Смекни!
smekni.com

Масштабы потребления наркотиков в мире (стр. 2 из 3)

По данным Центральной информационной системы Всемирной Таможенной Организации, 56,7% всех задержаний МДМА связаны с Нидерландами. Между тем подпольное изготовление амфетаминов, эфедрона, МДМА наблюдается практически во всем Европейском регионе: в Чешской Республике, государствах Балтии, Российской Федерации, в Украине. Увеличение производства, безусловно, влечет за собой расширение масштабов злоупотребления амфетаминами и стимуляторами амфетаминового ряда.

Самый большой рынок стимуляторов в Северной Америке – в США (14% от общемирового количества конфискаций). Торговля и производство в основном сконцентрированы в юго-западных штатах, хотя в последние несколько лет наблюдается тенденция к распространению производства к центру страны и в восточные штаты.

Важнейшими факторами, обусловливающими стремительный рост объемов производства синтетических наркотиков на сегодняшний день, являются:

1. Сложности с доставкой (транспортировкой) наркотиков. Динамика производства синтетических наркотиков демонстрирует, что их появление и бурный рост связаны с укоренением традиций потребления натуральных, в основном «тяжелых», наркотиков, с одной стороны, и усилением мер по предотвращению их распространения – с другой. Иначе говоря, наличие налаженной наркоиндустрии при вынужденных сложностях доставки наркотиков вызвало потребность в замене их искусственными заменителями.

2. Социально-экономические факторы. В отличие от стран – производителей наркотиков натурального происхождения, страны – производители синтетических стимуляторов являются в основном обществами с высоким уровнем жизни и развитой экономикой. Высокая рентабельность наркобизнеса, при наличии устойчивого спроса и широких возможностей декриминализации полученных доходов, открыла широкие возможности для развития полноценной инфраструктуры производства и оборота синтетических наркотиков.

3. Технологический фактор. Без наличия развитой технологической и сырьевой базы (доступность прекурсоров), а также сети сбыта и оборота наркотиков развитие производства психостимуляторов вряд ли можно себе представить. Расширяющаяся практика производства синтетических наркотиков в лабораториях по производству героина и кокаина подтверждает выдвинутое предположение и свидетельствует о продолжении той же тенденции в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, где технологическая база также достигла высокого уровня развития.

4. Группа культурологических факторов. К числу названных факторов можно отнести явления психологического основания, стимулирующие спрос на синтетические стимуляторы. В частности, влияние массовой технократической культуры, медикализации общества, ослабление исторических и религиозных традиций и роли института семьи.

5. Внутриполитические факторы. Исследователи проблем наркотизации все чаще отмечают существование парадоксальной, на первый взгляд, взаимосвязи между типом политической системы и характером наркотизации общества как одного из проявлений проблемы свободы выбора. Действительно, в закрытых, недемократических обществах одним из барьеров, становящихся на пути наркотиков, является тотальный диктат интересов класса, общества над потребностями личности/индивида. Ярким примером подобной взаимосвязи может быть опыт СССР и Китая, где был нейтрализован вал наркотизации нетрадиционными культурами (кокаин, опиум).

4. ПОТРЕБЛЕНИЕ И ТРАНЗИТ НАРКОТИКОВ В МИРЕ

По данным УБНПП, с проблемой употребления наркотиков в 1990-2000-х годах столкнулись 134 страны. Наиболее распространенный наркотик – конопля (96% всех стран сообщили о проблеме злоупотребления коноплей), далее идут опиаты (87%), кокаин (81%), синтетические наркотики (73%). Три четверти всех стран сообщают о злоупотреблении героином и две трети – кокаином. Употребление героина и кокаина более широко распространено, чем употребление промежуточных продуктов – опиума (морфия) или листьев/пасты коки. Иначе говоря, сейчас уже не существует ни исключительно производящих, ни исключительно потребляющих стран.

В 2000-2004-х годах уровень употребления наркотиков продолжает расти, особенно в странах, расположенных на главных торговых маршрутах.

Однако рост этот происходил не такими ужасающими темпами, как в 1980-х годах. В 2003/04 годы менее половины стран, сообщивших о злоупотреблении наркотиками, говорят о тенденциях роста, одна третья часть отмечает стабилизацию и более одна четверть стран говорит о снижении. Среди стран, сообщивших об увеличении спроса на наркотики, менее половины отмечают сильное увеличение. В 1990-2000-х годах в общемировом масштабе спрос на наркотики все еще рос, однако в 2001-2004 –х годах этот рост замедлился. В период с 2001 по 2004 годы снизилось количество стран, сообщающих об увеличении злоупотребления и, наоборот, выросло число стран, отмечающих тенденции снижения спроса на наркотики.

