Смекни!
smekni.com

Международное публичное право. Дипломатическое право (стр. 6 из 12)

Если государство пребывания находит, что персонал представительства слишком велик, то оно должно, прежде всего, договориться с аккредитующим государством. Если же это не удается, то, согласно мнению большинства членов Комиссии международного права ООН, государству пребывания должно принадлежать право, в определенных границах, отказать в согласии на размер, превышающий разумный и нормальный. Однако определение разумности и нормальности количественного состава персонала принадлежит не столько государству пребывания, сколько аккредитующему государству. Потребности своих зарубежных представительств может определять только аккредитующее государство. Принимая во внимание условия, существующие в государстве пребывания, и потребности представительства, обе стороны должны достигнуть общего консенсуса.

Главным критерием при определении количественного состава представительства являются его потребности, и, исходя из этого, следует учитывать, какой состав является разумным и нормальным, поскольку эффективное осуществление функций представительства, прежде всего, обеспечивается людьми.

Тенденция к увеличению численности персонала представительства наблюдается с развитием и усложнением отношений между государствами.

Здесь справедливо было бы заметить, какое влияние оказывают главы представительств на министерство иностранных дел. Если на процесс формирования внешней политики оказывают сильное влияние консультации глав зарубежных представительств, тогда необходимо, чтобы состав самого министерства был относительно невелик, а зарубежные посты - хорошо укреплены. Политика распределения персонала также определяет срок службы дипломатов за рубежом по сравнению со сроком службы в собственном государстве.

3.5. Помещения дипломатического представительства

Венская конвенция уточняет, что под помещением дипломатического представительства понимается здание (или часть здания), используемое для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы не принадлежало право собственности на него, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок (“i”, ст. 1). В комментарии Комиссии международного права содержится небольшое уточнение: этим понятием охватываются также придомовой участок и прочие принадлежности, включая сад и место для стоянки автомашин.[17]

Договорившись об обмене дипломатическими представительствами государства должны оказать содействие друг другу в приобретении на своей территории, согласно своим законам, помещений необходимых для представительства, либо оказать помощь аккредитующему государству в получении необходимых помещений каким-либо иным путем. Такое же содействие они должны оказывать в случае необходимости в получении подходящих помещений для сотрудников представительств.[18]

Необходимо учитывать то обстоятельство, что в некоторых странах законы исключают возможность приобретение помещений в собственность, поэтому часто используют аренду помещений. Учитывая другие трудности, с которыми сталкиваются иностранные представительства в поисках подходящих помещений или земельных участков для своих резиденций, некоторые страны проявили инициативу в создании специальных зон, предназначенных для посольств и миссий других стран. Уступка земельных участков иностранным посольствам и миссиям делается иногда на условиях взаимности. Интересный казус имел место в отношениях между Бразилией и Францией в 1945 г.. Специальным декретом бразильское правительство уступило бесплатно правительству Франции земельный участок для сооружения ее представительства, после того как с посольством Франции была достигнута договоренность о том, что французское правительство выдаст дарственную на равноценный участок в Париже для сооружения бразильского представительства. Построив здание своего посольства в Бразилии, французские власти заявили, что они не обязаны делать соответствующую дарственную, ссылаясь на то, что оговорка о взаимности не фигурирует в тексте бразильского декрета, а только в его мотивировке. Поскольку здание французского посольства было построено лишь на половине отведенного для него земельного участка, Франция выразила желание в целях урегулирования спора вернуть другую половину участка бразильскому правительству, расплатившись таким образом той самой землей, которая ей была подарена.

Также стоит обратить внимание и на следующую проблему. Нередки случаи политической или расовой дискриминации. Так, например, в США дипломаты африканских, азиатских и латиноамериканских стран часто сталкиваются с фактами дискриминации при наймах квартир. Если они обращаются по объявлению по телефону, с ними ведутся переговоры, но как только становится известным, что они не белые, им немедленно отказывают под различными предлогами, а если они вселились в квартиру, то их выживают оттуда (телефонными звонками с угрозами, прокол шин). Представителю Ганы Уильяму Аннану было отказано в предоставлении номера в гостинице, так как он негр. В Госдепартаменте США создан был даже специальный отдел связей с дипломатическими представителями африканских и азиатских стран для решения проблем, связанных с расовой дискриминацией на территории США.

