Смекни!
smekni.com

Программы прямого государственного инвестирования стр (стр. 6 из 8)


Повышение роли науки и техники

Деятельность научного парка, его имидж и престиж содействовали признанию важности науки и техники для экономического развития территории и способствовали укреплению связей между наукой и производством, таким образом, ускоряя процесс коммерциализации результатов НИОКР. Успех научного парка дал толчок нескольким десяткам аналогичных проектов в регионе.

Повышение стоимости недвижимости


Присутствие научного парка, обладающего сбалансированной инфраструктурой, привело к непрерывному притоку отечественных и зарубежных инвестиций, повышению цен на недвижимую собственность и улучшение качества жизни в регионе.

Факторы успеха

Поддержка правительства КНР

Одним из ключевых факторов ровного развития научного парка является его неослабная поддержка со стороны центрального правительства. Парк преодолел трудности «детского» периода и последовательно развивается во многом благодаря тому, что правительство страны на безвозмездной основе передало ему 790 акров земли и оказало помощь людскими и материальными ресурсами. Изменение политических приоритетов привело к тому, что парк не только пользуется общими льготами, например, налоговыми каникулами, но имеет доступ к научно-техническим грантам правительства, а также специальные привилегии в сфере импорта-экспорта.


Технологическая поддержка

С учетом географического местоположения парка, отсутствия поблизости от него ведущего исследовательского университета, трудно переоценить ту технологическую поддержку, которая была оказана парку Академией наук Китая и ее научно-исследовательскими организациями. Все эти годы огромный научно-технический потенциал Академии служил для научного парка неиссякаемым источником проектов. Более чем половиной технологических прорывов парк в той или иной степени обязан Академии. К положительным результатам привело также сотрудничество с университетами и институтами.

Специальная стратегия

В равной степени своими успехами научный парк обязан и прагматичной стратегии, которая позволила собрать в единый кулак все достоинства и обезвредить взрывоопасные недостатки. Ясно, что реализация стратегии означает ее модернизацию. Гибкость стратегии служит ее же успеху.


Предпринимательство

Последний по порядку, но не по значению фактор, на котором построен фундамент научного парка – предпринимательство. Именно оно позволило использовать все имеющиеся преимущества в нужном направлении. Команда менеджеров, в которую входят самые разные специалисты, сформировала среду, в которой предпринимательство превращается в добрую традицию.

Создание первого научного парка Китая многим казалось нарушением всех принятых норм. Он и сейчас существует наперекор общепринятым принципам. Но опыт научного парка Шэньдженя по сути не правило, а исключение. И он лишний раз доказывает, что «все дороги ведут в Рим». Странам, наперекор всему желающим развивать научные парки, следует накрепко уяснить непреходящее значение уникальной стратегии, учитывающей все нюансы национальных и местных условий.

Венчурный бизнес Китая

Развитие венчурного бизнеса

Создание и развитие венчурного бизнеса как и самой экономики в Китае началось с либерализации 1978 года, осуществленной с помощью реформ Ден Сяопина.

В том же году были основаны первые Специальные Экономические Зоны (провинции Guangdong и Fujian), расположенные вдоль южного побережья Китая, Открытые Провинции (Lioning, Hebei, Tianjin, Shandong, Jiangsu, Shanghai, Zhejiang, Fujian, Guangdong, Hainan, Guangxi) и Открытые Города (Dalian, Tianjin, Qingdao, Shanghai, Guagzhou), открытие которых сопровождалось заявлением Дэн Сяопина о необходимости дифференцированного развития страны (в них предполагалось создать зоны льготного налогообложения, упрощенной административной системой и развитой инфраструктурой и коммуникациями).

В 1979 вступил в силу Закон Китайской Народной Республики «о предприятиях с китайским и иностранным капиталом», впервые легализовавший иностранную инвестиционную деятельность на территории КНР. Это был один из первых серьезных шагов к открытию китайского рынка инвестиций для иностранных инвесторов. Но, согласно этому закону, ограничивалась доля иностранного капитала, появлялась необходимость в наличии китайского партнера, создавались жесткие рамки ведения бизнеса, что являлось крайне непривлекательным для иностранных инвесторов и не принесло, скорее всего, желаемых результатов, которые ставились целью.

Одновременно с этими мерами китайское правительство проводило реформирование университетов, создавало новые, отправляло студентов на обучение в иностранные университеты, развивая программу народного образования, тем самым, закладывая основы развития национальной науки и налаживая международные связи для обмена и импорта технологий и знаний – что в итоге, будет иметь принципиальное значение, в плане стратегического развития КНР.

