Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к остальным месяцам года вы найдёте на нашем сайте. Ноябр ь (стр. 3 из 5)

Имя Николая Дмитриевича Телешова тесным образом связано с именами русских писателей-реалистов конца ХIX - начала ХХ веков.

Николай Телешов родился 29 октября 1867 г. в Москве в купеческой семье. Образование получил в московской Практической коммерческой академии, которую окончил в 1884 г. Его литературный путь начался в том же году в журнале «Радуга», в котором он напечатал своё первое стихотворение.

Первые его рассказы печатались в мелких периодических изданиях 1880-1890 гг. (в журналах «Радуга», «Детское чтение», «Семья», «Россия» и др.). Лучшие из ранних произведений Телешова вошли в его первый сборник «На тройках» (1895). Эти рассказы Николая Дмитриевича напоминают ранние рассказы Чехова.

Однако гораздо большее значение имеет другая группа рассказов, которая составила в последствии циклы «По Сибири» и «Переселенцы». Эти рассказы являются итогом длительного путешествия Н. Телешова по Западной Сибири. Поездка эта состоялась в 1894 г. По форме - это своеобразные путевые заметки. Именно эти произведения принесли Телешову истинное признание и любовь читателей. Надо сказать, что жанр путевых очерков в то время был довольно распространен в русской литературе. Н.Д. Телешов в своих заметках примкнул к передовому реалистическому направлению. Описание сибирской природы сменяется описанием быта и нравов жителей этого края. Автор говорит о достопримечательностях сибирских городов и описывает жизнь уральских рабочих. Рассказы и очерки, в которых Телешов повествует о невзгодах мужицкой жизни и об ужасной нужде, объединены в цикл «Переселенцы». Простой человек в изображении Телешова велик своей любовью к труду и умением трудиться. Он обладает прекрасными душевными качествами и духовной красотой.

Телешов был одним из главных организаторов культурной жизни в дореволюционной Москве. В течение многих лет возглавлял кассу взаимопомощи литераторов и ученых, был членом суда чести при обществе печати и литературы, инициатором издания разных сборников и постановок любительских спектаклей писателей.

После Октябрьской революции Телешов работал в органах Наркомата просвещения, участвовал в создании Музея Московского художественного театра (директором которого был в течение многих лет). С 1920-х годов прозаик пишет мемуары. В течение всей дальнейшей жизни Телешов работает над своими «Записками». Творчество Николая Телешова было в своё время высоко оценено русской критикой. Особенно оценивался его несомненный талант, простота и искренность его повествовательной манеры.

Умер Н.Д. Телешов 14 марта 1957 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

- «Сеятель доброго слова»: О творчестве Н.Д. Телешова (1867-1957) // Начальная школа. - 1997. -№11. - с.5.

- 83.3Р1 Телешов,Н.Д. Записки писателя / Н.Д.Телешов. – М.,1953 К

-

10 ноября – 120 лет со дня рождения Цвейга Арнольда (1887 - 1968), немецкого писателя

Цвейг (Zweig) Арнольд (10.11.1887, Грос-Глогау, ныне Глогув, — 26.11.1968, Берлин) немецкий писатель и общественный деятель, Депутат Народной палаты (1949—1967). Президент Германской академии искусств (1950—1953). Член Всемирного Совета Мира. Участник 1-й мировой войны.

После 1933 г. писатель жил в эмиграции (Чехословакия, Швейцария, Франция, Палестина). В 1948 г. вернулся в Берлин. Первый успех принесли Цвейгу повесть «Записки о семействе Клопфер» (1911), роман «Новеллы о Клавдии» (1912, рус. пер. 1923) и драма «Ритуальное убийство в Венгрии» (1914; премия им. Г. Клейста, 1915). Для раннего творчества писателя характерна камерность и тонкость психологического анализа: современные проблемы нередко преломляются в абстрактном, вневременном плане. После Первой мировой войны в творчестве Цвейга утверждаются актуальные темы современности. Цикл открывает роман «Время созрело» (1957) — период с лета 1913 г. до весны 1915 г.; «Молодая женщина 1914 года» (1931) и «Воспитание под Верденом» (1935) доводят действие до марта 1917 г., примыкая к «Спору об унтере Грише»; «Затишье» (1954), «Возведение на престол» (1937) и неоконченный роман «Лёд тронулся» повествуют уже о конце войны и Ноябрьской революции 1918 г. Исторически точно описаны ход военных действий, быт разных слоев общества.

Среди наиболее значительных произведений, созданных в эмиграции, — роман «Вандсбекский топор», его главная тема — нравственный распад гитлеровского режима, разоблачение мелкобуржуазной стихии, открывшей дорогу фашизму. В романе «Мечта дорога» (1962) писатель раскрывает трудный процесс осознания немецким интеллигентом своей ответственности за происходившее в годы фашизма. Национальная премия ГДР (1950). Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1958).

- 83.34Г Тонер,П.М. Арнольд Цвейг / П.М.Тонер. – М.,1960. К

11 лістапада – 90 год з дня першага нумара абласной газеты “Віцебскі рабочы” (1917)

“Вицебски рабочы” – абласная незалежная масавая газета . Выходзиць з 29.10 (11.11). 1917 г. у Вицебску на беларускай (да 29.09.1929 на рускай) мове 4 разы на тыдзень.

