Смекни!
smekni.com

Методические указания по курсу “Философия” Новосибирск сгга (стр. 1 из 7)

Министерство образования Российской Федерации

Сибирская государственная геодезическая академия

Методические указания по курсу “Философия”

Новосибирск СГГА

Методические указания, философский практикум, тематика контрольных работ адресованы студентам заочного отделения всех специальностей академии. Широкий диапазон основной, дополнительной и специальной литературы предоставляет студенту возможность мобильного и поливариантного выбора необходимых для написания контрольной работы источников. Вопросы, подготовленные для философского практикума, охватывают все темы курса и направлены на активизацию мышления студентов, способствуют формированию и развитию умения творчески мыслить, самостоятельно решать поставленные философские задачи. По курсу “Философия” студенты заочного отделения выполняют одну контрольную работу и представляют ее до сессии в соответствии с графиком деканата. Контрольные работы защищаются в период экзаменационной сессии (заочная форма обучения) или до нее (дневная форма обучения). Если при написании работы возникнут какие-либо вопросы, следует обращаться к преподавателям кафедры за устными или письменными (для иногородних студентов) консультациями.

К выполнению контрольной работы надо приступать после чтения учебников, философского энциклопедического словаря, соответствующих журнальных статей, монографий и произведений философов, т. е. использовать не только учебную, но и дополнительную литературу. Контрольная работа оценивается двумя способами – “к защите” и “не зачтено”. В тех случаях, когда работа не зачтена, студент пишет новую контрольную работу по той же теме. К новой работе необходимо приложить рецензию на не зачтенную работу, а так же саму эту работу. Оценка “к защите” означает, что в работе в основном, верно раскрываются все вопросы темы, соблюдены сроки представления контрольной работы и правила ее оформления. Защитить письменную работу - это значит раскрыть все представленные вопросы, а так же ответить на вопросы, задаваемые преподавателем или изложенные им в рецензии. Предлагается два вида контрольных работ (студент выполняет любой вид контрольной работы на выбор):

1) Философский практикум (решение задач и упражнений) – Раздел I

2) Анализ философских проблем (их изложение в реферативной форме) –аздел II.

Раздел I. Философский практикум

Методические указания

Первый вид контрольных работ включает решение нескольких задач, упражнений, проблемных ситуаций, подобранных с учетом знания всего философского курса. Комплекс вопросов охватывает не один – два, а несколько разделов философского знания. В процессе решения задач студент приобретает необходимый практический опыт в оперировании философскими знаниями, вырабатывает умение самостоятельно анализировать проблемы. Задачи не повторяют учебник, а углубляют его. Формулировка задач и вопросов рассчитана не на поиск готового ответа в учебнике или справочно-энциклопедической литературе, а на понимание и творческое решение философской проблемы. При выполнении этого вида контрольной работы студент должен обозначить номер своего задания, номер вопроса и последовательно ответить на каждый вопрос. Перед выполнением контрольной работы нужно обязательно прочитать соответствующие разделы, главы учебника, философские произведения, выдержки из хрестоматии, дополнительную литературу и т.п., чтобы ответ был обстоятельным, полным, неодносложным. Список литературы, необходимой для написания работы, представлен во втором разделе методических указаний, содержащем широкий диапазон учебных и научных трудов по основным темам. Номер задания соответствует последней цифре шифра. Так, например, если Ваш шифр П-99234, то Ваше задание – 4. Если шифр П –99250, то Ваше задание –10.

Правила оформления работы:

Студент выписывает номер задания, полную формулировку вопросов и последовательно отвечает на каждый их них, например:

Задание №13

1. Определить, к каким философским направлениям относятся приведенные ниже суждения о пространстве и времени.

1)Пространство и время – это формы бытия мирового разума.

2)Пространство и время – это объективные формы существования материи.

3)Пространство и время – это формы нашего восприятия.

4)Пространство и время – независимые от материи субстанции.

Ответ: 1) Объективный идеализм. 2) Диалектический материализм. 3) Сенсуа- лизм (субъективный идеализм). 4) Метафизический материализм.

2. В каком из вариантов схем наиболее правильно передано соотношение философии и религии? Обоснуйте Ваш выбор.

а) б) в) г) д)

Ответ: Схема в). Философия и религия – это не сводимые друг к другу способы постижения реальности. Между ними существуют принципиальные различия. Так, они отличаются по формам отражения мира. Религия иррациональна и опирается на веру. Философия рациональна и апеллирует к разуму. Но у них есть общие мировоззренческие функции. Философия не ограничивается решением познавательных задач. Она, как и религия, направлена на духовную ориентацию человека в мире, обращаясь к проблемам человеческих ценностей. Их общее назначение – формирование мировоззренческих установок, включающих нормы, идеалы, тревоги, надежды, поиски смысла жизни и нравственные искания человека.

3. Как связаны любовь и истина, по В.С. Соловьеву? (См.: Соловьев В.С. Смысл любви // Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х томах. М., 1988. Т.2.).

Ответ: Человеку, в отличие от животных, дана возможность познавать истину, поскольку он обладает способностью охватывать сознанием «всеединство». Человеческий ум – это не только «орган личной жизни», но и «вспоминания и гадания для всего человечества и даже для всей природы». Истина как знание о всеединстве изначально заложена в сознании человека и осуществляется в истории «с сознательною преемственностью». Человек выходит за пределы своей животной природы «в своих духовных порождениях – религии и науке, нравственности и художестве…». Способность «познавать и осуществлять истину» присуща каждой человеческой индивидуальности. Но одного теоретического сознания истины не достаточно, нужно «быть в истине». В эгоизме человек отделяет себя от всего – природы и общества. Это обособление подобно гибели животного как родового существа, не обладающего сознанием истины (связи с целым). Человека из ложного самоутверждения выводит любовь. «Любовь как действительное упразднение эгоизма есть действительное оправдание и спасение индивидуальности». В этом смысле у Соловьева любовь есть истина. (Использовалось издание: В.С.Соловьев. Смысл любви // В.С.Соловьев. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. С. 109-113).

И так до конца работы.

Задание №1

1. В каком из вариантов схем наиболее правильно передано соотношение философии и мировоззрения? Обоснуйте Ваш выбор.

а) б) в) г) д)

2. В чем заключается принципиальное отличие философского мировоззрения от религиозного?