Смекни!
smekni.com

«кода» (стр. 4 из 6)

Что касается того, что изучает кинесика, то воспроизведем частично перечень Ла Бара. Немой язык жестов монахов-затворников, язык глухонемых, язык индийских купцов, персов, цыган, воров, продавцов табака; ритуальные движения рук буддистских и индуистских священников, способы общения патанских рыбаков; восточная и средиземноморская кинесика, в которой большую роль играет неаполитанская жестикуляция; стилизованные жесты в живописи майа, использованные при расшифровки их письменности; равным образом, изучение греческой жестикуляции по вазовой росписи может пролить свет на изучаемый период (как изучение жестикуляции по фризам Парфенона на кинезические обычаи Великой Греции и Аттики). В том же ряду кинесика изучает ритуализованную театральную жестикуляцию классических восточных театров, пантомимы и танца.

Сюда же отнесем характер походки, меняющийся от культуры к культуре и соответственно коннотирующий разный этнос; отличительные черты положения стоя (в этом случае код более строг, но и более изменчив), различные положения при команде "Смирно!" и при почти литургическом ритуале парадного шага.

Элементы параязыка, различные манеры смеяться, улыбаться, плакать это тоже элементы кинезики, и изучение их культурной вариативности (распространяющейся как на сами жесты, так и на их значения) может рассеять философский туман, окутавший проблему комического. Более того, исследования культур с высокоразвитой кинезикой (например работы Мосса о техниках тела) описывают положения при дефекации, мочеиспускании и коитусе, включая положение больших пальцев ног при оргазме, обусловленное не только физиологией, но и культурными причинами, о чем свидетельствуют различные примеры античной эротической скульптуры).

К этому следует добавить исследования движений головой (всеми признана относительность жестов "да" и "нет" в разных культурах), тестов, выражающих благодарность, поцелуя (исторически общих для греко-римской, германской и семитской культур, но, по-видимому, чуждых кельтской культуре, в любом случае, в разных восточных культурах эти жесты несут разную смысловую нагрузку).

Такие кинесические семы, как показывание языка, имеют противоположные денотации в Южном Китае и в Италии; жесты, выражающие пренебреженее, которыми столь богата итальянская кинесика, кодифицированы той же мере, что и жесты, выражающие указания (один и тот же жест Латинской Америке означает "иди сюда", а в Северной "уходи".) Жесты вежливости относятся к наиболее кодифицированным, тогда наук подвергшиеся конвенционализации рефлекторные движение не только меняются со временем, что, например, кинесика немого кино делается малопонятной, а то и смешной, даже для западного зрителя. Жесты, сопровождающие разговор, уточняющие или заменяющие целые фразы, объединяются с масштабными ораторскими жестами.

Есть работы, описывающие различия жестикуляции при разговоре Итальянца с американским евреем; равным образом, проводятся исследования конвенционального значения символических жестов, жесты предложения, дарения, а также жестикуляции в различных видах спорта (бросок в бейсболе, гребля на каноэ), вплоть до манеры стрельбы из лука, которая вкупе с ритуальными жестами чайной церемонии составляет один из устоев эстетики дзен. И наконец, разные значения шума и свиста (аплодисменты, выражение пренебрежения и т.п.), а также различные способы есть и пить.

В каждом из этих случаев, как и во всем, что касается параязыка, в конечном счете, можно заметить, что даже если жесты и тоны голоса имели бы сложившегося формализуемого значения, они в любом случае понимались бы как условные сигналы, ориентирующие адресата на тот или иной коннотативный код, дешифрующий словесное общение, и стало быть, их роль указателей кода семиологически очень важна.

Что касается этикета, то некоторые авторы (Бердвистелл) полагают, что он не может исчерпываться кинесикой, поскольку здесь участвуют другие вербальные или визуальные элементы.

Музыкальные коды

Обычно музыка оказывается в поле зрения тогда, когда речь заходит о том, можно ли кодифицировать тонемы. Оствальд напоминает, что современная нотная запись рождается из древних записей жестов и пневматической записи, которая регистрировала одновременно кинесические и паралингвистические явления. Во всяком случае в области музыки можно говорить о:

Формализованных семиотиках: это различные шкалы и музыкальные грамматики, классические лады и системы. Сюда входит изучение музыкальной синтагматики, гармонии и т. д. В настоящее время к этому можно добавить новые системы нотной записи, используемые в современной музыке, отчасти идиолектальные, отчасти схожие с иконическими знаками, базирующиеся, впрочем, на культурных конвенциях.

Системах, основанных на звукоподражании, от систем словесного языка до репертуаров ономатопей, характерных для комиксов.

Коннотативных системах: в пифагорейской традиции каждый лад коннотировался с каким-либо эпосом (при этом имелась в виду стимуляция какого-то определенного поведения), что отмечает и Ла Барр. Соответствующие коннотации прослеживаются и в таких музыкальных традициях, как, например, классические китайская и индийская. С тем, что крупные музыкальные синтагмы наделены определенными коннотациями, можно согласиться и применительно к современной музыке, даже при том что не стоит считать, что каждая музыкальная фраза обладает какой-то своей семантикой. Тем не менее трудно отрицать, что у некоторых музыкальных жанров есть свои устойчивые коннотации, достаточно вспомнить пасторальную музыку, военную музыку и т. д., кроме того, некоторые произведения так прочно связались с конкретными идеологиями, что их коннотации неоспоримы (Марсельеза, Интернационал).

