Смекни!
smekni.com

Терроризм глобальная проблема современности (стр. 2 из 10)

Квалифицированными видами терроризма, предусмотренными ч. 2 ст. 205 Уголовного кодекса РФ, являются совершение данного деяния группой лиц по предварительному сговору или с применением огнестрельного оружия. Также следует отметить, что Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (с изм. от 30.06.2003), который предшествовал действующему ныне Федеральному закону от 6 марта 2006 г. "О противодействии терроризму", в числе преступлений террористического характера называл преступления, предусмотренные не только ст. 205, но и ст. ст. 206 - 208, 277 и 360 Уголовного кодекса РФ.

……

§2. Типология терроризма

Терроризм как многогранный феномен обладает чрезвычайно сложной структурой, его различные формы переплетаются и часто смыкаются между собой.

В научных исследованиях широкое распространение получили различные классификации форм и видов современной террористической деятельности.

Рассматривая в качестве критерия цели, мотивы, идеологическую платформу насильственных проявлений в различных сферах общественной жизни, а также учет субъектов экстремистской деятельности, в отечественной и зарубежной литературе выделяются следующие его разновидности:

Государственный терроризм, опирающийся на мощь государственных институтов и репрессий, характерен, как правило, для стран с авторитарным режимом правления[9].

В зависимости от объектов воздействия он имеет внешнюю направленность, включающую осуществление государством насилия в отношении международных органов, иностранных граждан, правительств или государств и внутреннюю направленность, состоящую в применении насилия к своим политическим оппонентам, к населению страны в целом для поддержания или укрепления своей власти.

Международный терроризм, затрагивающий в той или иной степени международные отношения, осуществляется на территории нескольких государств.

Выделяются также такие виды терроризма, как: организационно-групповой, связанный с деятельностью политических образований, экстремистских групп или сообществ и индивидуальный экстремизм, содержанием которого являются действия экстремистов-одиночек; социальный (или внутригосударственый); "левый" и "правый"; революционный и контрреволюционный; военный и криминальный (уголовный, терроризм организованных преступных сообществ); идеологический; информационно-психологический и др.

Среди разновидностей терроризма в научной литературе особо выделяют националистический терроризм и религиозный экстремизм[10].

Националистический терроризм, выражаясь в утверждении превосходства и исключительности определенной нации или расы, направленный на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию в отношении представителей иных народов, преследует цель путем устрашения вытеснить другую нацию, избавиться от ее власти.
Националистический терроризм органически связан с сепаратизмом, направленным на изменение существующего государственного устройства, правового статуса национально-государственных или административно-территориальных образований, нарушение территориального единства страны, выход тех или иных территориальных единиц из состава государства, образование собственного независимого государства, что ведет к обострению межнациональных отношений, нагнетанию вражды и конфликтов между народами.

Национальная идея, призванная быть катализатором возрождения нации, народа, может стать разрушительной силой, когда на передний план выдвигается стремление любой ценой реализовать коллективные права нации, народа, даже путем массового истребления своего и чужих народов.

Национальный экстремизм обладает большой инерционной силой. Как отмечается в научных исследованиях, в Испании, например, баскские экстремистские организации, появившиеся во времена диктатуры Франко, после проведения демократических реформ и прекращения политических репрессий в этой стране, продолжают террористическую деятельность (хотя их активность в последние годы заметно уменьшилась).
Практически такая же ситуация сложилась и в Северной Ирландии, где, несмотря на демократические перемены, сохраняют позиции католические и протестантские экстремисты.

На состояние и динамику межнациональных отношений существенное влияние оказывает религиозный фактор, который проявляется в виде исторически сложившихся, устойчивых этноконфенссиональных взаимоотношений между конфессиями, претендующими на национальное представительство.

Поддержка религией национальных традиций, самобытности народов играет важную роль, особенно в кризисные для общества периоды. Обострение национального чувства, активизация религиозного поведения являются защитной реакцией на те трудности, которые общество и индивиды переживают в ходе переходного периода. В основе роста религиозности людей лежат также национальные чувства, основанные на культуре этноса, его исторически сложившихся традициях, стремлении осмыслить себя субъектами национально-культурных общностей, обрести некогда утраченные ценности.

