Смекни!
smekni.com

История Ребольского погоста (XVI век – 1922 год) (стр. 7 из 35)

Карельских родовых имен среди этих землевладетелей немного.

Это может говорить не только о существовании практики замены родовых фамилий фамилиями от имени первого христианского предка, но в большей мере свидетельствует о процессе выживания русскими помещиками помещиков или своеземцев карело своих территорий. Эта практика известна и была апробирована давно.

Именно этим в значительной мере можно объяснить второй этап переселения карел (в основном, вероятно, своеземцев, и довольно большого числа крестьян) на земли Беломорья в Лопские погосты.

Не исключено, что до начала проникновения русских помещиков в Корельскую землю, количество своеземческих семей могло исчисляться сотнями (вероятно, что чернокунцы Олонецкого перешейка могли иметь какое-то отношение к своеземцам перешейка. Чьи корни напрямую связаны с карельской родовой знатью).

На первом этапе этого движения на Север господствовали два фактора этого движения – аграрное перенаселение погостов Карельского перешейка и стремление карельской племенной знати к захвату новых земель, в более поздний период – освоение русскими помещиками территорий Корельского уезда.

Также одной из причин расселения выходцев с перешейка на Север была первоначально, экспансия на промысловые территории Севера. И это было не случайным.

Промысловые задатки карельских своеземцев и крестьян были сформированы столетиями участия в международной транзитной и интеррегиональной торговле. В пользу этого утверждения можно привести конкретные археологические данные.

По утверждению историка А А. Сакса, конец эпохи викингов (IX-X века) – это не только время начала формирования структуры местного земледельческого населения в Приладожской Карелии, но и время активного зарытия кладов, свидетельствующих об участии определенной части населения данной территории в интенсивной торговой деятельности около 1000 года.

Этот тезис об «интенсивной торговой деятельности в XI веке» весьма дорого стоит. Далее Сакса локализует торговые центры Корельской земли, где были найдены клады – это места Раут, Хейнийоки, Куркийоки, Корела и Выборг.

В состав кладов входили как куфические монеты, так и западноевропейские, подавляющее большинство которых чеканилось в области Фризия, что служит основанием для утверждения наличия прямых связей между Приладожской Карелией и Фризией [57].

Устойчивая и столетиями вышколенная торговая практика населения Корельской земли должна была зиждиться на целом слое высокопрофессиональных торговцев, которые из поколения в поколение передавали умения, навыки, сноровку. Капиталы .

Базой для этого слоя могли быть как карелы-своеземцы, так и крестьяне.

Именно в значительной мере этим торговым уклоном населения Приладожской Карелии была обусловлена широкая экспансия карелов на северные территории- сюда они переселялись в связи с новыми перспективами общими условиями государственной политикой по освоению новых земель и их закреплению за Россией.

Вполне обоснованным было бы выдвинуть в таком случае тезис о том. Что именно эта устойчивая предпринимательская традиция, заложенная в крови части карельского населения перешейка веками торговли, эмигрировав на новые территории, дала начало и ребольской купеческой артели, и слою промышленников Карельского Поморья, в формировании которого принимали участие как русские поморы (потомки новгородцев), так и выходцы с перешейка.

Это позволяет приписывать традиции ребольского купечества едва ли не тысячелетнюю историю, так или иначе. Но этот тезис интересен и заслуживает определенных интересов по

Первый этап освоения Ребольского погоста проходил в период с 1509 по 1575 годы. К 1509 году относятся первые сведения о проникновении сюда карел. В ……. Книге Карельской половины Водской пятины Ф.В. Калитина 1571 года дана ссылка: «Лета ………дьяки Александр Обрезок и Иван Сумарок в Задней Кореле, на Волошской наволок в Лексо-озеро: Олиска да Куземку 7 луков в деревне Реболы в ……ском погосте»[58] [2.11, с.4]. Это первое, дошедшее до нас свидетельство о существовании населенного пункта под названием Реболы. Это свидетельство можно трактовать не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. А.Ю. Жуков трактует его однозначно, утверждая, что «…итак, в 1509/1510 г.г. новгородские дьяки, распоряжавшиеся от имени великого князя его государственными и черносошными угодьями, пригласили на пустоши места в Лексозеро 7 семей (понятие «лук» соответствует семье»), заключив с ними «ряд» (договор) на сельскохозяйственное освоение данной территории. Основанная переселенцами деревня Реболы и стала ядром складывающейся Ребольской волости» [59][2.11, с.4-5].