В 1984 году были дополнительно открыты на пробной основе 14 специальных экономических зон – города на побережье. А Государственная комиссия по Науке и Технологиям (State Science and Technology Commission) заявила о планах развития системы венчурных инвестиций, определяя ее как приоритетное направление для продвижения и развития новых и высоких технологий. В эти же годы было дано начало второй фазе четырехлетней программе реформирования финансового сектора КНР; появилась первая биржа – Шанхайская, что, безусловно, оказало значительное благоприятное влияние на развитие венчурного инвестирования.

Закон КНР об «иностранных экономических контрактах», принятый в 1985 году регулирует всю иностранную коммерческую деятельность в стране от финансов и торговли до инвестиций. Прогрессивным стало определение законом важного момента единой формы контрактов и специфики индивидуальных контрактов. Закон не распространяется на контракты между совместными предприятиями с участием иностранного капитала, кооперативными предприятиями и предприятиями иностранного капитала. Принятый закон о «патентах», определял условия, процедуру регистрации, обеспечивающий защиту интеллектуальной собственности, в частности программного обеспечения. Вскоре Китай вошел в Парижскую Конвенцию по Защите Интеллектуальной Собственности. Министерством финансов Китая и Комиссией по Науке и Технологиям был создан первый венчурный фонд «Китайская корпорация по инвестированию в новые технологичные предприятия» (China New Technology Venture Investment Corp.), ставший основной организацией, имеющей преференции по инвестированию в венчурные проекты перед частными компаниями.

В 1990 году был утвержден Основной Закон Специального Административного Региона Гонконга, в котором согласно политике «Одна страна – две системы» было разрешено сохранение капиталистической системы, с последующим присоединением к континентальному Китаю в 1997 году. В этом же году произошло официальное признание Шанхайской, а в следующем году – Шенженьской фондовых бирж.

В 1992 году местными органами управления в Shenyang, Shanxi, Guangdong, Shanghai, Zhejiang создаются венчурные корпорации развития технологий, целью которых являлось непосредственное финансирование проектов с высокой степенью риска.

Закон о компаниях, принятый в 1993 году, стал первым общенациональным законом о компаниях. До принятия закона иностранным компаниям разрешалось лишь создание представительства на территории страны, которым не разрешалось проводить маркетинговые исследования, обмениваться информацией, проводить выставки, осуществлять посредническую деятельность. Закон определяет условия и требования к регистрации, возобновлению деятельности и ликвидации иностранных представительств в Китае. Разрешается создание представительства без регистрации юридического лица, создание ветвей компании, упростилась деятельность компаний. Было создано 13 зон свободной торговли, предназначенных для стимулирования экспорта через беспошлинный импорт товаров и материалов.

К началу девяностых годов возникла вполне дееспособная система венчурных инвестиций, в соответствии с которой государство кредитовало перспективные научно-технические разработки. В этой системе можно выделить три категории агентов. Во-первых, это научно-исследовательские институты и университеты, которые играли основную роль на начальной стадии проекта: именно на их территории появлялись перспективные идеи, а институты и университеты предоставляли начальное финансирование через ряд государственных программ. Второй категорией агентов были банки, которые являлись основным источником финансирования венчурных проектов. Особенностью банков являлось то, что они предоставляли финансовые ресурсы на стадии расширения и поздней стадии развития венчурного проекта и почти не предоставляли ресурсов на начальных стадиях.

Наконец, третьим источником финансирования венчурных проектов стали технологические зоны, которые официально создавались, начиная с 1991 года. Поддерживаемые местными правительствами, они предоставляли инфраструктуру и начальное финансирование технологических проектов.

Создание такой системы привело к появлению в начале девяностых некоторого числа успешных и не очень венчурных проектов. Однако, уже к середине девяностых, существующая система проявила свою неэффективность, в результате чего китайское правительство провело ее реформирование. Исследователи Школы Экономики и Менеджмента Университета Цинхуа (Tsinghua University) выделяют две причины неэффективности описанной выше системы. Во-первых, это недостаток финансовых ресурсов на начальной стадии проекта: университеты и институты выделяли средства на развитие технологических проектов из своих скромных бюджетов, а банки практически не финансировали венчурные проекты на начальной стадии в силу высокой степени неопределённости. Во-вторых, это отсутствие эффективной системы конкурсного отбора перспективных проектов. Отрасль венчурных инвестиций была некоммерческой, в силу чего проекты отбирались не по принципу инвестиционной окупаемости, а по некоммерческим критериям. Коммерческих венчурных фондов не существовало. Единственный венчурный фонд China New Technology Venture Investment Corp. принадлежал государству и управлялся как государственная компания.