Смекни!
smekni.com

«История фарфора» (стр. 2 из 4)

Кто-то сказал, что тсени недаром похож на ракушки, вероятно, из них –то его и делают. Похожие ракушки встречаются и в море. Их называли «свинушками», так как они напоминают поросят. На итальянском языке поросенок – « порчелла ».

Скоро во все итальянские города пополз слух, что Марко Поло привез посуду, которую делают из ракушек.

Во многих странах и теперь говорят не « фарфор », а « порцелан ». Позже, от персидских купцов, привозивших в Европу китайскую посуду и называющих ее « фахфур,» и пошло наше теперешнее название « фарфор».

Китайского секрета.

В Китае фарфор стоил дешево, а в Индии, Персии и других странах, его продавали на вес золота. (рис.3) Купцы и решили заняться торговлей фарфором.

Когда Марко Поло привез фарфоровую посуду в Европу, она быстро вошла в моду. Многим захотелось иметь такие чашечки.

Чем дальше путь из Китая – тем дороже стоил фарфор. Случалось, что купцы продавали фарфор на вес золота: положат на одну чашку весов фарфоровую посудинку, а на другую покупатель должен насыпать столько золотых монет, сколько весит фарфор. Поэтому покупать его могли только короли и цари.

Саксонский курфюртс Август Сильный, не имея нужных денег для покупки нескольких китайских ваз, выменял их на роту солдат.

Открытие китайского секрета.

Шло время, Бетгер знакомился с разными глинами, узнавая их свойства. Чирнгауз очень хотел помочь Иоганну и делился с ним всеми своими знаниями. Вместе перепробовали они разные глины, добавляли к ним разные примеси.

Бетгер попросил построить для него новую печь – для обжига фарфора. Август думал, что это делается для скорейшего получения золота, и распорядился сделать печь как можно быстрее.

Бетгер просиживал за работой не только дни, но и ночи. И вот настал долгожданный день. Иоган взял в руки поднос, покрытый шелковой салфеткой, и отправился к Августу.

«Ваше величество! Вы обещали мне свободу, если я добуду вам золото. Так вот, я могу наполнить вашу казну. Я разгадал китайский секрет.»

И с этими словами он сбросил с подноса шелковый платок. На подносе стояли маленькие чашечки на маленьких блюдцах. Тоненькие, с изящно изогнутыми ручками. Только были они не белого, а темно-красного цвета. (рис.4)

Август требовал от Бетгера изготовления белой посуды, как в Китае, обещая при этом ему свободу. Бетгер долго искал белую глину. Шло время, и в один прекрасный день пришел к нему парикмахер и принес пудру для парика. И Бетгер заметил, что просыпавшаяся пудра легко скатывалась в шарик, а ведь обычная пудра, как ее ни скатывай, рассыпается. А эта легко склеивалась.

- Из чего сделана эта пудра? - спросил Иоганн.

- Простите меня, не выдавайте, - испуганно ответил парикмахер. –Я человек бедный, настоящая пудра стоит дорого, мне не по карману. Вот и приходится вместо пудры употреблять глину.

- Глину! - закричал Бетгер. - Где ты ее взял?

- В окрестностях нашего города есть холм. Он весь из белой глины. Там я ее и беру. Ее употребляют и для побелки стен…

Но Иоганн уже не слушал парикмахера. Выхватив у него из рук коробку с пудрой, он бросился в свою мастерскую. Дрожащими руками стал приготовлять фарфоровое тесто. Только вместо красной положил белую глину.

Эта глина оказалась в точности такой, как китайская. Это был самый настоящий каолин.

Прошло немного времени, и в старинном саксонском замке задымили трубы первого в Европе фарфорового завода. Рекой потекло золото в карманы Августа Сильного. На европейских рынках появился такой же белый фарфор, саксонский.

А как же Бетгер? Ведь курфюрст обещал вернуть ему свободу?

Август не сдержал своего слова. Пуще прежнего охранял Иоганна, боясь, чтобы тот не рассказывал кому-нибудь, как и из чего делают в Саксонии фарфор. Так и умер в неволе, совсем еще молодым, создатель первого в Европе фарфора.

Саксонский фарфор.

Первая фарфоровая посуда, сделанная Бетгером, была темно - красного цвета. На темной поверхности краска плохо видна, поэтому посуду не расписывали. Ее украшали разными узорами, похожими на те, которые серебряных дел мастера делали на серебряной посуде. Вырезанные по блестящей глазури матовые сеточки, квадратики, виньетки были и без разрисовки достаточно хороши. А на ручках чашек часто красовались лепные листочки и веточки.

У Августа Сильного была большая коллекция китайской фарфоровой посуды. И когда Бетгеру удалось сделать белый фарфор, первое время его расписывали теми же красками и теми же рисунками, какие были на китайской посуде. Кроме рисунков, посуду украшали лепные фарфоровые цветы, целые букеты и даже гирлянды цветов.

