Смекни!
smekni.com

Имя Иван в языковом сознании русских людей (стр. 3 из 6)

Поклонником простонародных забав был царь Иван Васильевич Грозный. Например, в 1571 г., по его поручению, приезжал в Новгород некий Суббота Осетр, который собирал по всей новгородской земле весёлых людей – скоморохов и медведей и на нескольких подводах подвозил их в Москву, чтобы позабавить царя. А без сказок и небылиц царь даже не мог засыпать. «Не с этих ли пор “бахари” (так раньше называли сказочников), желая ему угодить, просто закрепили за главным героем сказок имя Иван» [12. С. 17]? Иван Грозный правил на престоле в общей сложности 51 год, а его дед, тоже Иван – 43 года. Да и среди крестьян имя Иван несколько столетий было самым распространенным: каждый четвёртый мужчина был Иваном.

Вывод. Это имя далеко не так однозначно, как может показаться, слишком много прошло по Руси Иванов и даже в сказках он бывает совершенно разным. Похоже, что русский народ решил вложить в это имя все свое представление о себе самом, со всеми противоречиями, исканиями и мечтами.

3.2. Пословицы и поговорки.

Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями. Народные поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое- либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Однако поговорка не просто определяет явление, а дает ему выразительную эмоциональную оценку. Интересно было анализировать, как выражалось отношение к имени Иван в пословицах и поговорках.

Крестил поп Иваном, да прозвали люди болваном.

Всякий черт Иван Иванович.

Иван плох и в чаях (иван-чай, копорский чай).

Нет имен супротив Иван (мн. ч.); нет икон супротив Никол.

На Ваньке далеко не уедешь (извозчики в Питере).

Иван Марье не товарищ. Иван Марье обычный друг.

Емеля дурачок. Иванушка дурачок. Мотря дура.

В трех братьях дураки — Иванушки, а одиночные — Емели да Афони.

Филимон Иванович и Марья Ивановна (филин и сова).

Ванька, встань-ка; Семка, пойдем-ка; да ступай и ты, Исай!

В лицо человек сам себя не признает, а имя свое знает.
С именем Иван, без имени — болван.
Без имени ребенок — чертенок.

Был Иван, а стал болван, а все винцо виновато.

Иван в дуду играет, а Марья вести сказывает.

Пока не знали - Иваном звали, а узнали - болваном нарекли.

Нет воров супротив Романов, нет пьяниц супротив Иванов.[6. С. 442-446]

О значении имени для ребёнка говорят такие пословицы: «Без имени ребенок — чертенок», «С именем Иван, без имени — болван», «Сын не родился, а уж ему имя дали». Распространённость этого имени подчёркивается в пословице «Иванов, как грибов поганых». В основном же слышится ироничное отношение:

«Всякий черт Иван Иванович», «Иван в дуду играет, а Марья вести сказывает».

Вывод. Употребление имени Иван в пословицах и поговорках говорит о популярности этого имени на Руси и неоднозначности его восприятия. В любом собрании русских пословиц мы обнаружим несколько десятков с этим именем, в том числе и таких, в которых представлена народная рефлексия по поводу частотности и значимости имени: Иванов как грибов поганых; Нет имен супротив Иван (мн.ч.); нет икон супротив Никол.

3.3. Частушки.

Народные частушки – небольшие лирические песни, обычно имеющие форму четырёхстрочного рифмованного куплета. Частушки – поздний жанр по времени своего происхождения. Первые упоминания о частушках относятся к 60-м годам XIX века.

Очень часто встречается имя Иван и в частушках, которые исполнялись часто на посиделках.

- Баяниста Ваню я давно приметила,
Играет он старательно, моргает завлекательно!

- Ваня нам загадки гнул, а теперь, поди, заснул.
Проспись, протри глазеночки, посмотри, каки девчоночки!

- Делай, Ванька, забастовку, бей у матери горшки!
Не варила чтоб картошки, не пекла чтоб пирожки!

- С роду я не пудрилась, сроду не румянилась.
Я не знаю, почему Ванечке понравилась!

- Милый. Ваня, не сердись, не стучи ногами.
Я мальчишек не люблю с рыжими кудрями!

- У моего Ванечки три рубахи красненьки:
В одной ходит, в другой спит, третья в комнате висит![18. Интернет: http://www.mpsf.org/virtual/Mast4/content.htm)]

3.4. Колыбельные песни.

Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло от глагола ваять, баять – «говорить». Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. «Дремушка - дрема, отойди ты от меня!» - говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали дрему к малышу:

Сон да дрема,
Приди к Ване в голова,
Сон да дрема,
Накатись на глаза.

Со временем колыбельные песни утратили обрядный и заговорно-заклинательный характер.

Ваня будет спать,
Котик Ваню качать.

Вывод. Использование имени Иван в жанре частушек тоже говорит о популярности и распространённости этого имени.

3.5. Колядки. Обряды.

