вне­школьных мероприятиях.

Большую опасность представляет собой политизация школы. В СМИ описаны случаи, когда школьная администрация и учителя не препятствуют молодежным отделениям партий в проведении политической агитации, что противоречит конституционному принципу идеологического многообразия и прямо запрещено Законом «Об образовании»[20]. В некоторых регионах партии пытались вести предвыборную агитацию через учителей, которые объясняли детям, как должны голосовать их родители.

К сожалению, значительная часть родителей не осознает все это как нару­шение своих родительских прав[21]. Мало кто из родителей интересуется содер­жанием образования и тем более воспитательной внеклассной работой. Поэ­тому до сих пор заявления о нарушении свободы совести мы слышим только от родителей, для которых особенно важно, во что и как именно будут верить их дети: протестантов, мусульман, иудеев.

Но это не означает, что все в порядке и нарушений нет. Учитель может по собственной инициативе поднять вопрос о свободе убеждений школьников и добиться прекращения антиконституционной практики. Основной способ – строгое исполнение требований всех нормативных актов, регулирующих ра­боту учителя и жизнь школы.

Если, например, вам предлагают вместе с классом принять участие в освяще­нии школы или в манифестации, организованной каким-либо молодежным дви­жением, поинтересуйтесь, есть ли письменный приказ директора школы. Как в нем сформулированы цели мероприятия? На кого возложена ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей? В конце концов, объясните своему начальству, что в должностной инструкции классного руководителя нет ни слова об обязательном участии в религиозных и политических мероприятиях.

1.2.5. Проявления ксенофобии и нетерпимости, дискриминация

Как могут проявляться ксенофобия и нетерпимость школьников?

В школе ксенофобия[22] и нетерпимость у детей могут проявляться в разных формах: