Смекни!
smekni.com

«Историко-мифологические и фольклорные традиции русского костюма» (стр. 4 из 6)

Условные знаки, вышитые или нарисованные, должны были всегда напоминать богам и другим силам добра, чтобы они вовремя отводили в сторону руку зла, когда оно захотело бы причинить человеку какую-либо беду или смертельное горе. Силы зла всевозможными магическими заклинаниями могли отнять у человека самое главное, без чего он был бы "не жилец на белом свете".

Самым главным наши далекие предки считали голову, руки, сердце и ноги. Их нужно было защищать от беды в первую очередь, и, следовательно, символические знаки-обереги располагались ближе к ним. Шею опоясывал жерелок - воротник рубахи. Вот на нем-то и разместили оберегающие знаки. Получился воображаемый забор вокруг шеи, через который злу не добраться до головы, теперь голова надежно защищена. Вслед за головой подумали и о сердце. Слева от жерелка сверху вниз к сердцу косой узкой дорожкой спускается пазуха рубахи - планка. По ней также вышивали знаки. Божество, видя свой знак на планке, должно было защищать сердце. Чтобы человек мог жить на земле положенное ему время, он должен трудиться, добывая себе пропитание, а это делали руки. Поэтому они, как голова и сердце, были защищены знаками-оберегами, размещенными на узких полосках по концам рукавов рубахи. Ноги передвигали тело человеческое по земле, помогали ему преодолевать земное пространство. Их тоже должны были охранять боги, видя знаки, расположенные на широкой полосе подола рубахи. И, наконец, спина – самое уязвимое место человека, именно поэтому вышивку часто делали на спинке одежды. По этой же причине вышивку могли закрыть другой одеждой: не важно было, что она не видна, важно, что, находясь в нужном месте, она предохраняла хозяина от злых сил. В орнаменте были заключены знаки, письмена, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи, чтобы она хранила своего хозяина не только от холода, но и от всякой беды. Таким образом, женская и особенно мужская рубахи сами превратились в главный и ценный оберег. Подтверждение этому находим в русской народной сказке «Чудесная рубашка». Иван - купеческий сын, получив в подарок рубашку, которую «коли наденешь, никто не осилит», побеждает Змея Горыныча; а лишившись рубашки, погибает. И лишь помощь братьев да возвращённая чудесная рубашка помогает герою ожить и обрести былую силу[8].

Слово «узорочье» происходит от слов «заря», «гореть», «солнце». Узоры вышивок связывались с культом солнца и неба, они становились его «божественными изображениями», знаками-символами. Следовательно, о вышивке можно сказать, что она хранит в себе народное осознание мира и природы, своеобразную народную поэтическую мифологию.

Важно отметить, что орнамент предполагал ярусное деление. Подол – первый ярус, он ближе к земле. На нём вышивались ромботочечные или крестообразные композиции (символы земледелия, плодородия, огня). В вышивке головных уборов преобладали наоборот солярные знаки, изображения птиц. Через такую композицию костюм уподоблялся Мировому дереву.

Сохранилось старинное заклятие: «Пойду я во чисто поле – под красное солнце, под светел месяц, под частые звёзды, под полётные облака; стану я, раб Божий, в чистом поле на ровное место, облаками облачусь, небесами покроюся, на главу свою кладу красное солнце, подпояшуся светлыми зорями, обтычуся частыми звёздами, что вострыми стрелами, от всякого злого недуга»[15]. Заклятие не только передаёт образно-поэтическое восприятие действительности древними славянами, но и выражает идею целостности мира. Кроме того подчёркнутая часть текста ещё раз доказывает, что костюм русского человека отражает его связь с природным миром и призван оберегать о т недуга.

Таким образом, орнамент подобен тайнописи, скрывающей магический смысл в графических символах. Он, в отличие от кроя и конструкции одежды, глубоко консервативен, мало подвержен изменениям, будучи порождением и принадлежностью традиционной культуры. Своими корнями орнамент восходит к архаичным временам и является хранителем мифологических представлений о мире. Со временем охранительное значение вышитых орнаментов было забыто, но крестьянки, в силу приверженности традициям, продолжали наносить на свою одежду старинные узоры.

Глава 4. Тайнопись орнамента русского костюма.