В XIX веке очень большое значение придавалось такой забаве, которая некогда была обрядовым действием. Забава эта была исконно русская (великорусская) – колядование. Но именно в тот период оно превратилось в веселый обычай, игру, которая исполнялась в основном детьми. Да и взрослые были не прочь позабавиться, ведь русские колядки состоят не только из поздравления, величания, но и требования подарка. А кто не любит их получать? «Преимущественно колядующие ходили по дворам и под окнами домов распевали свои колядки, называя хозяина чаще всего Иваном (они же не знали его настоящего имени):

А Иванов двор Ни близко, ни далеко – На семи столбах… Светел месяц – То хозяин во дому, Красно солнышко – То хозяюшка, Часты звездочки – Малы деточки»[10. С. 19]. После величания следовало требование подарка, разумеется, в шуточной форме

Известны также и обрядовые действия с иванушкой и марьюшкой: Овес жали – последний сноп завяжут – ваньку, а к ваньке маньку сделают – веничек из бересты (Кир, Васильево); Иванушку сожнем, пояском аленьким подвяжем, в избу несем. Веток березовых наломам в избе подмести – этта марьюшка. Потом ей платочек этакой детишки ладили да с иванушкой в угол ставили, стояли они, как парень с девкой (Бел, Каргулино); Последнюю горсть овса завьют, наверх крестик из овса: это иванушка; из ольхи веничек сделают – ето марьюшка. Марьюшкой обметают все да приговаривают:

Коню – голова,
А Илье – борода,
Кыште, мухи, вон,
Теперь Иванушка в дом,
Хозяину – сила,
Нарядчику – кила,
Ваша очередь отошла,
А наша подошла.
Иванушку и марьюшку в угол ставили до Покрова, в Покров скотину закармливают,

по горстке дают (Кир, Никольское); Принесут ванюшку и машутку домой, машуткой все обметают и приговаривают:

Все мухи долой,
Пришел хозяин домой.
Ванюшка до Покрова и стоит, скотине скормят (Кир, Пестерево); Последнюю горсть

в полосе оставляли на иванушка, а к нему веничек из березы делали – марьюшку. Месяц они в избе стоят (Кир, Домниково); Последний сноп на ваньку дожинали, потом этого ваньку в дом вносили, все серпы в него втыкали (Бел, Задняя); Иванушка свяжут, а потом девки колоски из него таскали, гадали о женихе (Бел, Чикиево); Манька – веник березовый, всё дома им опахивали, пыль снимали (Бел, Орлово) [20]

Вывод. Малые жанры фольклора тоже доказывают, что имя Иван - самое «русское» из всех имен, почти нарицательное — именно так его интуитивно воспринимает большинство людей — и не только на пространстве русской культуры. В имени Иван выделяются разнообразные показатели, но основные, присущие именно Ивану, — это «хороший» и «простой».

4. Книга Памяти. Томская область.

Мы решили исследовать, насколько имя Иван являлось распространённым среди защитников Отечества, соответствуя символу русского человека, сколько Иванов из Томской области и Кожевниковского района занесено в Книгу памяти.

Для анализа мы взяли I том, начиная с буквы А.

Жителей Томской области, отдавших жизнь за своё Отечество( На букву А), – 210 человек. ( Приложение 1)

Из них 20 воинов из Кожевниковского района [6. С. 3-21].


1. Ажгихин Иван Алексеевич..

2. Алексеев Иван Кузьмич.

3. Алтухов Иван Леонтьевич

4. Ананьев Иван Иванович

5. Андреев Иван Олегович

6. Андреев Иван Александрович

7. Андреев Иван Алексеевич

8. Андреев Иван Григорьевич

9. Андреев Иван Иванович

10. Андреев Иван Павлович

11. Аникин Иван Андрианович

12. Аникин Иван Антонович

13. Аникин Иван Васильевич

14. Аникин Иван Николаевич

15. Аникин Иван Павлович

16. Аникин Иван Фёдорович

17. Анохин Иван Ефремович

18.Анушев Иван Сергеевич

19.Артемов Иван Кондратьевич.

20. Астраханцев Иван Ананьевич.


А всего защитников с фамилией на букву А – 2001 человек.

Таким образом, около 12% защитники из Томской области и Кожевниковского района носили гордое русское имя Иван. А 10 % их них ещё имели и отчество Иванович, что тоже символично. 11 % - от числа защитников Томской области – кожевниковацы.

Также решили проанализировать, насколько часто встречается это имя среди других имён на произвольно выбранную букву. Вот что у нас получилось: из 28 человек с именем Иван – 6, что составляет 21% от остальных имён.


Терёхин Иван Семёнович

Терехов Иван Афанасьевич

Тимофеев Иван Петрович

Титков Иван Павлович

Трифонов Иван Уварович

Тюлюпаев Иван Филиппович

Остальные имена:

Дмитрий – 2, Тимофей – 2, Петр – 4, Афанасий – 1, Василий – 2, Григорий – 2, Семён – 2, Алексей – 3, Яков – 1, Демьян – 1, Тимофей – 2, Николай – 1,