Смекни!
smekni.com

Игорь Северянин «Черный квадрат» (стр. 2 из 2)

«Квадрат квадратов», т. к. квадрат является основой композиции стихотворения.

Если взять только первые строчки каждой из четырех строф, можно сделать интересное наблюдение:

1 2 3 4

Никогда ни о чем не хочу говорить…

2 1 4 3

Ни о чем никогда говорить не хочу…

3 4 1 2

Не хочу говорить никогда ни о чем…

4 3 2 1

Говорить не хочу ни о чем никогда!

(Соединив линией все повторяющиеся слова в данном четверостишье, мы получим 6 квадратов, что соответствует 6 сторонам куба)

Это прослеживается и в других строчках стихотворения. В результате получается оригинальное сочетание четырех кубов (наподобие известного кубика Рубика), что доказывает строгость и совершенство формы стихотворения.

«Квадрат квадратов» не изобилует средствами выразительности.

Можно отметить:

Метафоры –

«был года палачом»,

«палачу не парить»,

«заплутал меж поэм и тревог»;

одно сравнение - «точно зверь»;

два синонима в градации: «я устал, я совсем изнемог».

Отсутствие эпитетов не умаляет образность и красоту стихотворения, напротив, это позволяет сконцентрироваться на проблеме произведения.

А вот использование большого количества многоточий помогает понять состояние полной растерянности лирического героя и вместе с постановкой восклицательных знаков и многоточий в четвертой строфе - ощущение взрыва чувств, недосказанности, безнадежности и , может быть, трагедии в жизни героя. Об этом говорит и интонация стихотворения: от шепота в первой строфе до почти крика в последней строфе.

Обратим также внимание на восклицание лирического героя: « О , поверь!»

В каждой последующей строфе эта фраза сдвигается от начала строчки до конца строчки

1-2-3-4

(Мольба-просьба-требование- приказ)

Это доказывает, что образы Игоря Северянина не только звучны и зримы, но и материальны, фактурны, осязаемы.

Северянин не использует в стихотворении ни одного слова, обозначающего цвет, но с помощью ассоциаций ( палач, зверь) легко можно увидеть красный ( цвет крови) и черный(цвет смерти).

Кольцевая композиция еще раз подчеркивает замкнутость и ограниченность пространства стихотворения и неразрешимость проблемы лирического героя.

Стихотворение Игоря Северянина поражает своей оригинальностью, математической точностью, четкостью композиции, музыкальностью.

Работа над стихотворением « Квадрат квадратов» дает возможность говорить о таланте, самобытности поэта и сожалеть о том, что Игорь Северянин незаслуженно обойден вниманием читателей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРЕЗЕНТАЦИИ

Данная презентация может быть использована на уроках литературы, посвященных изучению творчества поэтов Серебряного века; на уроках по анализу стихотворений;

в индивидуальной работе с учащимися по теме исследовательской работы по литературе , связанной с интерпретацией стихотворения и подготовкой презентации.

Методический комментарий представлен к уроку: «Интерпретация стихотворения

Игоря Северянина « Квадрат квадратов» в 11 классе».