Глобализация и диверсификация производства и потребления наркотиков в мире значительно расширили географию наркоиндустрии и обозначили следующую карту основных маршрутов:

- Опиаты из Афганистана через Пакистан, Иран, Турцию и Балканский полуостров в страны Европейского Союза.

- Кокаин из андских стран в Северную Америку (в основном в США) – или непосредственно, или через Мексику и Карибский регион.

- Трава конопли из Мексики в США.

- Смола конопли из Марокко через Испанию в европейские страны.

Также в течение последних десяти лет наблюдается основание новых интенсивных маршрутов транзита наркотиков:

- Опиаты из Афганистана через Центральную Азию в Европу.

- Кокаин из андских государств: через Центральную Америку в Мексику и в США; а также через Тихоокеанское побережье в Северную Америку, через Венесуэлу и/или Карибский регион в Европу; из Перу и Боливии в Бразилию и через Западную или Южную Африку в Европу.

- Опиаты из Колумбии по новым торговым маршрутам (зачастую параллельным тем, что уже существуют для кокаина) в США.

- Опиаты из Мьянмы через Китай (а также Гонконг и Тайвань) в Северную Америку (этот маршрут дополнил традиционный путь через Гонконг и Таиланд).

- Организация маршрутов контрабанды наркотиков через все большее количество африканских стран.

Основными торговыми маршрутами поставки конопляной смолы в Европу стали – из Марокко в Испанию, а также каналы из Юго-Западной Азии. Для травы конопли основной маршрут в США лежит из Мексики и Колумбии, но все расширяющееся производство высококачественной конопли в Северной Америке, по-видимому, уменьшит значение этих потоков. Реакцией на подобную тенденцию стала переадресация из США части конопли, выращенной в Колумбии, уже на рынки Западной Европы, где этот наркотик конкурирует с коноплей из Африки (район Сахары), Юго-Восточной Азии, с недавних пор из Албании. Кроме того, в Европе все большую популярность приобретает гашиш, выращенный непосредственно на европейском континенте.

В Восточной и Юго-Восточной Азии, Европе и Северной Америке значительно увеличилась торговля стимуляторами амфетаминного типа (особенно метамфетамина). Поскольку синтетические стимуляторы обычно производятся в областях потребления или в соседних областях, то торговля ими географически более ограничена. Исключение составляют наркотики типа «экстази». Производимые, главным образом, в Европе, они идут в Северную и Южную Америку, Восточную и Юго-Восточную Азию, Западную Азию, Южную Африку.

Статистика конфискаций также позволяет выявить тенденции оборота (транзита) наркотиков. Так, в 2000-2004-х годах наиболее интенсивно растет количество конфискаций синтетических стимуляторов – на 18%. Для сравнения, рост конфискаций героина ежегодно составляет 5%, конопли– 4%, кокаина – 2%.

Таким образом, анализ существующих тенденций потребления и транзита наркотических средств позволяет сделать следующие выводы:

1. Рост потребления зависит от уровня доступности тех или иных наркотиков, который выражается в показателях представленности наркотика на рынке и его цены. На этой зависимости строятся такие явления, как: увеличение потребления в странах транзита (так, например, наблюдается существенный рост потребления опиатов в Восточной Европе и кокаина в Центральной Америке) и странах производства (увеличение потребления стимуляторов в Западной Европе и Юго-Восточной Азии).

2. Укрепляются процессы смещения центров традиционного потребления. В частности, рост потребления производных конопли в Европе наблюдается на фоне ее снижения в Азии, где значительно увеличивается потребление синтетических наркотиков.

3. Распространение наркотиков носит ярко выраженный эпидемиологический характер. Так, например, за первой волной азиатского опиума в первом двадцатилетии ХХ века, в 60–70 годы в США пошла волна марихуаны и гашиша из Африки (Марокко, Нигерия, Заир). В 1980-е годы, вслед за перекрытием потока мексиканской марихуаны, в США нахлынула волна кокаина, а в 1990-2000-е годы новая волна героина накрыла не только Европу, но и США.

4. Происходит расширение социальной базы наркомании. В отличие от предыдущих наркотических «эпидемий», распространение синтетических стимуляторов затронуло молодежь всех социальных групп. В частности, в конце 90-х годов наблюдались некоторые признаки замедления роста спроса на стимуляторы в Западной Европе и Северной Америке, которое, однако, компенсировалось развитием торговли стимуляторами в других регионах. Менее ясно прослеживается связь между употреблением наркотических средств и образованием, уровнем доходов. Множество стран отмечают так называемую «U-функцию» – уровень потребления наркотиков относительно высок среди низших слоев общества, гораздо меньше среди среднего класса и все более и более увеличивается по мере приближения к «высшим» социальным слоям.