Смекни!
smekni.com

Лишение свободы и арест несовершеннолетних (стр. 4 из 6)

Статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод1 гарантирует каждому человеку право на справедливое судебное разбирательство независимым, беспристрастным судом, созданным на основании закона. Данное право в полной мере распространяется и на детей. Европейский Суд заявил: "...важно, чтобы с ребенком, которому предъявлено обвинение, обращались с учетом в полной степени его возраста, уровня зрелости, интеллектуальных и эмоциональных особенностей". Изложенное выше неразрывно связано не только с судебным процессом, но и с принятием судами решений в отношении несовершеннолетних обвиняемых.

2.2.Назначение наказания в виде лишения свободы и ареста

Возрастные особенности несовершеннолетних, специфика совершаемых ими преступлений делают необходимым разработку таких мер наказания, в которых акценты смещаются с карательных на воспитательные и предупредительные аспекты. Невысокая эффективность лишения свободы побуждает избегать в отношении несовершеннолетних наказаний, связанных с изоляцией от общества, и предусматривать в законе наказания, с помощью которых несовершеннолетние отвлекались бы от криминогенной среды и приобщались к общественно полезному труду.

Арест. УК предусматривает такой новый вид наказания, как арест. Неэффективность кратких сроков лишения свободы (1-2 года) отмечается давно. Наказанием, призванным заменить неэффективное краткосрочное лишение свободы, является арест, который состоит в содержании лица в условиях строгой изоляции и может быть назначен несовершеннолетнему на срок от одного до четырех месяцев. Арест может назначаться только несовершеннолетним, достигшим к моменту вынесения приговора шестнадцатилетнего возраста (ч. 5 ст. 88 УК)1.

Лишение свободы. К несовершеннолетним осужденным, совершившим впервые преступления небольшой или средней тяжести в возрасте до 16 лет, не может применяться наказание в виде лишения свободы. К остальным несовершеннолетним осужденным наказание в виде лишения свободы не должно применяться за совершение преступлений небольшой тяжести впервые.

В связи со сказанным необходимо привести пример из судебной практики.

Судом первой инстанции Д. осужден по п. "г" ч. 2 ст. 112 УК РФ к 2 годам лишения свободы в воспитательной колонии.

Суд кассационной инстанции приговор суда в части назначенного Д. наказания изменил, указав следующее.

В соответствии с изменениями, внесенными в ч. 6 ст. 88 УК РФ Федеральным законом Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, не может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

На момент совершения Д. преступления, относящегося к категории преступлений средней тяжести, ему исполнилось полных четырнадцать лет.

Учитывая эти обстоятельства, Судебная коллегия смягчила Д. наказание до 1 года исправительных работ. В связи с отбытием наказания Д. из-под стражи освобожден1.

Также при назначении наказания в виде лишения свободы следует помнить, что несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой, средней тяжести, а также тяжкие преступления в возрасте до 16 лет, наказание назначается на срок не свыше шести лет. Этой же категории осужденных, совершивших особо тяжкие преступления, может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет. Такое наказание может быть назначено и остальным несовершеннолетним осужденным, т.е. старше 16 лет, совершившим преступления любой категории.

Если несовершеннолетний совершает ряд преступлений и в совокупность входят преступления небольшой, средней тяжести, а также тяжкие преступления, назначить ему окончательное наказание по совокупности можно не более шести лет.

Если же несовершеннолетний совершает ряд преступлений, из которых одно является особо тяжким, окончательное наказание такому осужденному может быть назначено в пределах десяти лет лишения свободы.

Еще одна новелла в отношении назначения наказания несовершеннолетнему осужденному заключается в том, что при совершении осужденным тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания за совершение конкретного преступления сокращается наполовину.

Например, несовершеннолетний осуждается за преступление, предусмотренное п. "б" ч. 4 ст. 158 УК, за которое может быть назначено наказание от пяти до десяти лет лишения свободы со штрафом в определенном законом размере. При принятии решения о назначении осужденному минимального срока наказания в виде лишения свободы суд должен назначить два года шесть месяцев лишения свободы1.