Как показывает историческая практика, любая религия может стать и зачастую становится идеологической оболочкой национально-политических движений, идейным знаменем политических сил, вступающих в острый межнациональный или военно-политический конфликт.

Более того, религия может служить мощным катализатором такого конфликта: углубить его остроту, максимально ограничив возможности примирения сторон, расширить его масштаб и перевести в затяжной, втягивающий в межнациональную бойню многие народы и многие поколения этих народов.

………

После второй мировой войны с ростом экономического потенциала Саудовской Аравии, Эмиратов и Кувейта значительное распространение в мусульманских странах получил ваххабизм, превратившись в оплот международного терроризма и экстремизма. Для поддержания ваххабизма и распространения идей этого учения расходуются миллиардные суммы, построены мечети, центры СМИ, создаются специальные отряды боевиков, агентурная сеть, деятельности которых охватывает практически весь исламский мир, а целью является установление господства над мусульманским, а потом и над всем миром.

Госдепартамент США обнародовал перечень 28 организаций, которых он официально считает террористами. К ним относятся: Организация Абу-Нидаля, Группа АБУ-Сайяфа, Вооруженная Исламская группа, «Аль-Каида» Усамы бен Ладена, египетские «Апь-Джихад» и «Гама'Аль-Исламия», «Харакат Аль Моджахеддин» из Кашмира, ХАМАС и Хезболлах, Исламское движение Узбекистана, Палестинский исламский джихад. Это также многочисленные ответвления от ООП - Фронт освобождения Палестины, Народный фронт освобождения Палестины, Народный фронт освобождения Палестины - Общее командование и др.

Сегодня ислам - вторая по числу последователей религия в России, где проживает примерно 35 этносов, считающих себя "традиционно исламскими народами". Для России, являющейся родиной многих традиционно исламских народов и всегда поддерживавшей тесные контакты с мусульманскими странами, исламофобия чревата трагическими последствиями.

Ваххабизм проник и закрепился на Северном Кавказе не случайно: он был востребован социально-политической реальностью как идеологическая основа ее будущего переустройства. Квинтэссенция идеологии и политических устремлений ваххабитов - это объединение полиэтнического мусульманского Северного Кавказа на основе "чистого ислама", т.е. ислама вненационального, избавленного от влияния горского обычного права (адатов), национальных традиций, пережитков политеизма и этнопатриархального менталитета.

Генеральная прокуратура Российской Федерации назвала действующие на территории России террористические организации, наносящие наибольший ущерб безопасности Российской Федерации. Это: "Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа" (Чеченская Республика, руководитель известный террорист Ш.Басаев); "Аль-Каида"(руководитель Усама бен Ладан); "Конгресс народов Ичкерии и Дагестана" (Чеченская Республика, руководители Ш.Басаев и М.Удугов); "Асбат аль-Ансар" (Ливан); "Священная война" ("Аль-Джихад", Египет); "Исламская группа" "Аль-Гамаа аль-Исламия, Египет); "Братья -мусульмане" ("Аль-Ихван аль Муслимун", международная); Партия исламского освобождения" ("Хизб ут-Тахрир аль Ислами", международная); "Лашкар-И-Тайба" (Пакистан); "Исламская группа" ("Джамаат-и-Ислами", Пакистан); "Движение Талибан" (Афганистан); "Исламская партия Туркестана) (бывшее Исламское движение Узбекистана); "Общество социальных реформ" (Джамият ал-Ислах аль Иджтимаи", Кувейт); "Общество возрождения исламского наследия" "Джамият Ихъя ат-Тураз аль-Ислами", Кувейт); "Дом двух святынь" ("Аль -Харамейн", Саудовская Аравия).

Главная причина активизации экстремистского крыла в исламском движении, по мнению большинства исследователей, кроется в негативной реакции традиционалистских обществ, которые представляют собой подавляющее большинство мусульманских стран, на попытки модернизации по западным или социалистическим моделям, в поисках этими обществами своего самобытного, "третьего" пути в современном мире.