Смекни!
smekni.com

Креатив в рекламе. Методы и инструменты (стр. 2 из 4)

Само название Катена пришло из философии: Catena Mundi Декарта — связь всего сущего. Эту игру помимо решения задач или развлечения, можно так же использовать как тест на креативность.

Переворот.

Переворот (reversal) – это инструмент, который позволяет войти в антилабиринт мысли, то есть пространство, где из любой точки можно попасть в любую другую, куда не пойдешь везде выход. Все что нужно сделать – это перевернуть обычный мир, научиться видеть смысл в вещах, на первый взгляд, абсурдных[5].

Сама методика выглядит следующим образом.

Формулируем проблему или задачу, требующую решения. Потом собираем и перечисляем все очевидные предположения и допущения, которые окружают эту задачу. Это те допущения, которые сделаны во время формулировки, стандартные подходы решения подобных задач, предположения, относящиеся к задаче, отдельным ее элементам или возможному решению.

Теперь задача состоит в том, чтобы перевернуть все эти предположения. Как именно вы будете их переворачивать: вверх ногами, задом наперед или выворачивать наизнанку – не имеет значения. Теперь нужно работать с каждым перевернутым предположением – спросить себя «Как сделать это возможным?», «Что должно произойти, чтобы у этого появился смысл?». Проделать это нужно с каждым перевертышем, в том числе и в первую очередь с самыми невероятными.

Оценку и отбор подходящего лучше сделать через промежуток времени и, если работа командная, в другом составе.

В описании методики «Переворот» на сайте компании, занятой в сфере человеческого развития, Dextera Development, приводится следующий пример:

«Простейший современный пример – работа магазина. Допущение о том, что продавец обслуживает покупателей, раньше казалось незыблемым. Варианты переворота: покупатель обслуживает продавца, покупателей обслуживает не продавец, продавец является покупателем, продает покупатель, покупки вообще не происходит… Многие из этих вариантов сегодня реализованы в супермаркетах, автозаправках, интернет-магазинах, МЛМ-пирамидах, peer2peer сетях и так далее.»

Морфологический анализ.

Автором методики является астрофизик Фриц Цвики, она относится к аналитическим методикам, целый ряд которых сложился после второй мировой войны. В большом количестве литературных источников можно найти ее описание. Для использования данной методики необходимо хорошо разбираться в области, в которой поставлена задача, а применять ее стоит при решении творческих задач в многовариантном поле, то есть хорошо разработанном сегменте. Хотя иногда к ней прибегают и при создании чего-то совершенно нового, но эффективнее она работает при разработке свежего, не отходя далеко от того, что уже есть. Это важно и потому, что морфологический анализ использует множество уже существующих примеров, параметров и правил в свою пользу.

В первую очередь, как всегда, формулируется задача и основные параметры (целевая аудитория, бюджет и т.п.). Далее рисуется таблица примерно 5 столбцов и 10 рядов. В первом ряду (шапке таблице) ячейки заполняют основными параметрами будущего продукта (форма, материал, цвет, стилистика, способ передвижения и т.п.). Столбцы заполняются разнообразными вариантами заданного в шапке столбца параметра. Причем иногда стоит выйти за рамки привычных стандартов, ведь к ним никогда не поздно вернуться. Можно использовать случайный стимул и другие быстрые креативные методики.

Далее произвольным образом компонуются отдельные ячейки в столбцах (любая форма + любой материал + любой цвет + любая стилистика + любой способ передвижения) и отслеживается насколько то, что получается, соответствует поставленной задаче. Не обязательно перебирать абсолютно все варианты, лучше поработать с уже возникшими в качестве того же случайного стимула. Понравившиеся варианты обязательно записываем до того, как углубимся в их критику. Когда наберется достаточно интересных вариантов, выберите один, если решение принимает вы, или оставьте несколько на выбор, если решение принимает кто-то другой.

Секрет столь простой, на первый взгляд, методики заключается в выборе основополагающих параметров. Выделить главное в будущем продукте основная задача. Именно для этого и необходима хорошая ориентации в области поставленной задачи.

Мозговой штурм.

Один из самых интересных инструментов, который применяется как для создания новых идей, так и для преобразования полученных ранее данных. Кроме того «мозговой штурм» как инструмент может использоваться самостоятельно, но чаще применяется в комплексе сложных методик. При этом он может играть как главную, так и второстепенную роль. Например, в эмпатическом проектировании «мозговой штурм» это основа новой модели, это момент когда она рождается из полученных при наблюдении данных. Примером второстепенной роли служат репетиции многих КВНщиков, они часто используют «мозговой штурм» не столько для получения конкретного результата (новых шуток), сколько для настройки себя на нужный лад. Это своеобразное ядро, к которому, так или иначе, приходят все креативщики.

