Смекни!
smekni.com

«Роль Интернета в развитии современной литературы» (стр. 4 из 8)

Ряд писателей, например, Сергей Лукьяненко, помещают в сети свои произведения по частям. Главы вывешиваются в сети по мере их написания. (См. http://netcompulenta.ru/51941). Надо сказать, что на самом деле такой подход является возрождением старого способа издания художественных произведений. Для простоты мы напомним, что романы и повести многих французских классиков, в частности Г.Мопоссана, печатались в выпусках ежедневных газет. Они дописывались авторами в процессе печатания произведения.

Идея интерактивной художественной литературы, таким образом, достаточно очевидна и лежит на поверхности.

Среди промежуточных выводов отметим следующее: у Интернета есть ряд специфических свойств (оперативность ввода новой информации, демократичность, доступность, полифункциональность и др.), которые продуцируют активное появление электронных каталогов, справочников, библиотек, научно-литературных порталов, способствующих мобильному получению и отправлению информации, а также обмену ею. Кроме того, существуют еще и так называемые «вики-процессы», позволяющие информацию видоизменять и варьировать.

Все это очень важно для гуманитарного знания, и именно исходя из свойств Интернета, мы попробуем проанализировать аналогию между библиотечным делом и сетевой работой (внешнее влияние на литературу) и феномен сетературы (влияние внутреннее).

Глава 3. Влияние Интернета на литературу

3.1. Аналогии между библиотеками и Интернетом (внешнее влияние)

Как уже подчеркивалось неоднократно, между Интернетом и реальной библиотекой есть несомненное, внутреннее, организационное сходство. В чем же именно оно проявляется, и какие существуют базовые различия?

И библиотека, и Интернет главным образом доставляют своему пользователю заранее накопленную, или говоря научным языком, кумулированную информацию. Однако пользователь сети может получать информацию и непосредственно с места событий или же в момент ее создания. Для библиотеки такое явление – редкое исключение.

Основным видом работы в сети следует считать предоставление пользователю заранее созданной информации, которая хранится в так называемых базах данных. Существуют две особенности, которые отличают сеть от обычной библиотеки. В традиционной библиотеке посетитель запрашивает определенную книгу или дает некую информацию о том, что он хочет получить. С помощью библиотекаря или же самостоятельно, как в случае открытого доступа, он получает книгу на руки. Это позволяет бегло просмотреть ее, чтобы уточнить содержание, оценить изложение.

В сети же пользователь получает только информацию о том, где находится разыскиваемый ресурс, то есть адрес. К адресу обычно, но не всегда, присоединяются несколько слов, которые в той или иной степени позволяют судить о содержании ресурса и его соответствии запросу. Это соответствие отражается традиционным библиотечным термином релевантность.

Для того чтобы по-настоящему понять то, о чем идет речь в ресурсе, надо с помощью этого адреса перенести содержание ресурса в цифровой форме на свой компьютер и только затем уже знакомиться с ним. Если пользователь захочет «перелистать» несколько ресурсов, то в простейшем случае он должен быстро прочитать ту краткую информацию, которая сопровождает каждый адрес при выводе списка URL-адресов. Быстрота такого просмотра и быстродействие ИПС – подводят нас ко второй особенности сети.

Она связана с тем, что практически при любом поиске пользователь имеет возможность получить в свое распоряжение для дальнейшей работы огромное количество URL-адресов – в некоторых случаях тысячи. Просмотреть все сведения об их содержании невозможно. Иными словами, пользователь сети знакомится с содержанием доступных и потенциально интересных ему материалов не так, как посетитель библиотеки.

Сетевая работа увеличивает количество материалов, вовлеченных в работу по поиску нужных текстов. Это приводит к хорошо известному, но не всегда осознаваемому факту: при работе в Интернете адреса, информационно-поисковые образы текстов и сами тексты рассматриваются практически независимо друг от друга. Появление сетевых технологий позволило даже в представлениях обычного пользователя разделить эти три понятия и изучать их в качестве независимых. Такой подход вносит изменения в анализ библиотечной и библиографической работы, внося в первую очередь определенные коррективы в методы подготовки будущих специалистов.