№ слайда Работа со слайдом Комментарий Подробнее…
Слайд №1 Изображение квадрата появляется по щелчку мыши. Титульный лист
Слайд № 2 Изображения загружаются автоматически, без щелчка мышью. Содержание работы ( План презентации) Гиперссылка к каждому пункту плана.
Слайд № 3,4,5,6,7, 8,9,10. По два щелчка в каждом слайде. Страницы биографии Игоря Северянина. Об эгофутуризме И. Северянина: эгофутуризм Северянина нельзя сводить эгофутуристическому эпатажу. В основе его системы лежат следующие лозунги: *Душа- единственная система. *Самоутверждение личности. *Поиски нового без отвергания старого. *Осмысленные неологизмы. *Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы. *Борьба со «стереотипами» и «заставками». *Разнообразие метров.
Слайд № 11,12,13,14,15,16,17. По два щелчка в каждом слайде Противоречивость мнений о поэте Игоре Северянине.
Слайд № 18,19,20. 18-4 щелчка 19-8 20-2 щелчка Об авангардном течении в искусстве ХХ века футуризме.
Слайд № 21,22,23,24. 21- бегущая строка. 22-2 щелчка 23-2 щелчка 24-2 щелчка,2 гиперссылки Название стихотворения « Квадрат квадратов» Прочитать стихотворение, интонируя все знаки препинания ( Индивидуальная подготовка учащегося или запись чтения артиста)
Слайд № 25,26,27,28. 25-2 щелчка 26- 2 щелчка 27-2 щелчка, замена цвета 28-каледоскоп-1 щелчок Построение стихотворения, вопросы стихосложения, ритм, ритмика, новаторство Северянина в области стихосложения. Понятие литературной комбинаторики.
Слайд №29,30,31. 29-2 щелчка, выпад букв 30- 31- Понятие лирический герой, раскрытие характера лирического героя. Образ клетки, лабиринта, тюрьмы.
Слайды № 32, 33, 34, 35. 32- гиперссылки-7 (туда и обратно) Особенности языка стихотворения. Словарная работа. Ассоциативные связи. Обращение к словарным статьям ( гиперссылки), Рассказ о жеводанском звере. Это загадочное существо, зверь- людоед, терроризировав ший французскую провинцию Жеводан ( юг Франции) с 1764 по 1767 гг. С ним связана легенда о Железной маске. О картине М. Врубеля « Демон». Демон- символический образ. « Это дух страдающий, но не злобный» Художник показывает нам одиночество, безысходность человека, чьи титанические силы не находят себе применения.
Слайд № 35,36,37,38,39,40. 36-1 щелчок 37-2 щелчка 38- 2щелчка 39-13 щелчков 40-3 щелчка «Квадрат квадратов» в искусстве. Казимир Малевич. Супрематизм. Тайна « Черного квадрата» Работы архитектора А.М. Родченко. О « Томных грезах» В. Брюсова Песня Ильи Зусковича «Квадрат квадратов» на слова И. Северянина О музыкальности стихов Игоря Северянина. В 1930 С.С. Прокофьев выразил мнение, что у Северянина имелись « начатки» композиторского дарования. Особенно он восхищался стихотворением « Квадрат квадратов» На стихи Северянина писали музыку С. В. Рахманинов, М. Якобсон,, А.Н. Вертинский. Названия стихов говорит и об особенном отношении поэта к музыке. «Увертюра», «Рондо». «Соната», « Прелюдия», «Романс».
Слайд №41 41-6 щелчков Вопросы. Дать возможность учащимся ответить на вопросы. Делать паузы.
Слайд № 42, 43, 44,45,46,47,48. По 2 щелчка на словарную статью Словарные статьи: изнемогать, палач, парить, зверь, заплутать, поэма, тревога.
Слайд № 49 - Контактная информация

Библиография:

1. Игорь Северянин. « Менистрель». Новейшие поэзы. Изд. « Москва». Берлин, 1921.

2. Ахмедова Ю.А. Стилистические особенности лирики Игоря- Северянина ( Текст). «Русский язык в школе» 2007,№7.

3. Ахмедова Ю.А.Эгофутуризм Игоря- Северянина//Знание.Понимание.Умение- Москва: Издательство Московского гуманитарного университета, 2008,№1.//

4. С. Бавин, И. Семибратова. Судьба поэтов Серебряного века. Русская государственная библиотека. Москва: книжная палата, 1993.

5. mhtml:fileF:/ Говорит Москва_ Искусство авангарда_ Генезис изобразительных форм.mht

6. htt://severyanin.narod.ru/Sun/sun8.htm

7. Аннотированная таблица материалов по теме.