Смекни!
smekni.com

Методические указания к изучению рассказа В. П. Астафьева «Ангел-Хранитель» (стр. 2 из 2)

Проверку того, как школьники прочитали рассказ дома, рекомендуем проводить, опираясь на вопросы, с которыми ребята знакомятся в разделе «Задания», в рубрике «Знаете ли вы содержание произведения».

Отвечая на первый вопрос, («В каком году происходит действие рассказа В. П. Астафьева «Ангел- хранитель»? Чем запомнился сибирякам этот год?»), важно обратить внимание ребят на то, почему 1933 год назван писателем «безлошадным и голодным». Ребята говорят о неурожае, о том, что, не хватало корма для лошадей и они падали среди улицы. Спасаясь от голода, сельчане вынуждены были зарезать большую часть домашнего скота. Обращаем внимание ребят на поведение диких животных, размышляя о том, почему во время «людской беды» звери уходят далеко в тайгу. Это происходит не только потому, что в такое время люди охотятся больше, чем всегда, но и , как нам кажется, потому, что в такое трудное время животные словно опасаются жестокости и беспощадности охотников, нарушений ими законов охоты (на эту сторону характеристики 1933 года следует обратить внимание, так как ребятам станет более понятной причина жестокости тех, кто выбросил щенка замерзать на морозе).

Второй вопрос направлен на то, чтобы учащиеся вспомнили и/ или зачитали фрагменты текста о том, как в деревне преодолевали голод. В. П. Астафьев, в первую очередь , говорит о семейных связях людей., которые особенно значимы в деревенской жизни. Так, характеризуя удачливых охотников, повествователь подчеркивает: «Поделились охотники с соседями, чем могли, но у каждого своя семья, родни и друзей не перечесть».

Третий и четвертый вопросы связаны с характеристикой семьи героя рассказа: «Расскажите, как изменилась жизнь семьи в этом году? Что предпринимала бабушка, чтобы преодолеть голодное время?». Подробно Астафьев повествует о том, как боролись с голодом члены этой семьи (продают праздничные скатерти, новую одежду, семейные реликвии, в поисках заработка тетка Августа и Кольча – младший уходят далеко от дома). Обращаем внимание ребят на то, как изменилась бабушка: « …характер ее, крутой и шумный, заметно смягчился». Выясняем, кто был главным в этой семье, на чем основывают ребята свой ответ («Мужики… слушали бабушку и понимали, что с нею не пропадем, лишь бы не сдала она, не свалилась»; «Но в нашей семье .. не принято было обсуждать бабушкины действия..» и т.д.).

Отвечая на пятый и шестой вопрос («Почему именно Кольче – младшему поручила бабушка пойти в город и продать золотые сережки? Как бабушка переживала расставание с золотыми сережками? Чем были вызваны эти переживания? Помогли ли эти золотые сережки пережить семье голод?»), вспоминаем историю гибели матери мальчика. В. П. Астафьев не идеализирует жизнь, не скрывает того, что в мире рядом существуют добро и зло, горе семьи, потерявшей дорогого человека, не остановило сплавщика, ограбившего мертвую женщину.

Работая над этим фрагментом текста, обращаем внимание ребят на переживания Кольчи-младшего, который осознает себя в какой-то мере в этом виновным. Важно, чтобы ребята поняли, что горечь бабушки при расставании с золотыми сережками вызвана тем, что из семьи уходит последняя вещь, связанная с дорогим человеком: «Тебе сберегчи хотела. Память о матери. Да наступил черный день…». Необходимо, чтобы шестиклассники поняли , как тяжело Катерина Петровна переживала расставание с сережками. Она так и не смогла собраться с силами, чтобы самой сдать сережки в «Торгсин», и отправляет в город Кольчу, хотя знает, как ему тяжело выполнить ее поручение.

