Смекни!
smekni.com

Международно-правовое сотрудничество по профилактике наркомании и наркопреступности (стр. 4 из 8)

1) контрабанда;

2) незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;

3) незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;

4) нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ;

5) хищение либо вымогательство наркотических средств;

6) склонение к их потреблению;

7) незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества;

8) организация либо содержание притонов для потребления таких средств;

9) незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств;

10) заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений, связанных с оборотом наркотических средств;

11) легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных в результате совершения преступлений, связанных с оборотом наркотических средств;

12) организация, руководство или участие в преступном сообществе (преступной организации), созданном для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, связанных с оборотом наркотических средств.

Для того, чтобы рассмотреть основные причины и условия преступного оборота наркотических средств, необходимо выделить круг следующих детерминант[12]:

1) системный экономический кризис, который характеризуется почти полной трансформацией легальной экономики в теневую, с отсутствием эффективного контроля за вовлечением в нее сверхприбыли, полученной в результате преступного оборота наркотических средств;

2) критически высокий уровень безработицы, отсутствие весомых легальных альтернатив занятию наркобизнесом для значительной части населения;

3) существенное превышение доходности преступного наркобизнеса над доходностью легального сектора экономики;

4) энтропия (неопределенность), коллизионность и незавершенность нормативного правового комплекса, регламентирующего ответственность за правонарушения (в том числе за преступления), связанные с оборотом наркотических средств, а также профилактику таких правонарушений;

5) фактическое снижение эффективности правоприменительной практики в целом и самого механизма уголовного преследования;

6) особое географическое положение России, сделавшее ее неотъемлемым элементом глобального наркотрафика;

7) достижение критического уровня наркотизации населения, когда популяция наркоманов превратилась в самовоспроизводимую.

Характеризуя наркоситуацию, необходимо отметить следующее.[13]

Одно из наиболее криминогенных следствий глубокого экономического кризиса, охватившего Россию, выражается в формировании теневого сектора, составляющего на сегодня, по разным оценкам, от 40 до 70% всей российской экономики. Именно развитый теневой сектор является объективной приманкой для наркобизнеса, создавая почти безграничные и плохо контролируемые условия для отмывания доходов от преступного оборота наркотическихсредств. Известный социолог Мануэль Кастеллс из Калифорнии предрекал экономике России постоянный хаос в силу разгула организованной преступности. Финансируемая нелегальными наркодолларами экономика заполнила вакуум, образовавшийся в процессе перехода от коммунизма к рыночному хозяйству, что препятствует зарождению нормальных экономических институтов. Иными словами, наркобизнес изнутри разъедает экономику любой страны.[14]

Сегодня в России более 8 млн. официально зарегистрированных безработных, около 7 млн. так называемых свободно занятых, и свыше 14 млн. частично занятых. Среди привлекаемых в последние годы к уголовной ответственности за преступления, связанные с оборотом наркотических средств, лица, не имеющие постоянного источника дохода, составляют около двух третей[15]. Если в среднем в России сегодня около 25% населения имеет доходы ниже так называемой черты бедности, то в отдельных субъектах РФ эта часть населения достигает 90% .

Преступный наркобизнес как основа преступного оборота наркотических средств относится к числу сверхрентабельных, несмотря на огромные коррупционные издержки, которые преступники вынуждены нести в целях преодолениямногочисленных средств контроля над оборотом наркотических средств. По данным оценок ряда экспертов, каждый рубль, вложенный в нелегальный оборот наркотических средств, в России в середине 90-х годов прошлого века приносил до тысячи рублей прибыли[16]. Сегодня норма прибыли в российском секторе преступного наркобизнеса значительно снизилась прежде всего в результате повышения эффектив­ности борьбы с рассматриваемым видом преступлений в Европе и США, в частности, в результате создания международной сети по контролю за денежными средствами сомнительного происхождения. Вместе с тем доходность наркобизнеса в Россииснизилась из-за существенно возросшей коррумпированности огромного бюрократического аппарата, контролирующего оборот наркотических средств.

Один из основных недостатков правового комплекса, регламентирующего борьбу с преступным оборотом наркотических средств, является его неопределенность. Это выражается в нестабильности критериев криминализации преступлений рассматриваемой группы, чрезмерно высокий уровень неопределенности санкций уголовно-правовых норм, поощряющий коррупцию в системе правосудия.

Одним из условий совершения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков является их утечка из легального оборота. Сопоставительный анализ наркоситуации в стране и положение дел в легальном обороте наркотиков свидетельствуют о том, что наведение должного порядка в данной сфере является одним из основных путей предупреждения рассматриваемого вида преступности. Имеются существенные пробелы в законодательной иведомственной нормативной базе, регламентирующей деятельность в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и обеспечения контроля за легальным оборотом наркотикосодержащих лекарственных препаратов. По-прежнему на «черном» рынке имеет место хождение большого количества наркотических лекарственных препаратов. В то же время органами внутренних дел выявлено в 2004 г. на 2%меньше случаев нарушения правил оборота наркотических средств и психотропных веществ и на 21,6% меньше — правил оборота сильнодействующих веществ. Все это указывает на недостаточный уровень оперативного прикрытия объектов производства, хранения и реализации наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, а также на отсутствие должного взаимодействия подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и по борьбе с экономическими преступлениями в деле пресечения хищений наркотиков.

Отмечается стремительное развитие нелегального производства наркотиков, повышение уровня поступления наркотиков из законного оборота в незаконный. В большей части выявленных лабораторий наркотики изготавливались кустарно, нарколаборатории располагались в квартирах, частных домовладениях, гаражах, сараях, летних кухнях и т.п. (К примеру, в августе 2005 года сотрудники Ярославского управления ФСБ накрыли сеть криминальных лабораторий по производству наркотиков. Четверо изобретательных дельцов устроили на чердаках нескольких домов теплицы для выращивания конопли и оборудовали их так, чтобы в них соблюдался идеальный для травы «дурмана» тепловой и влажностный режим). Значительно возросло число выявленных подпольных лабораторий, производивших синтетические наркотики опийной и амфетаминовой групп, а также сильнодействующиевещества. В данную преступную деятельность втягиваются лица с высоким уровнем образования и специальных знаний, производящие в подпольных лабораториях на высокотехнологичном оборудовании синтетические наркотики.

Географическое положение России предопределяет ее статус наркотрафика «Восток — Запад» № 1 и обеспечивается огромной по своим размерам сетью транспортных коммуникаций, эффективный контроль над которыми сегодня практически невозможен. Еще в середине 90-х годов прошлого века в докладе Государствен­ного Департамента США «Международная стратегия по контролю над наркотиками» России было отведено место «главного рынка» для героина из Афганистана и Пакистана. В том же докладе утверждается, что преступными сообществами через Россию проложены маршруты по доставке наркотиков в Венгрию, Чехию и Словакию, страны Балтии. По оценке ГУБНОН МВД РФ, 65% героина, пересекающего российскую границу, попадает в Восточную Европу по Шелковому пути. Везут к нам наркотики из некоторых стран Европы, где производятся синтетические наркотики. Подпольные лаборатории наиболее активно действуют в Голландии и Польше. Их «продукция» попадает к нам через северо-западные территории, реализуется в России и частично идет дальше транзитом в Финляндию. Как показывает расчет, в незаконном обороте внутри нашей страны и на транзитных маршрутах «сквозь» государство находится свыше 3000 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ[17].

Если основываться на данных ВНИИ МВД России, то в конце XX в. 64% всех выявленных правоохранительными органами поставок наркотиков в России осуществлялось автомобильным транспортом; 29% - железнодорожным транспортом; 6% — авиатранспортом[18]. Невысокий удельный вес выявленных перевозок наркотиков авиацией объясняется отсутствием надлежащего строгого контроля за воздушными перевозками. Даже самая обустроенная граница не может служить препятствием для перемещения наркотиков военным авиатранспортом.