Денотативных системах: например, военные музыкальные сигналы, связь которых с той или иной командой ("смирно", "вольно", "подъем флага", "прием пищи", "отбой", "подъем", "атака") настолько однозначна, что не уловившие их смысла подвергаются наказаниям. Эти же самые сигналы наделяются и коннотативными значениями типа "мужество", "Родина", война", "доблесть" и т. п. Ла Барр приводит пример переговоры при помощи пятитональной флейты, которой пользуются индейцы Южной Америки.

Стилистических коннотациях: музыка, опознаваемая как музыка III века, несет соответствующие коннотации, "рок" коннотирует современность", коннотации двухтактного ритма отличаются от коннотаций ритма на три четверти в зависимости от контекста и обстоятельств. Равным образом могут изучаться различные манеры в разные века и в разных культурах.


Формализованные языки

Точкой отсчета здесь служат математические структуры , лежащие в основе различных искусственных языков, используемых в химии логике, вплоть до семиотик в греймасовском смысле, формализующих содержание различных естественных наук. Под эту рубрику подпадают все искусственные языки, например, язык межкосмического общения Линкос, азбуки типа Морзе или Булевого кода для ЭВМ. Сюда же отнесем вопрос о метасемиологии.

Математический код

Математический код, по мнению Соломника Абрама, является знаковой системой максимальной формализации и занимает самый высший слой в его иерархии знакомых систем.

Их базисный знак Абрам назвал символом. Он считает, что эти системы не могут быть задуманы, и уж тем более не могут получить практического воплощения без заранее обозначенной системы записи. Они настолько абстрактны, что только в самых примитивных случаях (первоначальный устный счет, например) могут существовать без значков и алгоритмов для их трансформаций, которые использует работающий с данной системой. Именно математические коды венчают пирамиду знаковых систем, изобретенных человечеством для взаимодействия с окружающей природой; они же и венец человеческого гения. Впрочем, вовсе не все явления действительности требуют для своего отображения и исследования математического оформления. Каждому типу знаковых систем в диапазоне человеческих возможностей отведено свое почетное место; и лишь того, кто в той или иной степени овладеет всеми ими, можно считать гармонически развитым современным человеком.

Что касается символа как базового знака математических кодов, то даже по сравнению с иероглифом он обладает значительно более высоким потенциалом абстракции и значительно бoльшим семиотическим наполнением. Это означает, что символ способен обозначать гораздо более обширный круг предметов или явлений, чем любой другой знак. Так иероглиф, например, обозначает определенный референт (буква означает только один определенный звук в речи), а символ обозначает все, что угодно, любой выделенный для него по случаю предмет, явление или качество.[5]

Наконец, символы "кодируют" свои референты для их последующей обработки в математических системах.

Абрам предлагает при классификации знаковых систем оставить ради удобства еще и общую характеристику знака в виде: знак обозначает или знак кодирует [но не знак стоит вместо или знак заменяет (подменяет) свой дезигнат].
Это тем более необходимо, что по мере развития знаковых систем в пределах даже одного типа, базисный знак обнаруживает разные дополнительные гармоники, которые значительно меняют его сущность. Так, например, символы в физических и химических формулах сохраняют отчетливую связь со своим референтом. F (force) везде означает силу, а V (velocity) - скорость или (volume) - объем. Такие же сокращенные названия элементов присутствуют в химических уравнениях. Даже в арифметике есть так называемые именованные числа, и люди, решающие задачу, знают, что речь идет о 20 километрах или о 100 гектарах, а не просто о числах (двадцати или ста). Это в значительной мере сужает абстрактную характеристику знака, который в рассмотренных случаях весьма тесно привязан к конкретной ситуации. Хотя и здесь можно сказать, что знак кодирует, но кодирует он несколько иначе, нежели в обычных математических выкладках. Поэтому обращение к общей семиотической характеристике знака (знак обозначает или знак кодирует) остается актуальным во многих общих случаях.
Теперь по поводу того, почему Абрам предлагает два общих термина: знак обозначает и знак кодирует, а не один из них. На этом обобщающем уровне определения знака он предлагает учитывать еще один план обсуждаемой проблемы, который может быть представлен в виде единого континуума знаков, построенного с учетом разных знаковых систем. Системы знаков могут выступать в различных "агрегатных состояниях". Возьмем цепочку: отдельный знак - собрание знаков, почти не связанных между собой; набор знаков, позволяющий примитивную их классификацию и разбивку (например, набор адресов в адресной книге); системы, в которых знаки расположены иерархически и взаимозависимы друг от друга (языковые, математические и другие системы высшего уровня). Знаки в системах более простых "агрегатных состояний" лишь обозначают свои референты (целью такого рода систем обычно является либо описать соответствующие знаки, либо найти референт, соответствующий знаку, среди огромного числа других референтов). В то же время в системах высокого уровня связей между знаками задача последних не просто обозначить соответствующий референт, но, закодировав его, еще и вовлечь в обработку по правилам данной системы.