Смекни!
smekni.com

по курсу «Отечественная история» (стр. 2 из 2)

Судьбы народных мастеров были неразрывно связаны с судьбой всего народа России. Передовая русская мысль на протяжении всего XIX века искала пути к улучшению народной жизни. Прогрессивные люди России, чтобы приблизиться к народу, пытались понять его стремления и интересы.

В 80-е годы XIX века, в подмосковном имении миллионера С. И. Мамонтова в Абрамцеве была открыта столярная мастерская, с целью внедрить старинное крестьянское искусство резьбы по дереву в быт городской интеллигенции.

С 1884 года в этой мастерской обучали крестьянских мальчиков. С 1885г., в ней художественным руководителем работала художница Е.Д. Поленова, собирательница произведений народного искусства. Для мастерской работали В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, Н.Я. Давыдова, М.Ф. Якунчикова. Воспитательная и педагогическая деятельность Абрамцевских мастерских являлась своеобразной системой, где этнопедагогика освящала воспитание профессионального с широким художественным кругозором ремесленника.

Профессиональные художники, члены Абрамцевского кружка, раскрывая красоту окружающей природы, открывали детям мир удивительной гармонии. Настойчивое обращение к народному быту, знакомство с красивой традиционной утварью - резным и расписным деревом, вышивкой, ткачеством, гончарными изделиями - заставляли учеников по-новому смотреть и на собственный сельский дом, и на свое повседневное окружение. Так создавалась положительная эмоционально-психологическая атмосфера интереса и любви к народному искусству. Для каждой задуманной вещи приучали делать проект, в котором учитывалось её назначение, определялись тонкости конструктивного решения. Декоративное оформление всегда обладало самоценностью, так как его изменение могло кардинально изменить образ предмета.

Высокую планку требований к квалифицированному резчику мальчики преодолевали на практических занятиях. Особенно ценилось мастерство исполнения, когда каждая часть украшенного резьбой предмета, даже не видимая сразу, должна быть чисто сработанной. Базовый уровень профессиональной грамотности в атмосфере благожелательной требовательности был достигнут относительно быстро. Ученики стали делать, как взрослые настоящие вещи. Здесь формировалось их мировоззрение художника-мастера.

Резьба по дереву всегда сопутствовала русской деревянной архитектуре и получила наибольшее распространение там, где были соответствующие условия. Развитию способствовала простота обработки и доступность материала, наличие умелых мастеров, богатые традиции. Особенно знаменитыми были резчики русского Севера, Урала, Сибири, Поволжья, Костромской, Владимирской и некоторых других губерний. Истоки возникновения резьбы по дереву прослеживаются с древнейших времен, когда изображения небесных светил, зверей и птиц носили культовый характер

Талант русского народа, присущие ему чувства прекрасного и гармонии позволили создать глубоко самобытные произведения, способствовали подъему и расцвету высокого искусства народной архитектуры и домовой резьбы.

Аналогичные попытки оказать помощь народным художественным промыслам предпринимались и другими благотворителями и меценатами. Мастерские, подобные абрамцевской, появились в Талашкине, Соломинках и других местах. Но в изделиях этих мастерских эклектизм и влияние модернизма были выражены еще сильнее.

Поддержать художественные промыслы, оградить кустаря от эксплуатации скупщика неоднократно пытались губернские земства. С этой целью Московским губернским земством в 1885 году был открыт Кустарный музей, который должен был знакомить публику с кустарными изделиями, содействовать их сбыту, пропагандировать прогрессивные методы труда, усовершенствование технологии, новые орудия производства.

Однако все попытки облегчить положение кустаря, защитить народные промыслы от чужеродных влияний, вторжения в них чуждых народу «пошибов» и мещанских вкусов были обречены на провал. Слишком незначительны были все земские мероприятия по сравнению с огромным размахом деятельности кустарной России, подверженной законам капиталистического развития.

Великая Октябрьская социалистическая революция принесла много нового в народные промыслы. Сразу же после ее победы кооперация кустарей становится массовым явлением. Многие ремесленники, желая освободиться от власти скупщиков, объединяются в промысловые артели.

Возрождение народных промыслов

Большую работу по возрождению, подъему и развитию художественных промыслов проводил в 20-е годы уже известный Кустарный музей.

В 1925 году на Парижской выставке возрожденное искусство народных художественных промыслов получило всемирное признание. Многие мастера и мастерицы хохломской росписи, вологодского кружевоплетения, богородской резьбы по дереву, палехской лаковой миниатюры получили высокие награды. К началу 30-х годов большинство кустарей были кооперированы в артели. В это время изменилось назначение народных промыслов. Они стали частью советского декоративного искусства. Художественная сторона их изделий стала основной, оттеснив на второй план функции практические и утилитарные.

В 1932 году на базе Кустарного музея был создан Научно- исследовательский институт художественной промышленности, призванный изучать народное искусство и оказывать практическую помощь народным художественным промыслам.

Великая Отечественная война, нарушившая мирный труд, не могла не отразиться и на развитии художественных промыслов. В своих произведениях в годы Великой Отечественной войны народные мастера стремились откликнуться на волновавшие всех события. В первые годы послевоенного периода артели художественных промыслов восстанавливают свои творческие силы, воспитывают новые, молодые кадры мастеров и художников.

В 1960 году решением правительства, в связи с ликвидацией промысловой кооперации, художественные артели были преобразованы в фабрики и комбинаты, которые существуют и развиваются и в наши дни.

В целях сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики, для защиты их интересов в федеральных и региональных органах власти в 1990 году по инициативе ряда предприятий была создана Ассоциация «Народные художественные промыслы России».

В настоящее время Ассоциация объединяет около 250 организаций промыслов, расположенных в 64 регионах Российской Федерации. Среди них всемирно известные центры народного искусства, выпускающие изделия с хохломской и городецкой росписью по дереву, гжельский фарфор, ростовскую финифть, вологодское и елецкое кружево, богородскую и беломорскую резьбу по дереву, кубачинские ювелирные украшения, холмогорскую и тобольскую резную кость, жостовские и нижнетагильские расписные подносы, скопинскую и псковскую керамику, торжокское золотное шитье, кисловодский фарфор, оружие златоустовских и тульских мастеров, художественное ткачество и вышивку различных регионов России.

Россия - одна из немногих стран, сумевших достаточно полно сохранить исторические традиции и стилевые особенности развития народных художественных промыслов

Заключение

В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа. Оно неоднородно и сегодня. Его произведения разнообразны: от маленькой брошки, сувенирной фигурки- игрушки, до громадных ковров, крупных кружевных панно, многопредметных подарочных комплектов посуды, мебели, уникальных сложных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье-маше, искусной ажурной резьбы по кости и т.д. И всюду привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершенность композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими приемами мастерства, в которых соединяется и верный глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные традиции.

Список используемой литературы:

1. Тангибердиева З. И., Варваров В. М. , Художественные промыслы РСФСР, М., 1959

2. Т Разина, Художественные промыслы Подмосковья, М., 1982

3. Федеральный закон № 7 «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999

4. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М., Высш. Школа, 1992.

5. Андреева О., Бежина И., Комодные игрушки для любования, Народное творчество. - 2000. - №2.

6. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. - М., Знание, 1984.