Смекни!
smekni.com

I. святыни вознесенской давидовой пустыни 3 (стр. 2 из 4)

Икона Божией Матери Знамение особо почитается в монастыре, поскольку именно с этим образом Пресвятой Богородицы пришел в пустынное место на Лопасне Преподобный Давид в 1515 году. Изображения Богоматери Знамения особенно были распространены в Новгороде и его землях, так как по древнему преданию именно эта икона спасла новгородцев в их борьбе с суздальцами в XII веке. На иконе мы видим полуфигурное изображение Божией Матери, в лоне которой вочеловечившийся Младенец Иисус. Такое изображение дает человеку возможность непосредственно, «напрямую» обращаться к заступничеству Бога и Его Матери. Икона получила «название «Знамение», то есть знак, так как знаком спасения, знаком начало новой жизни было воплощение сына от Девы, о чём писали ещё в древних библейских пророчествах»(№2, 41 с.). К сожалению, в годы гонений икона, принадлежавшая Преподобному Давиду, была утрачена. Сейчас в Знаменском храме можно помолиться перед вновь написанным образом.

В Знаменском храме до революции хранился гроб преподобного Моисея Угрина, привезенный сюда Московским Митрополитом Платоном (Левшиным). В монастырских документах об этом сказано: «Представил в благоволение Давидовой пустыни Высокопреосвященный Митрополит Московский Платон гроб Преподобного Моисея Киевопечерского, в коем находились его святые мощи до переложения в другую гробницу. Гроб этот из тонких липовых досок. Левая сторона его и крыша обтянуты ветхою тиснёною кожею. Крыша из тонких ветхих дощечек, верхи оной покрыты полотном, на котором во весь рост написано изображение Преподобного Моисея Угрина. На гробнице едва приметна надпись: В честь и хвалу Преподобному отцу Моисею Угрину, себе же в полезное и душевное спасение сооружена сия рака року 1699, иануария 17 за старанием недостойного иеромонаха Моисея Леща…»( №15, 31 с.).

Моисей Угрин, как рассказывает о нем Святитель Димитрий Ростовский, был сильным, красивым юношей, венгром по происхождению. Он состоял при святом князе-мученике Борисе, который был убит Святополком Окаянным на реке Альте. Моисей остался в живых после того страшного убийства. Но его ожидала тяжелая доля. Оказавшись в плену, он очень понравился новой хозяйке, которая предлагала юноше не только свои богатства, но и себя в качестве жены. Однако Преподобный уже выбрал свой путь – путь монашеского служения Христу. Такое решение юноши вызвало гнев у хозяйки, мучения, которые она придумала для непокорного, трудно описать. Однако, преодолев все искушения, Преподобный вошёл в число братии Киево-Печерского монастыря, в котором и скончался. После смерти Преподобный Моисей Угрин помогал всем, страдающим плотскими страстями. «У гроба происходили чудесные исцеления больных. Молящиеся постоянно обращались к святыне с просьбой о даровании счастливой семейной жизни, об обретении высокой любви, о благополучном разрешении от родов, обо всем, что касалось родственных отношений и домоустройства» (№21) Гроб Преподобного до наших дней, к сожалению, не сохранился. Но сейчас в монастыре есть частица мощей «дивного угодника Божия, который целомудрием превзошел Иосифа Прекрасного»(№6, 28 с.).

ГЛАВА II

СВЯТЫНИ ХРАМА ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ НА СТАРОМ СПАСЕ

Храм Преображения Господня на Старом Спасе имеет интересную историю. Но если мы пришли сюда как паломники, то чем может пополнить наши знания этот небольшой храм?

В храме Преображения Господня находится три образа Богородицы Казанская. Эта икона почитается русским народом с XVI века, когда она была обретена в городе Казани девочкой по имени Матрона. Трижды Пресвятая Богородица являлась девочке и просила найти в указанном месте спрятанную в земле икону. Девочке никто не верил. И тогда сама Матрона начала поиски, которые увенчались успехом. Обретение иконы знаменовало собой важные перемены в жизни государства и готовило русский народ к большим испытаниям. Смутное время стало временем национального самоопределения нашего народа. Образ Казанской иконы Божьей Матери стал главным молитвенным образом второго ополчения, которое возглавили Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. И первой в освобожденную Москву в ноябре 1612 года вошла икона Богородицы. После окончания Смуты, князь Пожарский строит на Красной Площади храм Казанской иконы, который стал одним из украшений нашей столицы. Празднование Казанской иконы 22 октября установлено в память избавления России от поляков. Перед этой иконой молятся во время нашествия врагов, от насилия иноверных, об избавлении от междоусобной брани, при глазных болезнях и о прозрении слепых очей.

В храме также почитается икона Божией Матери «Млекопитательница». Известны две иконы с таким названием, одна сначала находилась близ Иерусалима и в XIII в. по пророчеству Саввы Освященного была перенесена на Афон. Другая была обретена в 1650 г. в урочище Минской губернии Крестогорске и прославилась многими чудесами. Ей молятся, дабы вскормить грудью младенца. Но каждый из нас в духовном плане остается младенцем, поэтому даже взрослым людям необходимо обращаться за помощью к этой иконе.