Несмотря на кажущуюся простоту, данная трактовка не единственно верная. С другой стороны можно придти к выводу, что деревня Реболы вовсе не была основана Олиской и Куземкой, а существовала уже до их прихода и имела то же название. С этой точки зрения, некие крестьяне Олиска и Куземка оказались лишними в своей общине, и во главе семи семей (вероятно, все эти семьи были родственными, ибо в те времена переселения на новые земли, на освоение которых требовалась постоянная и коллективная работа, происходило целыми родами). Крестьяне пришли в существовавшую к тому времени деревню Реболы, где и поселились. Из самого текста и следует, что Реболы не возникли к 1509/1510 г.г., а уже существовали как деревня.

К сожалению, источник не позволяет ответить на вопрос, кто проживал в деревне до прихода первых карел. Единственный вывод, который можно сделать, состоит в том, что деревня Реболы является самым старинным из населенных пунктов на территории общины, и основателей первой карельской общины, проживавшей в Реболах, звали Олиска и Куземка (Олиска – это сокращение, вероятней всего, к имени Елисей, либо к именам Александр, Алексей. Куземка – это сокращение к имени Кузьма).

Второе по времени упоминание Ребол относится к 1511/1512 г.г., когда в Ребольскую волость пришла жить «на черном лесу ……….луков ……. не великого князя 8 сох». Данное сообщение можно трактовать более однозначно, а именно так, что в 1511/12 г.г. из-за границы, со шведской стороны, в Ребольскую волость переселилась ……. община в 24 семьи. А незадолго до этого, в 1510 году, в Новгороде было заключено перемирие со Швецией, по условиям которого Россия отказывалась от претензий на земли старинных западно-карельских погостов, уступленных Новгородом Швеции еще в 1323 году[60] .

Вероятнее всего, эта крестьянская община поселилась на берегах Тулосозера, Колвасозера и недалеко от них – в Лендерах. Именно в период с 1512 по 1559 годы появились поселения Тулосозеро и Колвасозеро.

А.Ю. Жуков отмечает, что сочетание внутриполитических, внешне- и военно-политических факторов сыграло существенную роль в организации Ребольской волости. Правительство было крайне заинтересовано в заселении необжитых территорий в целях извлечения дополнительных налоговых поступлений. Однако, на первых порах, для того чтобы хозяйства первопоселенцев окрепли, им предоставлялись значительные налоговые льготы, и в 1571 году Реболы являлись «слободой» – поселением, чьи жители освобождались от ряда податей. Ребольская волость была стратегически важна, так как граничила на северо-западе со шведским оплотом, на севере Финляндии – областью……. Правительство надеялось, как можно плотнее заселить этот район, так как военный потенциал базировался в большей степени на людских и экономических возможностях пограничных территорий[61] .

Заселение происходило в основном за счет карел, которые шли на север от малоземелья, а также бежавших из Финляндии, где к тому времени стали усиливаться гонения на православных.

Финский исследователь Матти Пёлля приводит третье по времени свидетельство о Ребольском погосте: «Самые ранние упоминания об оседлых, с постоянным населением поселениях в Реболах содержатся у …..кого карела Nuosia Rydzin под 1555 годом. В это время время шведские власти стали выяснять внутренние водные пути между ……. и Белым морем. Nuosia Rydz перечислил по этому водному пути группу поселений, среди которых четыре располагались в Реболах (Ребольский погост). Реболы были сожжены шведами, а в Роуккуле проживало примерно 150 крестьян. Также было сообщено, что в Тулосозерском поселении проживало 60, а в Колвасозерском – 50 крестьян» [2.1, с.18] (при этом Пёлля ссылается на работы Гротенфельда, 1894, с.160, Самоквасова 1904,с.381).

Если верить Матти Пёлля, то в период между 1512 и 1555 годами деревня Реболы была сожжена. При этом самым большим поселением становится Роуккула, а общее население погоста составляет 260 крестьян. Сам Пёлля признает, что «Nuosia Rydz сообщает о численности населения несколько преувеличенно»[62].