Важнейшим эпизодом рассказа является повествование о покупке бабушкой в городе хлебного каравая. Так же, как и при анализе истории гибели матери мальчика, при интерпретации этого эпизода необходимо обратить внимание на то, что наряду с тем, кто делился последним с соседями и родней (деревенские охотники Александр Ярославцев, братья Верехтены, Саламатин- старик), были и такие люди, которые стремились нажиться на чужой беде, используя всевозможные формы обмана. Возможно, такие люди и выбросили щенка замерзать на морозе. Никого из ребят не оставляет равнодушным горе семьи, у которой рухнули надежды продержаться с помощью каравая какое-то время. Важно, чтобы шестиклассники не обошли вниманием фрагмент текста, описывающий ситуацию в семье после того, как обнаружился обман с караваем: «…улыбнулась бабушка и с непривычной, какой-то детской беспомощностью поглядела на меня, на деда. И было в этом взгляде: «Ну, дура я, старая дура! Можете судить меня, казнить, мне уж все едино. Только хотела я как лучше..». Никто ее судить и казнить не собирался». Как видим, сочувствие и взаимопонимание позволяют сохранить мир в этой семье, дают силы ее членам пережить тяжелую ситуацию.

Обрушившееся горе не ожесточило этих людей, не сделало их равнодушными к беде другого живого существа. Пересказывая историю Шарика, ребята должны представить, что пожалела его и подобрала выбившаяся из сил, еле бредущая по зимней дороге , опирающаяся на черемуховый батог пожилая женщина, которая, будучи голодной, не позволила себе съесть ни крошки от большого тяжелого каравая. Голод не заставил ее изменить своего отношения к животным. Ничто не поколебало ее убеждений. Об этом свидетельствуют слова Катерины Ивановны, которые звучат в классе: «Каждой Божьей твари жить надо. … И человека, и животину жалеть надо, батюшко, потому как у животной тоже душа есть. Памятливая душа. Добро животная пуще человека помнит».

Появление Шарика совпало с рядом событий, которые изменили обстановку в семье Катерины Ивановны: вернулся с заработков Кольча, отелилась благополучно корова, Августа вышла в ударники, ей надбавили паек…» Ребята находят и зачитывают предложения, в которых объясняется, кто и почему назвал Шарика ангелом-хранителем: «Шарик…Знамение это мне вышло, в образе его ангел-спаситель явился…», Шарика «бабушка звала насмешливо ангелом-хранителем».

Для того, чтобы определить значение слов «ангел-хранитель», необходимо обратиться к «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля, в котором ангелом хранителем назван ангел, «приставленный Господом к человеку для охраны его». Задавая вопрос о том, кто же является, на самом деле, ангелом – хранителем семьи в рассказе В. П. Астафьева, просим ребят перечислить сложные ситуации, изображенные в рассказе, и указать того, кто способствует их разрешению. И хотя свой вклад в спасение семьи ( Августа , Кольча, Нюра работают, чтобы принести продукты в семью, дед смотрит за внуками и т.д.), больше всех сделала для семьи бабушка Катерина Петровна. Появление Шарика способствовало только тому, что каждый проявлял в отношении животного те лучшие свои качества, которые до этого были скрыты в человеке.

С удовольствием ребята пересказывают смешные истории, действующим лицом которых был Шарик (эпизод с веником, охота на цыплят и т.д.).

Интерес вызывает и шестиклассников и задание: восстановить цепь событий , представленных в произведении.

В качестве обобщающего, шестиклассникам может быть задан вопрос о том, какие качества изображенной В. П. Астафьевым семьи им нравятся и почему.

В заключительной обобщающей беседе необходимо еще раз подчеркнуть, что доброта, взаимопомощь, служение другим, любовь к членам своей семьи, желание на себя взять исполнение самых сложных дел - качества бабушки, которые делают ее ангелом –хранителем дома и которые являются примером для всех ее домочадцев.

В качестве творческого задания ребятам можно предложить написать отзыв о рассказе или нарисовать иллюстрацию. Один из таких отзывов представлен в рубрике «творческие работы учеников». Здесь же можно увидеть иллюстрации к произведению. Один из учащихся нарисовал бабушку, другой – «Охоту Шарика на кур».