Вообще говоря, «мозговой штурм» это исторически первая методика поиска новых идей. Виновником ее создания стал американец Алекс Осборн в 40х годах 20 века. Алекс Осборн таким образом решил одну из сложнейших проблем творческого процесса. Дело в том, что человек, решая проблемы, действует не свободно. Первым в голову приходит «обычное» поведение, то есть как действовал до этого при решении схожих проблем или как действуют в таких случаях другие. И это во многом упрощает нам жизнь, когда мы идем за покупками или решаем производственные проблемы. Но решение творческих задач зачастую лежит за пределами «обычного» поведения. В нашей голове всегда стоит ряд фильтров (профессиональные, моральные, социальные, религиозные и т.д.). Поэтому мы часто отвергаем идеи, которые, как нам кажется, вызовут насмешки, слишком смелые, неосуществимы и т.д. «Мозговой штурм» - возможность на некоторое время избавиться от этих фильтров, и даже если таким образом не увеличится качество идей, то во много раз вырастает их количество. В книге Техника развития интеллекта Алдер пишет «Гении мыслят продуктивно. Моцарт создал более 600 музыкальных произведений. Какая часть их попала на сцену и студии звукозаписи? Бах писал по кантате в неделю. Томас Эдисон провел 1093 эксперимента. Эйнштейн не только написал труд по теории относительности, но и опубликовал 248 других работ…»[6]

На сегодняшний день существует много трактовок «мозгового штурма», под ним зачастую подразумевают раскрепощение ума и отбрасывание рамок и стереотипов. Но в классическом толковании это определенная методика создания новых идей.

Правила проведения «штурма» просты. Формулируется некая тема или проблема, решить которую предстоит участникам (например, разработка нового авиадвигателя или новой рекламной компании для фирмы Nike). Размер эффективной группы для «штурма» 6-12 человек[7] (в некоторых источниках 4-10[8]). Один из них – секретарь или модератор – тот, кто будет записывать абсолютно все идеи, ассоциации и предложения, поступающие от участников. Во время самого штурма запрещаются любые критические комментарии или оценки. Высказывания вроде «Не смешите меня!», «У нас это не пройдет!», «Откуда ты вообще берешь эти идеи?!» способны в зародыше загубить творческую инициативу.

Идеи идут потоком, каждый просто высказывает свое решение, свою ассоциацию. Приветствуются абсолютно все идеи, даже самые безумные. Причем последние рассматриваются также серьезно, как самые очевидные (см. Приложение 2. Смысл абсурдности). Многие компании просят участников использовать идеи, высказанные до них, развивая и углубляя их. Основной смысл отсутствия критики именно в снятии наших мыслительных фильтров, максимальном отбрасывании рамок, зажимов и барьеров.

После «сброса идей», который длится в среднем полчаса – час, необходимо сделать перерыв, чтобы дать участникам возможность переключится и подойти к наработанному материалу с долей отстраненности. После перерыва начинается критический разбор полученных идей.

Проведение «штурма» нуждается в определенной вспомогательной инфраструктуре. Это может быть просто стол в отдельной комнате, где участников никто не будет отвлекать во время проведения упражнения, и все что нужно для фиксирования своих идей. Таким образом, по окончанию упражнения любой участник сможет оторвать от листа ту часть, где запечатлена заинтересовавшая его идея, и унести с собой.

В этом состоит одна из важнейших особенностей этого инструмента – идеи рождаются не только непосредственно во время «штурма» или анализа, но и после. Человеческий мозг продолжает работать в нужном направлении, обрабатывая полученную информация, еще очень долго.

«Мозговой штурм» за шестьдесят лет стал настолько популярной методикой, что появились фирмы, которые предоставляют компаниям услуги по организации пространства для «штурма». Например, в Сан-Франциско одна фирма предлагает организовать в вашей компании «Фабрику идей». Она будет оборудована дисплейными терминалами, программными средствами для автоматизации групповой работы и новейшим оборудованием, позволяющим распечатывать любые тексты и графические объекты, написанные и нарисованные на сенсорных поверхностях[9].

Мечтатель, Реалист, Критик или Стратегия творчества Уолта Диснея.

В свое время Роберт Дилтс, один из основателей NLP, написал книгу «Стратегии гениев» одним из героев первого тома стал Уолт Дисней. Дилтс разобрал процесс его творчества на фазы и описал с точки зрение NLP.