Вышивка - один из древнейших способов украшения не только костюма, но и ткани вообще. В старину слово "шить" означало "вышивать", и это должна была уметь каждая женщина. Недаром царь в сказке «Царевна-лягушка» сначала проверяет, умеют ли невесты хлеб печь и рукодельничать, а потом на пир приглашает. С 4-7 лет девочки начинали готовить себе приданое и сами старательно украшали одежду. Слава девушки – рукодельницы обеспечивала ей счастливое замужество и семейное благополучие. Достаточно вспомнить сказку «Василиса Прекрасная», чтобы в этом убедиться: «Старушка купила льну хорошего; Василиса села за дело, работа так у неё и горит, и пряжа выходит ровная да тонкая, как волосок. <…> К концу зимы и полотно выткано, да такое тонкое, что сквозь иглу вместо нитки продеть можно. Весною полотно выбелили».<…> Царь, увидев полотно, приказал сшить ему рубашек, а, получив дюжину сшитых Василисой рубашек, захотел увидеть рукодельницу, влюбился и женился на ней. Талант мастерицы вознаграждён счастьем[8].

Вышивка крестьянского костюма не только красочна, но и разнообразна: в ней использовались различные техники шитья, множество орнаментальных мотивов и богатые цветовые сочетания. Но если внимательно всмотреться, то обнаруживается, что при всем этом многообразии в декоре одежды есть нечто общее: вышивальщицы руководствовались определенными правилами и традициями, за рамки которых не выходили никогда.

В своей работе вышивальщицы использовали хлопчатобумажные, шелковые нитки. В одних случаях использовалась канва, в других вышивка велась по счету волокон, которые хорошо просматриваются на домотканом холсте, на покупных же тканях просто "на глаз".

Широко распространена была техника вышивки "по счету", или "счетная гладь". "По счету" вышивали борики, собранные на вороте и запястьях рубах, на верхе сарафанов и т.д.

Простым крестом вышивались элементы мужских рубах – косовороток полики женских рубах.

Мужские рубахи-косоворотки без стойки, сарафаны, нарядные нарукавники обильно расшивалась поддевчатым швом, называвшимся так же "верхошов" и "соты".

Край ворота и низ рукава женских рубах часто обшивался швом "в замок", известным в наше время как "обметочный".

При расшифровке вышивок на костюмах и полотенцах очень важно правильно установить технику вышивки, если она имеется, места ее расположения на одежде, рисунок, материал, а так же цветовую гамму ниток, ее соотношение с цветом ткани костюма[13].

Обережная вышивка для одежды ребёнка отличалась от оберегов взрослых. Во-первых, цвет обережной вышивки для детей был всегда красным, тогда как для взрослой одежды он мог быть различным. Так, женщины часто использовали в вышивке кроме красного чёрный цвет – цвет матери-земли, пытаясь таким образом защитить своё чрево от бесплодия. Мужчинам же часто был нужен для оберега синий или зелёный цвета – синий защищал от гибели от стихий, зелёный – от ран. У детей этого не было. Считалось, что дети находятся под опекой и защитой своего рода.

На рубахе девочки-девушки вышивка в основном шла по подолу, рукавам и ожерелью, а у замужней женщины – грудь, ворот, вышивка по подолу была шире – в ней отражалось еще и новое родство, род мужа.

Основными охранительными символами для девочки были: Богини-покровительницы судьбы, символ рода, древесные орнаменты, символ покровителя дня её рождения, символы земли (опять же, отличающиеся от женских символов земли – у тех в основном она представлялась либо распаханной, либо уже засеянной) и женских ремёсел.

Мальчики (как и девочки) до двенадцати лет носили рубахи без поясов. Основными символами, охраняющими мальчиков, считались: символы огня, солнечные символы, изображения тотемных животных, разумеется, также символ рода-покровителя и духа-покровителя дня рождения, колокольчики-бубенчики и символы мужских ремёсел.

До совершеннолетия мальчики и девочки могли также носить общие обереги, в двенадцать лет, обереги менялись, становились более поло-определёнными. Появлялся пояс и, разумеется, оберегов становилось меньше – ведь росла своя собственная сила. В вышивке уже появлялись изображения Богов, уже не столько для оберегания, сколько для покровительства, у молодых девушек – символы плодородия, у молодых юношей – воинские.

Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя. Узоры, тканые. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов.