Смекни!
smekni.com

Концепция творения, место и роль человека в мире Природа человека (стр. 2 из 4)

4. Раскрыть и дать оценку взглядам Максима Исповедника, нашедшим отражение в его сочинениях: трактовке общественной стратификации, взаимоотношений светской и духовной власти в рамках богословской системы Максима Исповедника.

5. Проанализировать экклесиологические аспекты монофелитства и конфликта Максима Исповедника с государственной властью.

6. Раскрыть понимание Максимом Исповедником исторического времени и вечности.

Решение поставленных в работе задач обусловило использование комплексного, системного подхода к анализу источников, предусматривающего познание отдельных сторон мировоззрения Максима Исповедника в контексте всей его мировоззренческой системы, а также социо-культурной ситуации рассматриваемой эпохи, что обусловило привлечение широкого круга источников. Большинство поднятых вопросов рассмотрено в их ретроспективе. В конкретном обращении к тексту мы следовали принципам филологической критики и исторического анализа источников.

Структура работы обусловлена поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Введение включает обзор источников и историографии. Первая глава посвящена рассмотрению жизни Максима на широком историческом фоне его эпохи, актуальным проблемам биографии богослова. Вторая глава посвящена анализу

взглядов Максима на человека. В третьей главе рассматриваются нашедшие отражение в сочинениях Максима взгляды на общество и историю. К третьей главе прилагается иллюстративный материал.

Источники

Сочинения Максима Исповедника

Наследие Максима Исповедника весьма обширно . Исследователи творчества Максима Исповедника неоднократно обращали внимание на то, что его творения носят преимущественно несистематический характер. Как писал С.Л. Епифанович, «воззрения его как-то случайно и причудливо, иногда в совершенно отрывочной форме («главы»), разбросаны по его многочисленным сочинениям»9. Данное обстоятельство создает дополнительные трудности в изучении наследия этого богослова. Сложность представляет и определение жанровых особенностей творений Максима, в связи с чем его творения с трудом поддаются классификации, причем весьма условной|0.

Основными источниками для этого исследования послужили его произведения «Мистагогия», «Главы о любви», «Главы о богословии и Домостроительстве Воплощения Сына Божьего», «Слово о подвижнической жизни», «Толкование на 59 Псалом», «Толкование на молитву Господню», «Диспут с Пирром», «Амбивы» и «Вопросоответы к Фалассию».

«Мистагогия», или «Тайноводство», одно из самых известных, пожалуй, произведений Максима. Редкое для Максима систематическое произведения «Мистагогия» чаще всего попадает в поле зрения исследователей п. Написано оно, по

8 Общий обзор работ Максима Исповедника см.: Geerard M. Clavis Patrum Graecoram. Vol. 3. Tumhout, 1979. P. 431-450.

9 Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. С. 52. См. также: Флоровский Г.В. Восточные отцы V-VIII вв. М., 1992. С. 198.;

10 Сидоров А.И. Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество // Творения преподобного Максима Исповедника. Книга I. M., 1993. С. 59.

11 См.: Schulz H.J. Die byzantinische Liturgie. Vom Werden ihrer Symbolgestalt. Freiburg im Bresgau, 1964. S. 81-90; СоловшМ.М. Божественна лпурпя. Исторш - розвиток - пояснения. Рим, 1964.; Bomert R. Les commentaires byzantins de la Divine Liturgie du Vile au XVe siecle (Archives de I'Orient Chretien 9.) Paris 1966. P. 83-124; Dalmais I.-H. Mystere liturgique et divinisation dans la «Mystagogie» de saint Maxime le Confesseur // Epektasis. Melanges patristiques offerts au cardinal J.Danielou. / J.Fomtaine, C.Kannengiesser. Paris, 1972. P. 55-62; DragasG.D. The Church in St. Maximus' Mystagogy // Qtokoyia, Athens, vol. 56:2 (1985) 385-403.; Венедиктов И. (Сидоров А.И.) Толкование на божественную литургию преподобного Максима

мнению П.Шервуда в 628-630 гг.12, И.-А. Дальме же датирует её периодом между 632 и 634 г.13. В любом случае, написание относится ко времени пребывания Максима в Африке. Данное произведение представляет собой первый в греческой патристике комментарий к литургии. Как следует из посвящения, зафиксированного в ряде рукописей, трактат был адресован некоему Феохристу, но, судя по повествованию, имелся и другой адресат - вероятно, монашеская община14. «Мистагогию» отличает глубокий символизм и мистицизм в истолковании отдельных моментов церковной службы. Во вступлении Максим, перед тем как приступить собственно к разъяснению литургических действий, приводит некоторые основополагающие положения своего мировоззрения, необходимые для понимания последующего изложения. А именно, он устанавливает символическое соответствие между Церковью и Богом, Церковью и миром, Церковью и человеком, миром и человеком. Здесь систематически излагаются некоторые антропологические воззрения богослова. Богослов не рассматривает все литургические действия и сосредотачивается, главным образом, на глубинном, мистическом смысле богослужения. В предисловии к «Мистагогии» Максим утверждает, что будет излагать толкования литургии «некоего великого старца», личность которого остается невыясненной15. Также Максим указывает: «Но поскольку святым и истинно богопросвещенным Дионисием в сочинении «О церковной иерархии» были рассмотрены, достойно величию ума его, символы, относящиеся к священному таинству святого

Исповедника. // ЖМП. 1987, №4. С. 67-68. 1987, № 5. С. 68-69.; Auxentios, bishop, Thornton J. Three Byzantine Commentaries on the Divine Liturgy: A Comparative Treatment // Essays on Four Orthodox Liturgical Issues: A Collection of Liturgical Commentaries Written from a Traditionalist Orthodox Perspective. Etna, 1996. P. 35-57.

