Смекни!
smekni.com

Метод гражданского процессуального права (стр. 2 из 2)

Одна из особенностей гражданского процесса как явления, находящегося в постоянном движении, состоит в том, что действия субъектов процесса, осуществляемые в соответствии с их правами и обязанностями, в свою очередь, вызывают возникновение новых правомочий и обязанностей и могут приводить к возникновению в рамках данного гражданского дела новых правоотношений . В научной литературе доминирующей является точка зрения о том, что каждый из участников гражданского процесса связан процессуальными правоотношениями с судом и не состоит в процессуальных правоотношениях с другими участниками процесса. Вместе с тем действия, совершаемые субъектами одного правоотношения, опосредованно порождают правовые последствия и для других участников процесса. Например, отказ истца от иска и его принятие судом влекут прекращение производства по делу и, как следствие, прекращение процессуальных правоотношений суда со всеми участниками процесса; ходатайство истца об истребовании доказательства у ответчика и его удовлетворение судом влекут возникновение у ответчика обязанности представить данное доказательство. Указанные свойства юридических фактов, правовые последствия которых, как правило, выходят за рамки "своих" правоотношений, являются одной из особенностей данного элемента метода гражданского процессуального права.

3. Характер способов формирования прав и обязанностей субъектов.

Способ формирования процессуальных прав и обязанностей субъектов гражданских процессуальных правоотношений имеет императивный характер. Правила поведения и, соответственно, взаимные права и обязанности субъектов правоотношений определяются законом и не могут быть изменены по соглашению сторон, диспозитивное регулирование здесь практически отсутствует. Исключением являются положения ГПК РФ о договорной подсудности дел. Строго говоря, диспозитивной в данном случае является ст. 28 ГПК РФ, устанавливающая общее правило территориальной подсудности дел, которое в соответствии со ст. 32 ГПК РФ может быть изменено по соглашению между истцом и ответчиком. Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что в этом случае общее правило подсудности изменяется не по соглашению между участниками процессуального правоотношения, то есть между судом, с одной стороны, и истцом или ответчиком, с другой стороны, а по соглашению между истцом и ответчиком, не состоящими в процессуальных отношениях между собой.

Соглашаясь с высказыванием А.А. Гаджиевой о диспозитивных нормах как средстве выражения и развития диспозитивности в праве , отметим, что диспозитивные нормы являются лишь одним из средств выражения диспозитивности в праве. Другим средством является рассмотренная выше (в пункте 1) диспозитивность как элемент общего юридического положения материально заинтересованных лиц, участвующих в деле, заключающийся в праве этих лиц распоряжаться по своему усмотрению принадлежащими им процессуальными правами. Данное средство выражения диспозитивности в праве, присущее гражданскому процессу, следует отличать от диспозитивного (децентрализованного) порядка определения правил поведения субъектов правоотношений, который гражданскому процессу, в отличие, например, от гражданского права, не свойствен.

4. Характер юридических мер воздействия (санкций), способов, оснований и процедуры применения санкций.

Осуществление процессуальных прав и исполнение процессуальных обязанностей обеспечивается в гражданском судопроизводстве системой процессуальных средств, имеющих существенные особенности, которые не могут не учитываться при характеристике метода данной отрасли права. К таким средствам относятся, в частности, предусмотренные законом процессуальные санкции, некоторые из которых являются мерами ответственности (например, нормы о штрафах), а также некоторые средства процессуальной защиты, не являющиеся процессуальными санкциями.

Говоря о мерах процессуальной защиты, не являющихся процессуальными санкциями, необходимо отметить следующее. Законом не предусматриваются какие-либо меры процессуальной ответственности суда в гражданских процессуальных правоотношениях; в системе гражданских процессуальных правоотношений отсутствуют субъекты, уполномоченные привлекать суд или судью к процессуальной ответственности. Допускаемая законом персональная ответственность судей, а также в некоторых случаях возможная гражданско-правовая ответственность государства за вред, причиненный лицу при осуществлении правосудия, находятся за рамками процессуальных отношений. Как представляется, отмена судебного постановления вышестоящим судом не является ни мерой процессуальной ответственности суда, ни процессуальной санкцией. К гражданской процессуальной ответственности могут быть привлечены лица, участвующие в деле; лица, содействующие правосудию; а также граждане, присутствующие в зале судебных заседаний и при этом нарушающие установленный порядок . Как полагает В.В. Бутнев, судебная ошибка не может рассматриваться в качестве процессуального нарушения, поскольку нормы гражданского процессуального права не предусматривают за нее мер процессуальной ответственности, и в данном случае применяются правовосстанавливающие процессуальные санкции, меры процессуальной защиты . В целом разделяя приведенную точку зрения о том, что закон не предусматривает мер процессуальной ответственности за судебную ошибку, отметим, что определенные возражения вызывает суждение о применении в указанных случаях правовосстанавливающих процессуальных санкций. Соответствующие меры можно именовать лишь мерами процессуальной защиты. Санкции могут применяться лишь при наличии процессуальных правоотношений между соответствующими субъектами. Процессуальные же правоотношения между судами различных инстанций при рассмотрении гражданского дела не возникают. Суды различных инстанций, сменяя друг друга, представляют одну и ту же сторону в гражданских процессуальных правоотношениях. Отмена решения вышестоящей судебной инстанцией является не санкцией в отношении суда, принявшего ошибочное решение, а исполнением вышестоящей инстанцией ее обязанностей, входящих в содержание процессуальных правоотношений между данной судебной инстанцией и лицами, участвующими в деле . Отсутствие мер процессуальной ответственности и иных процессуальных санкций, которые могут быть применены в отношении суда, должно компенсироваться в процессуальных правоотношениях эффективными средствами защиты. Эти средства защиты дополняются вне рамок конкретного дела, то есть вне рамок процессуальных правоотношений, организационными и иными мерами непроцессуального характера, направленными на создание условий для нормального функционирования судебной системы и обеспечения права на судебную защиту.


Литература

1.Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2001. С. 331.

2. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 2005. С. 250

3. Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2003. С. 30.

4. См., например: Гражданское процессуальное право: Учебник / С.А. Алехина, В.В. Блажеев и др. / Под ред. М.С. Шакарян. М., 2004. С. 11; Осокина Г.Л. Гражданский процесс. Общая часть. М., 2004. С. 24.

5. Мурадьян Э.М. Об учебниках по гражданскому процессу // Государство и право. 2000. N 4. С. 119.

6. Гаджиева А.А. Диспозитивные нормы в уголовном праве // Государство и право. 2003. N 11. С. 97.

7. Подробнее об этом Алиэскеров М.А. Кассационное производство по гражданским делам: вопросы теории и практики. М., 2005. С. 54 - 56.