Смекни!
smekni.com

МетодическИе Указания к практическим занятиям по курсу актуальные проблемы современной литературы для студентов специальности 030601 «Журналистика» (стр. 8 из 14)

Научно-критическая литература:

1. Виноградов И. На краю земли // Новый мир. 1968. № 3.

2. Твардовский А. В. Некрасов: В окопах Сталинграда // Вопросы литературы. 1988. № 10.

3. Есаулов И. Сатанинские звезды и священная война // Новый мир. 1994. № 4.

4. Лазарев Л. Былое и небылицы: Полемические заметки // Знамя. 1994. № 10.

Практическое занятие № 2: Публицистика военной поры, Военная повесть в литературе 4050-х гг.: К. Воробьев «Это мы, Господи», Э. Казакевич «Звезда».

1. Доклады студентов о корреспондентской работе (в период Второй мировой войны) писателей В.С. Гроссмана, М.А. Шолохова, К.С. Симонова и др.; «военном периоде» творчества писателей А. Платонова, Л. Леонова, В. Гроссмана, В.Василевской и др.;

2. К. Воробьев «Это мы, Господи»: конкретность и физиологичность изображения войны;

3. Э. Казакевич «Звезда» как начало лирической прозе о войне.

Научно-критическая литература:

1. Золотусский И. Очная ставка с памятью. М., 1983.

2. Журавлев С. Выстраданное слово: Военная проза К. Воробьева // Лит. учеба. 1984. № 4.

3. Кондратьев В. Кругами ада // Лит.газ. 1986. 10 дек.

4. Бочаров А. Эммануил Казакевич: Очерк творчества. М., 1965.

Раздел 2 .: Литература ”оттепели” (60-е гг.):

Практическое занятие № 3: Публицистическое и лирическое начало в творчестве поэтов «громкой лирики» (по ранней лирике. Е. А. Евтушенко: сб. «Нежность и др.)

1. Феномен «громкой лирики» в культуре 60-х гг.: условия возникновения и функционирования «громкой лирики», ее литературная традиция и элементы новаторства, художественная задача произведений громкой лирики, специфика их поэтического языка.

2. Творческий путь Е. Евтушенко: основные этапы, их жанрово-тематическая специфика.

3. Публицистическое начало в ранней лирике Е.Евтушенко (по стихотворениям «Бабий Яр», «Наследники Сталина», «Танки идут по Праге»): злободневность произведений, их литературный и общественный резонанс, характер гражданской позиции автора, художественные приемы ее выражения.

4. Лирические произведения в раннем творчестве Е. Евтушенко: предмет художественного интереса и специфика художественного обобщения в лирических произведениях поэта: «единичный случай из частной жизни» как пример распространенных душевных состояний, настроений людей; приемы поэтического обобщения; сочетание исповедальности и философичности в лирической интонации Евтушенко.

Научно-критическая литература:

1. Сидоров Е. Е Евтушенко: Личность и творчество. М., 1987.

2. Артемов В., Прищепа В. Человек, которого не победили: Критико-биографический очерк жизни и творчества Е. Евтушенко. Абакан, 1996

Практическое занятие № 4: Своеобразие лирики поэтов «волшебного хора» (на материале ранней лирике Е.Б. Рейна).

1. «Ленинградский» кружок поэтов (И. Бродский, Е. Рейн, Д. Бобышев, А. Найман…): особенности творческой манеры и творческой судьбы поэтов; значимость для их самосознания лирики акмеизма (как синтеза традиционности и нестандартности поэтического мышления).

2. Ранняя лирика Е. Рейна: элегичность его мироощущения; сочувствие человеку, культуре, миру, осознание их хрупкости как основные темы его творчества. Основные особенности поэтической техники Е. Рейна: предметность и детальность поэтического изображения, установка на создание представимых, обладающих пластичностью / кинематографичностью поэтических образов. Ассоциативность стиха в лирике поэтов «волшебного хора». Основные направления ассоциативности лирики Е. Рейна (культура, быт, историческое прошлое Петербурга – т.н. «петербургский миф»; «скрытый диалог» с поэтом, литературным текстом; отсылка к произведениям пластических искусств). Художественная нагрузка ассоциативности в произведениях Е. Рейна.

3. Целевая аудитория, тип ожидаемой читательской реакции для творчества поэтов «волшебного хора»; следование традициям русской поэзии «Серебряного века» и направления ее модернизации в лирике поэтов «волшебного хора».

Научно-критическая литература:

1. Бек Т. Неразделимый узел соучастья // Юность. 1985. № 11.

2. Скульская Е. [Рец на сб. стихов Е. Рейна] // Нева. 1991. № 4.

3. Бродский И. Трагический элегик // Знамя. 1991. № 7.

4. «На черепках традиций»: Беседа Е. Бершина с Е. Рейном // Лит.газ. 1994. № 34.

Практическое занятие № 5: Художественная установка и принципы пересоздания мира в произведениях поэтического авангарда (по лирике Вс. Некрасова 60-х гг.).

1. Мировоззренческие, культурные, общественные предпосылки «второго рождения» отечественного авангарда.

2. Отечественный поэтический авангард: ракурс видения мира, тип ожидаемой читательской реакции. Творческий путь, судьба творческого наследия поэтов-авангардистов.

