Смекни!
smekni.com

Лицензия и лицензирование предпринимательской деятельности. Индивидуализация юридического лица (стр. 9 из 11)

Возражение против регистрации товарного знака в Апелляционную палату Роспатента вправе подать любое лицо.

Признание регистрации знака недействительной означает, что право на товарный знак было предоставлено в нарушение закона, поэтому должны быть признаны недействительными все сделки, предметом которых являлась передача права на знак.

Ликвидация юридического лица — владельца товарного знака

Председателем Роспатента утверждены Правила аннулирования действия регистрации товарного знака, в соответствии с которыми любое лицо может подать в ФИПС заявление о прекращении действия регистрации товарного знака по этому основанию, приложив к нему документы, подтверждающие ликвидацию юридического лица. Владелец товарного знака уведомляется о факте подачи такого заявления. И если в течение четырех месяцев он не опровергнет сведения о своей ликвидации, товарный знак аннулируется.

В случае отказа владельца товарного знака от регистрации, отказ оформляется в виде письменного заявления, которое направляется в Роспатент.

Во всех указанных случаях право на знак перестает действовать с даты внесения сведений об аннулировании в государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ.

Рекламоспособность товарного знака

Реклама, как признано, двигатель торговли. Этот тезис общеизвестный и сомнению не подлежит. В рекламной кампании любой фирмы одну из главных ролей играет товарный знак — индивидуальная и даже эксклюзивная деталь, по которой потребители будут судить о качестве товара и престиже фирмы.

Товарный знак — это дополнительное и эффективное средство рекламы, своего рода графический код, постоянно привлекающий новых клиентов. Именно поэтому современный рынок интеллектуальной собственности так насыщен товарными знаками, торговыми марками, брэндами. Объективно около 70% из них с точки зрения рекламы являются провальными. В силу ряда причин они не могут конкурировать с другими марками.

Отчасти такое положение вещей связано с тем, что заказчики, желая сэкономить, обращаются не к профессионалам. Случайный художник или дизайнер, безусловно, может создать вариант товарного знака, но, увы, не обладая определенными параметрами, этот товарный знак не будет рекламоспособным. Создать знак, который бы легко воспринимался и запоминался и при этом был бы «стильным», — задача трудная, но выполнимая.

Существует несколько общепринятых признаков рекламоспособности товарного знака: новизна идеи, ассоциативность, связь с местом происхождения, лаконичность, эстетичность (в том числе и благозвучность), удобопроизносимость (для словесных знаков), цвет, приспособляемость.

Одним из самых актуальных и значимых признаков является новизна идеи. К сожалению, в последние годы товарные знаки, подаваемые на регистрацию, производят впечатление братьев-близнецов, появившихся из одного инкубатора. Мало фантазии, ни оригинальных ярких образов — сплошной стандарт. Можно долго перечислять «Клондайки», «Стиксы», «Вероники»... Причем тенденция относится как к самим названиям, так и к графическим изображениям.

Между тем на практике давно доказано, что наиболее эффективными и продаваемыми знаками являются те, в которых помимо нетривиальной идеи присутствует чувство юмора либо обыгрываются известные образы.

В ассоциативном мышлении человека можно выделить два типа: ассоциации по смежности (в пространстве и времени) и ассоциации по контрасту — сходства и различия. Психологи утверждают, что для лучшего восприятия ассоциативные связи должны устанавливаться по нескольким основаниям — звучанию, изображению и т. д. Руководители фирм часто забывают об этом и следуют на поводу своих желаний. В итоге появляется товарный знак, который с большой натяжкой можно отнести, если вообще можно отнести, к конкретному товару или услуге. Иногда после многолетней рекламной кампании удается преодолеть стереотипы потребителей и создать пусть хрупкую, но все-таки связь товара-услуги с товарным знаком. Стоит ли говорить, сколько денег и сил придется на это потратить? Однако даже в этом случае довольно рискованно предполагать высокую эффективность рекламы.

С другой стороны, было бы неправильно сводить товарный знак к прямой описательности или очень простому изображению товара. Все хорошо в меру. В качестве удачного товарного знака можно привести следующий пример. «Директора фирмы, занявшейся продажей шведских аппаратов для приготовления супов и горячих напитковJede, предприняли в поисках подходящего названия мозговой штурм. В процессе обдумывания звучало, например, «Сестры Кипятковы». Существовало условие, чтобы название было не только связано с едой, но и имело некий скандинавский акцент», — вспоминал генеральный директор фирмы «Хильдур Бок» Вадим Повстян. Хильдур — имя известной фрекен Бок из повести Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон».