Икона Божией Матери «Ченстоховская» по преданию была написана святым евангелистом Лукой. В славянские земли её принесли святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, просветители славян. И до сих пор православная святыни продолжает являть свои чудеса людям. Через этот образ и его чудотворные списки Пресвятая Богородица спасала православных от нашествия врагов, за что образ получил второе название – «Победа непобедимая». Обращение к этой иконе помогает больным ревматизмом, тифом, имеющим неизлечимые раны. Хранится икона в Польше, в городе Ченстохове, в католическом монастыре на Ясной горе (в руки католиков икона попала тогда, когда юго-западная Россия была захвачена поляками)»(№1, 15 с.)

Несколько раз в год церковь празднует память Святого Великомученика Георгия Победоносца. Для православных особенно почитаемыми являются дни 23 апреля (6 мая) и 26 ноября (9 декабря). Эти дни торжественно отмечаются и в храме Преображения Господня на Старом Спасе. 26 ноября 1051 года был освящен первый храм святого Георгия в Киеве. С этого времени установлено ежегодное празднование события, которое вошло в народную память под название Юрьева дня, или осеннего Георгия. В честь этого праздника в 1855 году по распоряжению Московской Духовной Консистории был освящен предел в Преображенском храме на погосте Старый Спас.

Когда мы слышим имя Святого Георгия Победоносца, мы сразу представляем себе его так, как его обыкновенно изображают – верхом на коне, с копьем в руках, убивающим страшного дракона. Почитать и любить Святого начали очень рано и почти во всех странах.

Великомученик Георгий Победоносец один из наиболее почитаемых Святых в русском народе. Имя Георгия становится одним из излюбленных у киевских князей, в русском звучании превратившись в Юрия, Егора, Егория. С XIV века изображение Георгия Победоносца на коне становится сначала гербом Москвы, а затем воин, сильный духовной силой, вошел и в состав герба всего Русского государства.

Англия тоже выбрала его своим покровителем. Детские и юношеские организации – скауты и разведчики - считают Святого Великомученика Георгия Победоносца своим покровителем и примером для подражания. Даже не христиане - мусульмане - и те любят и почитают Святого Георгия.

К 23 апреля по старому стилю древнейшие календари относят гибель Святого Георгия. Великомученику по приказу римского императора Диоклетиана отсекли голову. Произошло это в Никомедии около 303 года. Житие Великомученика рассказывает о том, что Георгий происходил из знатного каппадокийского рода и занимал высокое положение в обществе. Он был «воителем храбрым и мужественным», служил в римском войске офицером, и открыто исповедовал истинную веру.

Когда при императоре Диоклетиане начались гонения на христиан, Георгий «добровольно сложил с себя военные обязанности» и принялся проповедовать Слово Божие, « дабы укрепить пошатнувшихся в вере». За это святой был схвачен, подвергнут самым изощренным пыткам и обезглавлен, однако от Спасителя не отрекся и даже благодаря силе духа обратил ко Христу несколько язычников, в том числе и жену императора.

Еще отчетливее мотив победы Георгия, ставшего угодным Богу Святым, звучит в рассказах о посмертных чудесах угодника Христова. Георгий совершает чудо над неверующим сарацином: тот стреляет в икону Святого, но стрела возвращается и ранит его, и потрясенный сарацин принимает христианство. Но наибольшее значение для прославления чудесной силы Георгия, наибольшую известность получил рассказ, существовавший и в Византии, и на Руси - «Чудо Георгия о змие». « Было возле города болото, и жило в том болоте чудовище. Чтобы не трогало оно город, давали ему на съедение самых красивых девушек, каждый год по одной…». Согласно сказанию, Георгий вступил в бой с чудищем, но перед тем обратился к Господу. Вознеся молитву Богу, Георгий услышал «голос с небес», говорящий: «Георгий, дерзай, не останется тщетным твой глас, когда ты попросишь». И «по воле Его обессилевший змей сам упал к ногам Георгия».

Поэтому Святой Великомученик Георгий получил второе имя- Победоносец. Таким он сохранился в памяти народной, юный воин, побеждающий не физической силой, а мощью духовной.

В Преображенском храме на Старом Спасе есть несколько икон Великомученика. Одна из них изображает Святого как воина. Георгий представлен в полный рост с копьем в правой руке, согнутой и прижатой к груди, и с круглым щитом в опущенной левой руке. Короткие волосы завиваются в тугие кудри. Этот образ написан для храма настоятелем игуменом Давидом. С тех пор десятки прихожан получали помощь и поддержку в трудных ситуациях. Реальность ответных действий Святого Георгия в тех приношениях верующих, которые украшают образ. Под сенью с иконой стоит ковчежец с мощами Святого.