3. Тематические и стилевые направления отечественного поэтического авангарда. Пути создания поэтического образа в произведениях поэтического авангарда.

4. Социум, «человек массы», его круг интересов и мироощущение в изображении Вс. Некрасова.

5. «Вечные темы» поэзии (Человек, Природа, Мирозданье) в интерпретации Вс. Некрасова.

Научно-критическая литература:

1. Кулаков В. О пользе практики для теории // Лит.газ. 1990. № 32.

2. Библер В. Национальная русская идея? – Русская речь!: Опыт культурологического предположения // Октябрь. 1993. № 2.

3. Айзенберг М.Н. Взгляд на свободного художника. М., 1997.

Практическое занятие № 6:Феномен лиричности (внимания и детального изображения внутренней жизни человека) в литературе «оттепели»; (на примере анализа повести Ю.М. Нагибина «Пик удачи»).

1. Творческий путь Ю.М. Нагибина; жанры, темы, художественный пафос его творчества.

2. «Пик удачи»: художественные приемы, направленные на лиричность и пристальность изображения внутреннего мира человека (соотношение «внешнего» и «внутреннего» сюжетов повести; субъективной и объективной точки зрения в повествовании; характер связи элементов сюжета повести между собой; ассоциативно-образное мышление героя как основной предмет изображения; детальность, образность и эмоционально-смысловая емкость художественного стиля).

3. Финал повести: характер итогового миропонимания главного героя; реализация романтичности и максимализма оттепельной поры в финальных эпизодах произведения.

Научно-критическая литература:

1. Богатко И.А. Ю.Нагибин: Литературный портрет. М., 1980

2. Сахаров В. Мелодия прозы // Сахаров В. Обновляющийся мир. М., 1980.

3. Золотусский И. Возвышающее слово // Лит. обозрение. 1988. № 6.

Практическое занятие № 7-8: «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака как «роман судьбы»; многоаспектность тематики, проблематики произведения, лирическое и интеллектуальное начало в тексте Б.Л. Пастернака.

1. Роман «Доктор Живаго» в творческой биографии Б. Пастернака и в истории отечественной культуры.

2. «Роман судьбы» (И.Б. Роднянская) как роман личного переживания и осознания реальных событий и обстоятельств. Востребованность заявленной тематики в литературе «оттепели» (выявить и прокомментировать сходные мотивы в лирике А. Ахматовой, А. Тарковского, Д. Самойлова). Причины востребованности заявленной тематики в литературе «Оттепели».

3. Человек и История / Человек и его Повседневность (Быт) / Человек и Бытие: ракурсы взгляда на человека в отечественной культуре.

Роман «Доктор Живаго» как размышление о вариантах осуществления отечественной культуры. Приоритетность ракурса «Человек и его Повседневность» в творческом мире писателя.

История и Быт в романе: степень подробности изображения этих начал. Хронологические рамки романа; исторические события, в нем упомянутые; принципы их изображения. Повседневность человека: внимание писателя к моментам обыденного существования человека; детальность и эмоциональность их изображения.

Быт как способ познания Бытия в романе. Прокомментируйте возможность установления связей между Бытом и Бытием; приведите примеры «перехода» героя романа от созерцания Повседневности к размышлению о Бытии.

4. Способность Юрия Живаго к сопряжению Быта и Бытия как условие его центрального положения в романе. художественная нагрузка образа и смысловые аспекты романа в этой связи:

Юрий Живаго как размышляющий герой; роман как выражение наблюдений и обобщений Б. Пастернака; многообразие тематики наблюдений и обобщений; параллельность образов Юрия Живаго и Николая Веденяпина.

Юрий Живаго как герой, обостренно чуткий к окружающему и окружающим (личностям, времени, нации). Соотнесенность образов Юрия Живаго и Христа (в понимании Б. Пастернака - воплощения нравственности, этичности, дара личностного участия в жизни). Христианская символика и символика образных, сюжетных совпадений, сквозных мотивов и образов в романе.

Юрий Живаго как герой, наделенный даром ощущения Красоты и даром Слова. Роман как иллюстрация поэтической одаренности и художественной чуткости главного героя. Параллельность образов Юрия Живаго и Лары. Противопоставленность образов Юрия Живаго и Стрельникова.

Научно-критическая литература:

1. Синявский А. Д. Поэзия Пастернака // Пастернак Б.Л. Стихотворения и поэмы. М.,Л. 1965.

2. «Доктор Живаго»: С разных точек зрения. М., 1989.

3. Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990

Практическое занятие № 9-10: «Жизнь и судьба» В. Гроссмана как «роман судьбы», эпически-толстовское, лирическое, интеллектуальное начала в структуре романа; многоаспектность тематики произведения, проблемы «человек в момент переживания феномена внутренней свободы», «переживание внутренней свободы в индивидуальной судьбе и судьбе нации» как центральные для романа.

1. Роман «Жизнь и судьба» в творческой биографии В. Гроссмана и в истории отечественной культуры.

2. «Роман судьбы» (И.Б. Роднянская) как роман личного переживания и осознания реальных событий и обстоятельств. Характерность заявленной тематики для «оттепельной» литературы. Сходство и отличие художественных структур романов В. Гроссмана и Б. Пастернака.