Смекни!
smekni.com

Занятие Философия жизни Вопросы: Сёрен Кьсркегор (стр. 1 из 2)

Формы подготовки к экзамену по философии Для студентов 3 курса заочного отделения

Экзамен по философии проводится в форме, которую выбирает студент. Он может сдать его в устной форме по указанным в методи­ческих материалах по курсу «Философия» вопросам для повторения.

Другая возможность — подготовить реферат по соответствующей части курса и, основанный на основных его идеях, устный ответ.

Реферат должен быть выполнен на основе текста по курсу истории философии. Основным содержанием работы может быть либо характе­ристика и анализ данного произведения, либо раскрытие одной теоре­тической проблемы на основе выбранного текста. Все эти моменты необходимо отразить в плане.

Главной целью работы является раскрытие заявленной темы. Рабо­та должна сопровождаться библиографией (не менее 3—4 источников). Объём может варьироваться от 15 до 20 страниц. Ориентиром в выборе темы реферата могут служить вопросы к планам семинарских занятий (с 4 по 6) для студентов дневного отделения, а также вопросы к темам (с 7 по 10) программы лекционного курса.

Занятие 4. Философия жизни

Вопросы:

1. Сёрен Кьсркегор — образ Сократа как иронизирующего субъек-­
та. («О понятии иронии»); псевдонимная концепция Кьеркегора —
литературно-эстетический приём, постмодернистская «игра в пус­
тоту» или попытка «проложить путь к истине»; концепция лично­
сти и искусства Моцарта — к проблеме романтической моцартиа-
ны; Гегель и Кьеркегор в их отношении к христианству; Кьеркегор
и Гоголь — союз эстетики и проповеди; Кьеркегор и Бахтин -—
проблемы эстетической и экзистенциальной коммуникации; обо­-
снование «истинной формулы отчаяния» («Болезнь к смерти»); уни­
версализация понятия и переживания греха, проблема секса с по­
зиции христианской догматики («Понятие страха»); отличие «ры­
царя веры» Авраама от других форм героизма — романтического,
демонического, трагического («Страх и трепет»).

2. Артур Шопенгауэр — ступени объективации воли, её прояв­-
ления в окружающем мире и человеке («О воле в природе», «Мир
как воля и представление» кн. 1,2); искусство — путь преодоления
воли, «утешение» искусством и особое значение музыки, враждеб­-
ность «толпы» к прекрасному и гений как «безвольный» человек
(«Мир как воля и представление» кн. 3); этика сострадания и отри-­
цание воли к жизни («Мир как воля и представление» кн. 4);
классификация благ человеческой жизни, ценностные предпочте-­
ния («Афоризмы житейской мудрости»).

3. Рихард Вагнер — проект преобразования оперы и идея о
новой музыкальной драме («Паломничество к Бетховену», «О не­
мецкой музыке», «Искусство и революция»); задачи искусства в
свете философии будущего Л. Фейербаха («Произведение искусст-­
ва будущего»); анализ взаимодействия музыки и поэзии, взаимоот­-
ношений оперы и драмы, детальный проект «совершенного произ­-
ведения» («Опера и драма»); философский комментарий А. Ф. Ло­-
сева к драмам Вагнера.

4. Фридрих Нищие — дионисийское и аполлоническое начала в
культуре и в истории, эволюция античной трагедии, Сократ как
воплощение теоретического человека («Рождение трагедии из духа
музыки»); о необходимости «оприродить человека» («Весёлая на- ука»); специфика подхода к человеческому общению («Человечес­кое, слишком человеческое»); интерпретация Евангелия и истории христианства («Антихрист»); о морали и «науке о морали» («По ту сторону добра и зла», «Генеалогия морали»); развитие идеи пере­оценки ценностей духовной аристократией («Так говорил Заратус-тра»); Достоевский глазами Ницше; Ницше и Соловьёв — пробле­ма сверхчеловека, апокалиптические идеи; Ницше глазами Ясперса, Хайдеггера, Делёза.

Литература

Источники:

Вагнер Р. Избранные работы. М., 1978.

Кьеркегор С. О понятии иронии. //Логос № 4, М., 1993.

Кьеркегор С. Дон Жуан Моцарта. М., 1995.

Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1994.

Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994.

Кьеркегор С. Несчастнейший. Сборник сочинений. М., 2007.

Лосев А. Ф. Форма — Стиль - Выражение. М., 1995.

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1992.

Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., 1990.

Шопенгауэр А. Понятие воли. Идеи этики. Основные идеи эс­тетики// Избранные произведения. Ростов-на-Дону, 1997.

Ницше Ф. Сочинения в 2-х т., М., 1990.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рож­дение трагедии Воля к власти. Посмертные афоризмы. Минск, М., 2000.

Ницше Ф. Рождение трагедии. М., 2001.

Дополнительная литература:

Андреас-Саломе Л. Прожитое и пережитое. М., 2002.

Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. М., 1997.

ДелёзЖ. Ницше. СПб., 1997.

Мир Кьеркетра. Русские и датские интерпретации творчества Серена Кьеркеюра. М., 1994.

Моцарт: пространство сцены. М., 1998.

Подорога В. А. На высоте Энгадина. Фридрих Ницше. — В кн.: Выражение и смысл. М., 1995.

Хайдеггер М. Ницше. В 2-х тт., СПб., 2006-2007.

Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше (Философия и проповедь). Достоевский и Ницше (Философия трагедии) // Ше­стов Л. Избранные сочинения. М., 1993.

Ялом И. Когда Ницше плакал. М., 2006.

Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствова­ния. СПб., 2004.

Занятие 5. Психоаналитическая антропология

Вопросы:

1. Классический психоанализ Зигмунда Фрейда: определение
позгащй психоанализа в области социальных наук («Тотем и Табу»);
радикальная ревизия учения о влечениях («По ту сторону прин­-
ципа удовольствия»); завершенный вид общей теории «метапси-
хологии» («Я и Оно»); дополнение просветительской критики
религии учением об иллюзорном проецировании детских влече­-
ний («Будущее одной иллюзии»); основные идеи философии куль­
туры («Недовольство культурой»); методология психоанализа в
исследовании остроумия, комического, юмора («Остроумие его
отношение к бессознательному»); понимание основной функ­-
ции искусства («Художник и фантазирование»); специфика ин­
терпретации произведений искусства и личности художника
(«Моисей Микеланджело», «Достоевский и отцеубийство», «Вос­-
поминание Леонардо да Винчи о раннем детстве»); «фрейдистс­-
кий» метод С. Дали.

2. Аналитическая психология Карла Густава Юнга: архетип и
символ («Об архетипах коллективного бессознательного»), о значе­-
нии сновидений в жизни личности («Воспоминания, сновидения,
размышления»), типология художественного творчества («Психо­-
логия и поэтическое творчество», «Об отношении аналитической
психологии к поэтико-художественному творчеству»); методоло­-
гические позиции в интерпретации художественных произведений
(«Дух Меркурий», «Улисс»); проблема происхождения архетипичес-
ких сюжетов («Феноменология духа в сказках», «Психология архе­-
типа младенца»).

3. Гуманистический психоанализ Эриха Фромма: социально-
психологическое объяснение нацистского режима и природы то-

талитарного общества, концепция авторитарного характера, анализ психологических механизмов бегства от свободы, исследование фор­мы проявления человеческой потребности в свободе («Бегство от свободы»); анализ проявления ценностных установок на облада­ние и бытие в различных сферах человеческой деятельности («Иметь или быть?»); феномен разрушительности как парадок­сальная проблема («Анализ человеческой деструктивности»); лю­бовь как форма совершенного бытия человека и искусство жить («Искусство любить»).

4. Педагогическая технология Альфреда Адлера в решении
задач гуманистического воспитания: формировании социально­
го чувства, самоопределении в мире профессий, понимании люб­
ви и супружества как главных составляющих человеческих взаи­-
моотношений.

5. Применимость теории Карен Хорни в исследовании внутрен­-
них проблем и конфликтов личности.

6. Aнна Фрейд: приёмы детского анализа, психоанализ в детском
возрасте и воспитание.

7. Миф о герое Отто Ранка.

8. «Сюррационализм» Гастона Башляра в «Психоанализе огня»:
выявление коллизии между разумом и воображением, поиск син-­
теза путей поэзии и науки.

Литература Источники:

Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов н/Д., 1998.

Адорно Т. Исследование авторитарной личности. М., 2001.

Башляр Г. Психоанализ огня. М., 1995.

Дали С. Дневник одного гения. М., 1991.

Проблема человека в западной философии. М., 1989.

Ранк О. Миф о рождении героя. М., 1997.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Франки В. Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере. М., 2004.

Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа. М., 1991.

Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.

Фрейд 3. Художник и фантазирование. М., 1995.

Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. М., 1997.

Фрейд 3. Толкование сновидений. Минск, 2000.

Фромм Э. Бегство от свободы. М.. 1990.

Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1994.

Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию. СПб., 2000.

Юнг К. Г. Человек и его символы. М., 1997.

Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.

Юнг К. Г. Дух Меркурий. М., 1996.

Юнг К. Г. Психология и поэтическое творчество. К пониманию психологии архетипа младенца. — В сб.: Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992.

Юнг К. Душа и миф: шесть архетипов. Киев, 1996.

Дополнительная литература:

Берн Э. Введение в психиатрию. Психоанализ для непосвящен­ных. СПб., 1991.

Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. Минск, 1999.

Психология цвета. М., 1996.

Рикер П. Герменевтика и психоанализ // Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 2002.

Руткевич А. М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития: Курс лекций. М., 1997.