IV. Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств

4.1. Понятие привилегий и иммунитетов

Под термином «привилегии» следует понимать особые право вые преимущества некоторых иностранцев как глав и представителей государств. Наиболее существенными из этих преимуществ являются: право пользования в определенных случаях специальными знаками и эмблемами (например, флагом); право на свои специальные средства связи с заграницей (курьеры, шифрованные сообщения); право на почетные встречи и т. п.

Под иммунитетом разумеется принцип (и отдельные виды) изъятия глав государств, глав и членов правительств, членов парламента и представителей иностранных государств, имуществ таких государств и лиц, а также иностранных военных сил и государственных кораблей за границей из принудительного воздействия со стороны суда, финансового аппарата и служб безопасности страны, где такие иностранные лица и имущества находятся, освобождения, в частности, от исков, арестов, обысков, допросов, эмбарго и реквизиций.

С точки зрения юридической силы различия между иммунитетом и привилегиями нет. Поэтому термины «привилегии и иммунитеты» как в теории, так и на практике применяются в качестве собирательного понятия, определяющего, с одной стороны, привилегированное, исключительное положение заграничных представительств органов внешних сношений, международных организаций, а с другой - сотрудников и технического персонала этих представительств, международных служащих,выполняющих официальные функции от имени своего государства или в коллективных интересах всех государств-членов международной организации.

Словарь международного права определяет понятие «привилегии и иммунитеты» применительно к дипломатическим привилегиям и иммунитетам как «особые права и преимущества, которыми пользуются дипломаты и члены их семей и которые предоставляются дипломатическому представительству в целом».

В общем, понятие «привилегии и иммунитеты» можно определить как права, преимущества и льготы, предоставляемые заграничным представительствам органов внешних сношений и их персоналу, а также международным и межгосударственным организациям, их должностным лицам и представителям государств при этих организациях, с целью облегчения и эффективного выполнения ими своих функций.

В преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. указывается, что привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгоды отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства.

Привилегии и различные категории иммунитета, как они установлены в Конвенции, могут быть разделены на следующие три группы, хотя такая классификация и не будет исчерпывающей:

А) относящиеся к помещениям представительства;

Б) относящиеся к работе представительства;

В) личные привилегии и иммунитеты главы и персонала представительства.

Первые две группы можно объединить в “привилегии и иммунитеты дипломатического представительства”.

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. предусматривает следующие привилегии и иммунитеты, которые предоставляются дипломатическому представительству в целом:

1. неприкосновенность помещений (здания и земельного участка, обслуживающего здания);

2. иммунитет от принудительных действий в отношении имущества и средств передвижения представительства;

3. неприкосновенность корреспонденции и архивов

4. фискальный (налоговый) иммунитет

5. право на беспрепятственные сношения с правительствами и другими органами аккредитующего государства (включая право на отправление и прием шифрованных телеграмм);

6. таможенные привилегии (право устанавливать на зданиях представительства щит с гербом представляемого государства, вывешивать его флаг).

Комплекс норм, предусматривающих привилегии и иммунитеты лиц, пользующихся международно-правовой защитой, в том числе дипломатических агентов, является, по мнению многих исследователей, центральным в дипломатическом праве. Это утверждение во многом обосновано - именно в этой сфере на практике возникает наибольшее количество разногласий и конфликтов, для разрешения которых необходимы чёткие и обоснованные международно-правовые нормы. Множество встречающихся в литературе определений понятий и иммунитетов можно свести к следующему: под ними понимается совокупность особых льгот, прав и преимуществ, предоставляемых иностранным дипломатическим представительствам, их персоналу и другим лицам, пользующимися по международному праву защитой на территории государства пребывания.