Иногда посуду оправляли в серебро и золото, а в середину фарфорового цветка вставлялись драгоценные камни. Такая посуда стоила дорого. Делали в Саксонии и другие предметы из фарфора: подсвечники, люстры, статуэтки богато украшенные лепными цветами. Фарфоровые статуэтки чаще всего изображали нарядно, разодетых дам и кавалеров.

Китайцы у которых было много денег покупали изделия из модного фарфора. Некоторые заказывали чашки со своим портретом. (рис.5)

Саксонский фарфоровый завод существует и сейчас. И его изделия по-прежнему известны во всем мире. Во всем мире известно и имя создателя первого европейского фарфора – Иоганн Бетгера.

Русский фарфор.

Первую попытку наладить собственное фарфоровое дело в России сделал Петр I , придававший большое значение развитию различных видов отечественной промышленности. В начале XVIII века тайна производства фарфора стала известна немцам, и Петр I послал в Саксонию Юрия Кологривова, дав тайное поручение узнать секрет изобретенного там фарфора.

По распоряжению курфюрста в 1710 году в Мейссене был открыт первый в Европе фарфоровый завод. Мануфактуру разместили в крепости Альбрехтсбург, где были приняты все меры для сохранения в строжайшей тайне процесса производства. Рабочие, поступившие на завод, давали клятву, что не выдадут тайны фарфора. Их называли «арканистами» (владеющей тайной). Но арканисты Мейссенской мануфактуры фактически не владели тайной изготовления фарфора. Все знал Бетгер, который возглавлял производство. Рабочие мануфактур были знакомы с отдельными процессами, которые им было поручено выполнять. Формовщики не знали условий обжига, а те, кто обжигал изделия, не знали, из чего они сделаны. Рабочие двух соседних мастерских никогда не видели друг друга. Никто из этих людей не имел права уйти на другую работу или покинуть страну. Тех, кто пытался вынести кусочек фарфора, били плетьми и бросали в подземелье. Производство фарфора сохранялось в строжайшей тайне, разглашение которой рассматривалось как преступление.

Кологривову не удалось узнать секрет мейссенского фарфора. После смерти Петра I русское правительство продолжало делать попытки выведать тайну. Решено было осуществить его в Китае.

В 1728 году между Китаем и Россией был подписан торговый договор, по которому каждые три года из России в Китай направлять «китайские караваны». Во главе их стоял директор, при нем несколько «целовальников». Среди них были люди, знавшие ремесло, так как в обязанности их входило обучение китайскому искусству.

В 1743 году директор каравана Фирсов доносил в Кабинет ее величества, что удалось обучить русских фарфоровому делу, но потребовал за обучение огромную сумму, и ему пришлось отказать.

В 1746 году в Китай вновь отправились русские купцы под руководством Лебратовского. Из Иркутска Лебратовский писал императрице Елизавете Петровне, что близ Кяхты серебряных дел мастер Андрей Курсин проводил пробы и получил фарфор без глянца. Лебратовский взял Курсина в Пекин. Там был найден мастер, который тайно показал Курсину все секреты и образцы массы и получил за обучение 1933 ланы серебром. Лебратовский прислал Курсина в Петербург, где в 1747 году по указанию Елизаветы Петровны он должен был сделать пробу на местном сырье в Царском Селе. Пробы оказались неудачными. Возможно, что китаец обманул Курсина, сообщив ему ложные свединия.

Одновременно с попыткой узнать секрет у китайцев русское правительство стремилось организовать в России производство фарфора, пригласив на службу европейца. Елизавета Петровна торопила своих подчиненных. Иностранные послы доносили монархам о том, с какой роскошью приходиться сталкиваться в России. Пышностью и богатством отличались резиденции не только императрицы, но и ее подданных. Фарфор привозили из-за границы и платили за него громадные деньги.

В Европе уже работало несколько фарфоровых предприятий. В 1718 году в Вене открылся завод – кто-то из мастеров мейссенской мануфактуры сумел привести секрет производства в Австралию. В 1720 году в Венеции открылась первая в Италии фарфоровая мануфактура. Производство удалось наладить с помощью немецкого керамиста Кондрата Гунгера, похитившего фарфоровую массу с Мейссенской мануфактуры.

В 1744 году к русскому послу в Стокгольме обратился некий Гунгер, назвавший себя арканистом. Гунгер с семьей был тайно привезен в Россию. Русское правительство оплатило все долги, составлявшие значительную сумму.

Гунгер был назначен директором Императорского фарфорового завода, который начали строить на топком берегу Невы, в десяти километрах от Петербурга. За свою работу Гунгер потребовал жалования в тысячу рублей, обещав научить русских мастеров фарфоровому производству. Надзор за работай был возложен на управляющего личной канцелярией императрицы барона Черкасова.

К Гунгеру для обучения и ознакомления с делом был приставлен русский ученый Виноградов, с именем которого связана история русского фарфора.