Смекни!
smekni.com

Избирательные споры. Понятие и классификация (стр. 5 из 6)

Однако, возможность обращения решения по избирательному спору к немедленному исполнению может быть поставлена под сомнение. В первую очередь потому, что неочевидным является сама применимость статьи 212 ГПК, описывающий процедуру обращения к немедленному исполнению, в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений. В этих делах отсутствует истец в том смысле, котором это понятие определено ст.ст.34 и 38 ГПК РФ. В соответствии со ст.247 ГПК РФ избирательные споры рассматриваются на основании заявления заинтересованного лица, которое, вообще говоря (в соответствии со ст.34 ГПК), не является истцом.

Если суд обратил решение к немедленному исполнению, то это не означает, что оно не может быть обжаловано в кассационном порядке. В соответствии с новым ГПК кассационная инстанция обязана рассмотреть кассационную жалобу по делам о защите избирательных прав в течение пяти дней со дня ее поступления (п.3 ст.348 ГПК). Почему при этом ничего не говорится о том, что кассационную жалобу имеет смысл рассматривать не позднее дня голосования (если речь идет об отмене регистрации, то участковые комиссии к дню голосования должны знать окончательное решение) остается загадкой. На практике, затягивание, а иногда и нарушение сроков приема и рассмотрения жалоб по избирательным спорам может значительно влиять на ход избирательной кампании.

Наконец, стоит отметить еще одно нововведение ГПК, которое не позволяет подавать надзорную жалобу на решение суда субъекта Федерации в Верховный суд РФ. Теперь, если речь идет о выборах в законодательные региональные органы власти или в органы местного самоуправления, апеллировать к судам федерального уровня стало практически невозможно. Конституционно закрепленные права избирать и быть избранным в органы местной власти оказались гарантированы только "региональной" правоохранительной системой.


3 Практика разрешения избирательных споров в Ростовской области

.В ходе избирательной кампании по выборам депутатов Законодательного Собрания Ростовской области районными и городскими судами области рассмотрено более 30 дел, связанных с обжалованием действий (бездействия) избирательных комиссий. При этом значительную часть споров (примерно четверть) составили дела по жалобам на решения окружных избирательных комиссий об отказе регистрировать в качестве кандидата в депутаты. В большинстве случаев суды признавали решения комиссий соответствующими требованиям законодательства о выборах и отказывали в удовлетворении жалоб. В общем виде процедура сбора подписей и проверки подписных листов урегулирована ст. ст. 31-32 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме Российской Федерации". При этом установлено, что избиратель, ставя подпись на подписном листе, собственноручно указывает в нем данные о себе (фамилия, имя, отчество полностью, адрес места жительства, год рождения, серия и номер паспорта, дата внесения подписи). Указание на необходимость собственноручного внесения избирателем данных о себе - новелла в этом законе. Это правило - следствие учета опыта предыдущих избирательных кампаний, в том числе и федеральных, в ходе которых нередко фиксировались случаи фальсификации подписей. Основную сложность при разрешении таких дел составляет именно применение норм, устанавливающих критерии проверки подписей избирателей.

Анализ практики применения этих норм избирательными комиссиями и судами показал, что сами критерии проверки подписных листов недостаточно четко сформулированы. Так, ст. 22 областного закона "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ростовской области" устанавливает, что все подписные листы вначале проверяются на предмет соответствия требованиям этого закона; при этом недействительными признаются подписи избирателей без собственноручного внесения всех требуемых данных. Между тем законом не определен порядок установления не собственноручного внесения избирателем данных о себе. Подписи для проверки отбираются по жребию, поэтому контроль за собственноручным внесением избирателями данных о себе осуществляется до проверки достоверности самих подписей. На практике члены избирательных комиссий определяют это визуальным просмотром, с чем не всегда соглашается суд. В некоторых случаях комиссии используют в работе специалистов - почерковедов, что представляется более правильным и объективным. Однако это не исключает самого вопроса о нормативном регулировании этого вполне практического вопроса либо законодательно, либо путем принятия соответствующими избирательными комиссиями разъяснения (положения) в соответствии с их полномочиями.