12 Sherwood P. An annotated Date-List of the Works of Maximus the Confessor. Romae 1952. P. 32. Такую же дату указывает Р.Борне: Bornert R. Les commentaires byzantins de la Divine Liturgie du Vile au XVe siecle (Archives de 1'Orient Chretien 9.) Paris, 1966. P. 86.

13 Dalmais I.-H. Mystere liturgique et divinisation dans la «Mystagogie» de saint Maxime le Confesseur // Epektasis. Melanges patristiques offerts au cardinal J.Danielou. / J.Fomtaine, C.Kannengiesser. Paris, 1972. P. 55.

14 Сидоров А.И. Некоторые замечания к биографии Максима Исповедника // ВВ. Т. 47. М., 1986. С. 109-124. С. 114.

15 В большинстве случаев старец отождествляется с Софронием Иерусалимским, близким другом Максима. См.: Сидоров А.И. Некоторые замечания к биографии Максима Исповедника // ВВ. Т. 47. М., 1986. С. 109-124.; Dalmais I.-H. Mystere liturgique et divinisation dans la «Mystagogie» de saint Maxime le Confesseur // Epektasis. Melanges patristiques offerts au cardinal J.Danielou. / J.Fomtaine, C.Kannengiesser. Paris, 1972. P. 55. Однако существуют и иные мнения, в частности, если принять во внимание данные сирийской биографии, то старца можно отождествить с наставником Максима, игуменом Пантолеоном. См.: Сидоров А.И. Примечание 1. // Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. I: Богословские и аскетические трактаты. М.: "Мартис", 1993. С. 300.

Собрания, то должно иметь в виду, что наше произведение не будет повторять того же самого и идти теми же путями» |6.

Особую группу творений Максима составляют так называемые «Главы», чаще всего разбитые на «сотницы». «Главы» представляют собой совершенно особый жанр христианской письменности, который возник из слияния двух литературных традиций: с одной стороны, сборников изречений и коротких поучений египетских монахов и пустынников (классическим примером могут служить «Apophtegmata patrum») и философских сентенций - жанра, популярного среди позднеантичных философов (Марк Лврелий, Сенека, Эпиктет, Порфирий)17. В христианскую литературу жанр «Глав» первым ввел Евагрий Понтийский (346-399), который помимо всего прочего придал ему и наиболее распространенную впоследствии форму «сотниц». Вслед за Евагрием, этот жанр стал широко использоваться в нравственных и аскетических произведениях: в рамках этого жанра творили Марк Подвижник, Диадох Фотикийский, Фалассий, Иоанн Дамаскин, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама.

В числе произведений этого жанра были привлечены «Главы о любви» 18 и «Главы о богословии и Домостроительстве Воплощения Сына Божьего» 19. И те и другие «Главы» являются произведением нравственно-аскетического характера. В них рассмотрены вопросы богопозиания, сотериологии, антропологии, аскетики, нравственного богословия.

«Ambiguorum liber» или просто «Ambigua»2 — объемное произведение, по своей форме относящееся к широко распространенной в античной и христианской литературе разновидности произведений - так называемых «Вопросов и ответов» и отличающееся схоластической подачей и разрешением трудностей в изучаемом материале и поучительным характером наставлений, оформленных в виде вопросов и ответов21. Классическим примером такого произведения Максима Исповедника является «Слово о

16 Myst., prooemium. // PG. Т. 91. Col. 660-661. Максим Исповедник. Мистагогия // Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. I: Богословские и аскетические трактаты. М.: "Мартис", 1993, с.155.

17 Ivanka, von Е. КЕФАЛА1А. Eine byzantinische Literaturform und ihre antiken Wurzeiln // BZ. Bd. 47 (1954). S. 285-291.

18 De Char. // PG 90, 960-1073.

19 Oikon. // PG. T. 90. Col. 1084-1176.

20 Греческое название произведения - TUqi diaqpogcav cxjtoqcov tcdv dyuov Aiovuamv xcu FqtiyQQiou, что можно перевести как «О различных недоумениях у святых Дионисия и Григория». Латинское наименование «Ambigua» по отношению к этому произведению было впервые употреблено Иоанном Скотом Эриугеной, таким образом переведшим греческий термин cctoqov. Впоследствии латинское наименование становится традиционным.

21 Sherwood P. The Earlier "Ambigua" of Saint Maximus the Confessor and His Refutation of Origenism. Rome, 1955. P. 5.

подвижнической жизни». По сути «Амбигвы» являются экзегетическим произведением, толкующим различные затруднительные места в творениях Дионисия Лреопагита и Григория Богослова. Долгое время серия толкований считалась единым творением, однако, в настоящее время утвердилось мнение, что под одним названием объединено два произведения, написанные в различное время: «Ambigua ad Ioannem» («Амбигвы к Иоанну»)22, написанное в 628-630 гг. и «Ambigua ad Thomam» («А*мбигвы к Фоме»)23, датируемое 634 г.. Сейчас впервые осуществляется перевод этого важнейшего произведения Максима Исповедника архимандритом Нектарием (Р.В. Яшунским). Уже переведенные части доступном в сети Интернет на сайте «Романитас» 24. Из всего корпуса «Амбигв» была использована 41 Амбигва, в которой Максим Исповедник наиболее полно изложил свою теорию творения мира и человека, раскрыл «космическую» роль человека в творении.