По приговору Кемеровского областного суда от 26 апреля 2001 г. несовершеннолетний Ветраев, ранее несудимый, осужден по п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ на восемь лет лишения свободы в воспитательной колонии.

По данному делу осуждена также Старцева по п. "ж" ч. 2 ст. 105, ч. 4 ст. 150 УК РФ, в отношении которой вопрос о возбуждении надзорного производства не ставился.

Ветраев признан виновным в убийстве Зубова, совершенном группой лиц по предварительному сговору.

Преступление совершено им при следующих обстоятельствах.

9 мая 2000 г. Старцева, с достоверностью зная о несовершеннолетнем возрасте Ветраева, путем уговоров и обещаний предложила ему совершить убийство своего брата Зубова, с которым у нее сложились крайне неприязненные отношения. С этой целью Старцева и Ветраев пришли в баню, где спал находившийся в сильной степени алкогольного опьянения Зубов. Ветраев стал душить его руками, а Старцева удерживала Зубова, поскольку тот пытался оказать сопротивление. Затем Старцева продолжила его душить, а Ветраеву подала кирпич. Он не менее двух раз ударил им потерпевшего по голове. Старцева также нанесла брату не менее двух ударов кирпичом по голове.

В результате их совместных действий Зубову не менее чем от восьми ударов по голове была причинена черепно-мозговая травма, что повлекло его смерть.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ приговор оставила без изменения.

Заместитель Генерального прокурора РФ в надзорном представлении поставил вопрос об изменении судебных решений в отношении Ветраева, снижении ему меры наказания, считая, что она является чрезмерно суровой и что суд не признал в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, активное способствование Ветраевым раскрытию преступления и назначил меру наказания вопреки положениям ст. 62 УК РФ.

Президиум Верховного Суда РФ 14 января 2004 г. надзорное представление прокурора удовлетворил частично, указав следующее.

Как видно из приговора, суд, решая вопрос о мере наказания Ветраеву, исходил из общественной опасности содеянного, личности виновного, положительных характеристик.

В качестве обстоятельств, смягчающих наказание, суд признал привлечение осужденного к уголовной ответственности впервые, совершение преступления им в несовершеннолетнем возрасте, чистосердечное раскаяние в содеянном, просьбу представителя потерпевшего строго не наказывать Ветраева. Однако эти данные недостаточно учтены при назначении меры наказания.

Обстоятельств, отягчающих наказание, по делу не имеется.

С учетом того, что в соответствии с новым Законом - ч. 6.1 ст. 88 УК РФ - при назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, сокращается наполовину, а в силу положений ч. 1 ст. 10 УК РФ этот Закон как улучшающий положение осужденного подлежит применению, меру наказания осужденному Ветраеву возможно снизить без ссылки на требования ст. 64 УК РФ.

Вместе с тем доводы надзорного представления о наличии по делу активного способствования раскрытию преступления со стороны Ветраева и что оно вопреки требованиям уголовного закона не признано смягчающим наказание обстоятельством, предусмотренным п. "и" ст. 61 УК РФ, необоснованны.

Как следует из материалов уголовного дела, Ветраев признал себя виновным в совершении преступления и чистосердечно раскаялся в содеянном наряду с другим соисполнителем убийства Старцевой, сообщив обстоятельства совершения убийства.

Следовательно, нет оснований считать, что Ветраев активно способствовал раскрытию преступления. Не установил данное обстоятельство и суд первой инстанции.

На основании изложенного Президиум Верховного Суда РФ изменил приговор областного суда и определение Судебной коллегии в отношении Ветраева, снизил ему меру наказания, назначенную по п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ, до семи лет лишения свободы, в остальном приговор суда и кассационное определение в отношении него оставил без изменения1.

Судам следует обратить внимание на то, что действующий закон не предусматривает видов воспитательных учреждений, в которых несовершеннолетние отбывают наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст.132 Уголовно-исполнительного кодекса РФ1 предусмотрен единый вид воспитательных колоний, в которых установлены обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания.

В обычных условиях в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, поступившие в воспитательную колонию, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также несовершеннолетние осужденные, переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания. Если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения его под стражу.