Связь с местом происхождения во многом схожа с таким критерием рекламоспособности, как ассоциативность. Не допускается использовать в качестве товарного знака или его составных частей обозначения, указывающие на место производства или место сбыта товаров, также не используются географические названия, указывающие на место происхождения товаров и/или услуги. С другой стороны, именно место происхождения товара нередко является одной из причин, по которой его выбирают потребители. Поэтому будущему владельцу необходимо хорошо подумать, прежде чем заказать разработку товарного знака, хочет ли он, чтобы в логотипе было отражено место происхождения продукции. Это необязательная, но весьма полезная деталь.

Еще одним критерием рекламоспособности товарного знака является его лаконичность. Перегруженный словесно или изобразительно товарный знак вызывает вполне понятное отторжение. Короткий, выразительный запоминается гораздо быстрее. Однако подчас молодые предприниматели или неуверенные в себе господа-оформители следуют принципу: «Хотели как лучше». И получают как всегда. Масса ненужных тяжелых деталей, перегруженный слоган в две строки, длинное название, претендующее на запись в книге рекордов Гиннеса, и в итоге рекламный ролик вызывает стойкое отвращение. Но, как следствие, отвращение вызывают фирма и товар. Необходимо помнить еще и о том, что не всегда дизайнерские разработки соответствуют практике употребления. Нередко случается, что товарный знак разрабатывают в масштабе огромного плаката: множество мелких деталей смотрятся естественно и органично, но как только товарный знак уменьшают, детали перестают работать. В итоге рано или поздно возникает решение изменить товарный знак.

К признаку лаконичности примыкает и критерий удобопроизносимости. Сочетание согласных букв неудобно произносимо — РКВ, ХТЗ. Язык сломаешь, пока членораздельно произнесешь подобные вариации.

Безусловно, любой товарный знак должен обладать и эстетичностью: в это понятие входят изящество (изобразительность в товарном знаке) и благозвучность (словесная сторона знака). Всевозможные иностранные заимствования, латинское написание в условиях российской действительности являются малоэффективными. Яркий пример — фирма Unitas, чей товарный знак включает в себя название фирмы. Не трудно догадаться, как потребители переделали его на свой лад.

Цвет также играет немалую роль в восприятии символов. Использование цвета всегда повышало шансы на рекламном рынке. Черно-белый вариант говорит о консервативности, зеленый настраивает на спокойную уверенную волну. Красный возбуждает, это энергетически сильный, доминирующий цвет, однако в сочетании с черным он может вызвать обратную реакцию. Желтый — стимулирует зрение. Синий цвет свидетельствует о стабильности.

И, наконец, последний компонент — приспособляемость. Это качество в первую очередь подразумевает долговечность товарного знака. Товарный знак регистрируется ни на год и не на два, а значит, спустя время он должен также эффективно использоваться и при этом оставаться современным, стильным. Поэтому профессиональные разработчики товарных знаков не рекомендуют использовать в изображении образы товаров, которые в течение какого-то отрезка времени могут исчезнуть из сферы употребления. Кроме того, под приспособляемостью понимают возможность изменения отдельных элементов знака с целью приспособления его к меняющимся обстоятельствам, требованиям моды и рекламы.

Осмелимся ввести еще одно понятие рекламоспособности товарного знака — его энергетику. Многое зависит от того, в каких условиях создавался товарный знак, с каким настроением, как к нему относятся руководители фирмы и подчиненные. В тех фирмах, где понимают значения логотипа, как правило, дела идут хорошо. С этим можно соглашаться или, наоборот, не соглашаться, принимать или не принимать. Но, на наш взгляд, именно знаки, обладающие сильной энергетикой, становятся лидерами на отечественном и международном рынке. Помимо того, что на успешное продвижение марки влияет множество объективных факторов — ситуация в данной сфере предпринимательства, маркетинговая стратегия, престиж фирмы и т. д., — существуют еще субъективные факторы.

И, прежде всего манипуляции с человеческим сознанием. В какой-то мере товарный знак, в котором задействованы архетипы, воздействует на подсознание потребителя. Порой человек даже не понимает, почему из всех известных марок пива или, скажем, автомобилей, он выбирает только одну. Ларчик открывается просто: в данном товарном знаке его подсознание уловило ключевой архетип.