При разрешении данной категории дел часто возникает проблема сроков рассмотрения дела судом (с точки зрения сроков избирательной кампании). Как правило, спор в связи с отказом в регистрации возникает непосредственно перед тем, когда наступает время печатать избирательные бюллетени, а решение суда выносится до дня выборов. В кассационном порядке такие дела нередко рассматриваются после выборов. В случае отказа в удовлетворении кассационной жалобы правильность действий избирательной комиссии, отказавшей в регистрации, проверяется по существу по окончании избирательной кампании. Так, решением Ростовского областного суда от 11 сентября 1996 г. отказано в удовлетворении жалобы В. Ивченко на действия областной избирательной комиссии в связи с отказом в принятии документов для регистрации заявителя кандидатом на должность губернатора области. В кассационном порядке дело рассматривалось Верховным Судом РФ 21 октября 1996 г. (решение областного суда оставлено без изменения), голосование по выборам губернатора области проводилось 29 сентября 1996 г. Аналогичные случаи в практике судов области были при проведении муниципальных выборов в Ростовской области в 1996-1997 гг.

В качестве позитивного примера оперативного разрешения таких споров можно привести дело по жалобе Н. Высочина на решение избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа No. 44 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты. Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16 марта 1998 г. жалоба была удовлетворена, окружная избирательная комиссия обязана зарегистрировать заявителя в качестве кандидата. Определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 23 марта 1998 г. решение суда первой инстанции отменено в связи с неправильным применением норм материального права, регулирующих порядок проверки подписных листов. Кассационной инстанцией вынесено новое решение об отказе Высочину в удовлетворении жалобы.

Практически в ходе каждой избирательной кампании возникают споры об отмене регистрации кандидата. Основания для отмены регистрации сформулированы в п. 1 ст. 64 указанного Федерального закона. Наличие подобных дел во многом обусловлено недостаточно высокой правовой культурой участников избирательного процесса, а также недостаточно жесткой позицией избирательных комиссий при выявлении нарушений закона.

В качестве примера можно привести дело по иску Ю. Пономарева к Г. Рябову, к окружной избирательной комиссии Новочеркасского одномандатного избирательного округа No. 34 об отмене решения этой комиссии о регистрации Рябова кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ростовской области. Истец и Рябов были зарегистрированы кандидатами в депутаты Законодательного Собрания по 34-му одномандатному избирательному округу. Ответчик выпустил агитационный печатный материал, который, по мнению истца, не соответствовал требованиям законодательства о выборах, поэтому Пономарев просил суд отменить регистрацию Рябова в качестве кандидата в депутаты.

Судом при рассмотрении дела установлено, что в период предвыборной кампании Рябов оплатил изготовление агитационных печатных материалов - листовок, в которых отражено мнение этого кандидата о деятельности его конкурентов по избирательной кампании, других кандидатов по этому же округу. В тексте листовки, содержащей указание на ее выпуск группой поддержки Рябова, поставлены вопросы ("Кто виноват в развале экономики?", "Кого Вы выбирали президентом?", "Кого Вы выбирали в губернаторы?", "Кто назначает правительство?", "Так кто же виноват в развале экономики?"), на которые оппоненты Рябова дают предполагаемые автором материала ответы. В качестве вывода в листовке указывается, что виноваты те, кто привел к власти действующих президента и губернатора области, т.е. оппоненты Рябова по избирательному округу, в том числе и Пономарев. Эти печатные материалы были распространены на территории избирательного округа для неопределенного круга избирателей. Окружная избирательная комиссия на своем заседании рассмотрела жалобу Пономарева по этому же вопросу и в рамках своих полномочий обязала доверенное лицо Рябова принять меры к изъятию таких листовок, поскольку их содержание является недопустимым. Вместе с тем комиссия не усмотрела оснований для обращения в суд с представлением об отмене регистрации Рябова кандидатом в депутаты.

Принимая решение, суд свои выводы мотивировал тем, что предусмотренные п. 2 ст. 45 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" нарушения Рябовым как кандидатом в депутаты не допущены, содержание листовки не может служить основанием для отмены его регистрации. Факт наличия таких листовок на территории избирательного округа в день выборов 29 сентября 1998 г. не имеет самостоятельного правового значения. Решением Новочеркасского городского суда, оставленным без изменения кассационной инстанцией, Пономареву отказано в удовлетворении его требований.