У розныя часы выходзила пад розными назвами”: «Известия Витебского губернского и городского Советов крестьянских, рабочих, солдатских и батрацких депутатов» (1918, №15-81), «Известия Витебского угоркома КП(б) Белоруссии и угорисполкома» (1924, № 106-182), «Заря Запада» (1924, № 219 – 1929, №225) і інш.

13 ноября – Международный день слепых

До XVIII века мир не знал учебных заведений для слепых. Валентин Гаюи впервые продемонстрировал свой метод обучения слепых, посредством придуманного им шрифта. В 1784 г. в Париже без поддержки правительства и благотворительных обществ, на свои личные средства в своём собственном доме открыл первую в мире школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых». Первым учеником Валентина Гаюи был подобранный на церковной паперти мальчик Франсуа де Лезюер. Потом в школу поступили ещё 11 его беспризорных сверстников.

Обучение и воспитание слепых детей Валентин Гаюи поставил на научную основу. Он разработал рельефно-линейный шрифт «унциал». Этот шрифт получил название от латинского слова, означающего равный по длине одной унции. Это были крупные ровные буквы, выдавленные рельефом на плотной бумаге. Главное достоинство «унциала» заключалось в том, что при помощи этого шрифта можно было обучать слепых детей чтению и печатать книги для слепых. Шрифт был передвижной, и это помогало слепым детям делать набор нужного текста. Кроме этого Валентин Гаюи сконструировал приборы для слепых и матрицы для изготовления рельефных наглядных пособий, географических карт и глобусов. Этому ремеслу он обучал и своих воспитанников. Идея создания книг для слепых также принадлежит Валентину Гаюи.

Несмотря на огромные материальные затруднения Валентин Гаюи построил при школе типографию и напечатал в ней несколько книг рельефно-линейным шрифтом — «унциалом». Это были первые книги для слепых. По книгам Валентина Гаюи незрячие обучались вплоть до изобретения шрифта рельефного шеститочия Луи Брайлем. В 1829 г. француз Луи Брайль - воспитанник Парижского национального института для слепых детей разработал универсальную систему рельефно-точечного шрифта, нашедшего распространение во всех странах мира.

В 1803 г. Валентин Гаюи получил предложение российского императора Александра I открыть в Санкт-Петербурге учебно-воспитательное заведение для слепых. В 1807 г. Александром I были утверждены Устав, штаты и бюджет Санкт-Петербургского института рабочих слепых. Эту дату принято считать началом деятельности первого учебно-воспитательного заведения для слепых детей в России. В память о первом зачинателе первых учебных заведений для незрячих в мире и отмечается Международный день слепых.


14 ноября - Всемирный день борьбы против диабета

По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2000 г. на Земле проживало 150 миллионов диабетиков. Эта дата отмечается ежегодно с 1991 г. в день рождения Фредерика Бантинга, канадского физиолога, открывшего совместно с профессором Джоном Маклеодом гормон инсулина.

Друг детства Бантинга умер от заболевания, называемого теперь сахарным диабетом. Этот трагический случай послужил поводом, заставившим Фредерика заняться поиском средств для лечения этой болезни. Сахарный диабет был описан в I в. н. э. римскими врачами Цельсом и Аретом, которые отмечали у некоторых больных обильное мочеотделение, чрезмерную жажду и потерю веса. В XVII в. английский врач Томас Уиллис заметил, что у пациентов с такими симптомами моча имеет сладковатый вкус. Позже, в XIX в., было установлено, что в тонкой кишке происходит превращение крахмала в глюкозу, которая затем поступает из кровеносного русла в печень, где и откладывается в форме гликогена (крахмалоподобного вещества, состоящего из остатков молекул глюкозы, соединённых в цепи).

В январе 1922 г. молодой канадский ученый Фредерик Бантинг впервые в истории спас жизнь, сделав ему инъекцию инсулина 14-летнему мальчику, страдавшему тяжелой ювенильной формой сахарного диабета. Вместо того чтобы получить патент на инсулин и впоследствии сказочно разбогатеть, Бантинг передает все права Торонтскому университету. В дальнейшем права на производство инсулина перешли к Канадскому совету по медицинским исследованиям, и в конце 1922 г. новый препарат появился на лекарственном рынке.

В том же году Бантинг написал докторскую диссертацию по результатам своих исследований и получил в Торонтском университете степень доктора медицины. Он приобрел международную известность. В 1923 г. власти провинции Онтарио учредили в Торонтском университете отделение медицинских исследований имени Бантинга и Беста. В честь него в Торонто были учреждены также Исследовательский фонд имени Бантинга, Институт имени Бантинга, Бантинговские мемориальные чтения.

Долгие века люди не знали средства для борьбы с этой болезнью, и диагноз "сахарный диабет" не оставлял пациенту никакой надежды не только на выздоровление, но и на жизнь - без этого гормона, обеспечивающего усвоение тканями глюкозы, организм существовать не может и обречен на медленное угасание. Открытие Фредерика Бантинга совместно с Джоном Маклеодом спасло жизнь миллионам. И хотя сахарный диабет и по сей день неизлечим, благодаря инсулину люди научились держать эту болезнь под контролем.