В Интернете благодаря реальному разделению элементов информации возникает возможность быстрого ознакомления со множеством информационно-поисковых образов источников. Быстрота поиска не предусматривает его глубины. Скольжение по поверхности вырабатывает идентичный подход к информации, и накопление большого, часто избыточного, количества сведений никак не сопряжено с их пониманием. [8, 104]

Таким образом, подведем итоги: в связи с работой в Интернете изменяется сам характер восприятия информации и методов работы с ней, эти изменения переносятся в настоящий момент на работу с книгами и другими печатными источниками информации. И этот факт заслуживает того, чтобы быть отмеченным специально.

Можно подчеркнуть, что человеческое сознание постепенно перестраивается на новые способы восприятия информации. И гибкое сознание филолога-автора в этом плане уже способно не только на обработку какой-либо готовой информации, но и на продуцирование собственной, творческой информации, предназначенной для Интернета. Что в полной мере и выражается в феномене сетературы.

3.2. Феномен «сетевой литературы» (внутреннее влияние)

3.2.2. Понятие сетературы

Сетевая литература (сетература) — понятие, предлагаемое некоторыми публицистами для обозначения совокупности литературных произведений, основной средой существования которых является Интернет. От вопроса о сетевой литературе (которая если существует, то именно в противопоставлении литературе несетевой, «обычной») необходимо отличать вопрос о дополнительных, чисто практических возможностях, предоставляемых Сетью любой литературе, — удобстве поиска текстов и по текстам, удобстве доступа к текстам из любой точки Земли и т. п.; существование этих возможностей уже привело к появлению множества сайтов, служащих Интернет-представительствами бумажных литературных журналов, издательств, отдельных авторов.

Таким образом, отметим, что Сетература имеет, как общее слово для всех литературных произведений в Сети, широкое и узкое значение.

В широком смысле этого слова, термин «Сетература» означает каждое помещенное в Интернет литературное произведение. В таком случае, нельзя говорить о Сетературе, как об особом жанре.

И напротив, в узком смысле этого слова, под термином «Сетература» понимаются те произведения, которые возникли в Интернете, благодаря его специфическим и характерным возможностям. Именно поэтому эти произведения невозможно переместить на традиционный носитель литературы, т.е. на бумагу, потому что при этом и особенный характер, и образ произведения сильно разрушаются, и произведение вообще обесценивается.

Кроме того, важно понимать, что Сетература является средством самовыражения, исходя из уникального характера Интернета.

Произведение, опубликованное на бумаге (будь то в книге или в журнале), существует само по себе, отдельно и самодостаточно. Если на него и последуют отклики читателей и критики, то эти отклики будут опубликованы позже и в каком-то другом месте. Интернет предоставляет возможность немедленного включения текста в процесс коммуникации по поводу литературы. На сайтах со свободной публикацией или в блоге отклик читателя может быть получен моментально.

В блогах общение автора с читателями может быть двусторонним и многосторонним, затрагивать не только сам исходный текст, но и личность автора, собственные вкусы всех участников беседы, их творчество и любые иные темы. В конечном счете первоначальное произведение оказывается только поводом для общения. Поэтому, в таких случаях, продуктом сетевой литературы в блогах является не обнародованное на сайте со свободной публикацией стихотворение одного из десятков тысяч авторов, публикующихся там, а вся потенциально бесконечная цепочка реплик, порожденных этим стихотворением, иными словами — сформировавшаяся вокруг этого текста коммуникативная среда. Такое растворение отдельного, определенного текста в текстовой стихии, а также происходящая в этой ситуации «смерть автора» и «рождение соавтора» (ведь авторами возникающей коммуникативной среды являются все ее участники и никто в особенности: граница между автором и не-автором перестает существовать). Сторонники интерактивной сетевой литературы трактуют это процесс как наиболее полную реализацию постмодернистского проекта.

Существует мнение, что перенос центра тяжести с результата на процесс в блогах — свидетельство функционирования сайтов со свободной публикацией как своего рода субкультуры, схожей с другими субкультурами (например, сформировавшимися вокруг ролевых игр). В качестве различительного признака важно то, что иерархия ценностей, складывающаяся в любой субкультуре, признается только внутри нее самой: авторы, популярные на сайтах со свободной публикацией (в своей коммуникативной среде), как правило, не признаются за их пределами, а если признаются — то исключительно благодаря свойствам созданных ими произведений, освобожденных от составляющих особенность этой среды наслоений.