Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для студента. "Русское устное народное творчество" (стр. 2 из 2)

Бытовые (сатирические) сказки. Возникновение бытовых сказок на основе волшебных сказок и сказок о животных. Герой бытовых сказок. Отсутствие сверхъестественности как один из признаков бытовой сказки. Особенность фантастики бытовых сказок. "Сказка о злой жене". Условный характер реализма. Комизм ситуаций. Гиперболизация в изображении людских пороков. Композиция бытовых сказок. Мотив мнимого чуда. Сказки о супружеской неверности, об исправлении строптивых жен ("Сказка о злой жене"). Сказки о барах и мужиках ("Вор"). Сказки о попах ("Попов работник"). Сказки о солдатах ("Каша с топора"). Особенность стиля и поэтики: занимательность сюжета, гиперболизированное изображение пороков, комизм ситуаций, бытовая характерность речи персонажей. — 10 часов.

Тема 5: Народная несказочная проза. Состав русской устной несказочной прозы: предания, легенды, бывальщины, былички и т. д. Установка на правду, на истинность повествования характерная для народной несказочной прозы. Предания: жанровые признаки и определение. Тематические группы преданий. Легенды: определение жанра. Бывальщина: определение жанра, отличие бывальщины от предания и былички. Тематическое разнообразие бывальщин. Личный опыт, язык и стиль бывальщин. Быличка как жанр. Выражение народных верований в быличках. Виды быличек. Русская демонология. — 2 часа.

Тема 6: Былины. Определение былины как жанра. Происхождение термина "былина" и народное название этого жанра. Былина и сказка. Былины и историческая песня. Своеобразие былины. Связь былины и мифа. Жанровые признаки былины. Происхождение термина "богатырь". Понятие "эпическое православие". Категории эпического времени. Категория эпического пространства.

Былины Киевского цикла. Образная система былин Киевского цикла. Принцип композиционного противопоставления богатыря и князя. Типичность былинных образов. Основные принципы изображения героев в былинах. Образ князя Владимира. Образ Ильи Муромца. Былина "Илья и Святогор". Былина "Первая поездка Ильи Муромца" Образ Добрыни Никитича. Былина "Добрыня и змей". Образ Алеши Поповича. Былина "Алеша Попович и Тугарин". Образ врага в былинах Киевского цикла. Змей. Соловей-разбойник. Калин-царь (или литовский король). Тугарин. Былина о Дунае.

Былины Новгородского цикла. Два основных сюжетных ряда былин Новгородского цикла: былины о Садко и былины о Василии Буслаеве. Три сюжета о Садко. Былина о Василии Буслаеве. Нарастание степени конфликта. Два сюжета былин о Василии Буслаева. "Василий Буслаев и Новгородцы". "Как Василий Буслаев в Иерусалим молиться ходил" или "Смерть Василия Буслаева".

Поэтика былин: последовательность эпизодов, общие места, ускоренное и замедленное повествование. Гиперболизация и идеализация в изображении людей. Поэтический язык (эпитеты, сравнения). Былинный стих. История собирания и важнейшие сборники. Изучение былин. Формульная теория Лорда. — 6 часов.

Тема 7: Исторические песни. Определение жанра исторических песен. Положение исторических песен в жанровой системе русского фольклора. Особенности поэтики исторических песен. Основные циклы исторических песен: песни о борьбе с татаро-монгольским нашествием, песни об Иване Грозном, песни о Емельяне Пугачеве, Степане Разине и песни о событиях Отечественной войны 1812 года. "Песня об Авдотье Рязаночке". Исторические песни "о взятии Казани" и "о гневе Ивана Грозного на сына". — 2 часа.

Тема 8: Лирическая поэзия, лирические песни. Специфика жанра. Жизненная и поэтические функции. Отношение лирических песен к обрядовым. Герой лирических песен. Принципы классификации лирических песен. Основные типы: протяжные и частые, песни женские и мужские. Тематические группы лирических песен: семейные песни, любовные, военно-бытовые и удалые. Художественные средства выразительности: картины природы, быта, портреты героев. Символика лирических песен, художественный параллелизм, метафоры, эпитеты. — 2 часа.

Тема 9: История российской фольклористики. Зарождение фольклористики в XVIII веке. В. Н. Татищев. В. К. Тредиаковский. М. В. Ломоносов. Собирание фольклора в XVIII веке. Сборник Кирши Данилова. "Собрание разных песен" Чулкова. "Русские сказки" Левшина. "Собрание народных русских песен с их голосами" Львова-Прача. Вклад русских путешественников в изучение фольклора. Этнографический подход к фольклору. Радищев и фольклор. Развитие фольклористики в начале XIX века. И. М. Снегирев. И. П. Сахаров. П. В. Киреевский. А. Н. Афанасьев. В. И. Даль. П. И. Якушкин. П. Н. Рыбников. А. Ф. Гильфердинг. Мифологическая школа. Бр. Гримм. Ф. И. Буслаев. Школа заимствований. Т. Бенфей. А. П. Пыпин. В. В. Стасов. Теория самозарождения. Сравнительно-исторический метод изучения фольклора. A. Н. Веселовский. Историческая школа. Л. Н. Майков. B. Ф. Миллер. М. П. Сперанский. А. В. Марков. C. К. Шамбинаго. Сборники П. В. Шейна, Н. Е. Ончукова, A. В. Маркова, А. Д. Григорьева, Д. К. Зеленина, Б. и Ю. Соколовых. Фольклористика XX века. М. К. Азадовский, Н. П. Андреев, А. И. Никифоров, А. М. Астахова, В. Я. Пропп, B. И. Чичеров, В. Я. Путилов. Современные и актуальные проблемы фольклористики. — 4 часов.