Смекни!
smekni.com

искусство вышивания у марийцев в прошлом (стр. 2 из 3)

2.2. Цветовая гамма марийской вышивки

Для марийской вышивки характерна определенная цветовая гамма, которая имеет свои специфические особенности. Колорит строится обычно на сочетании четырех основных цветовых соотношений: черного, различных оттенков красного, жёлтого и зеленого. В старой вышивке вместо черного цвета использовали темно-синий. Два ведущих цвета, красный и черный, доминировали, а дополнительные цвета, желтый, зеленый, «оживляли» холст, усиливая зримость общего цветового строя. В целом сдержанный и изысканный колорит способствует целостному художественному восприятию вышивки и говорит о ее высоких качествах.

Разнообразие цвета достигалось сочетанием различных приемов: одни узоры строятся на сочетании контрастных цветов, другие имеют мягкие тональные соотношения цветов. Красный преобладающий цвет украшает основную часть узоров; иногда он отличается повышенной цветовой гаммой путем добавления каймы из красной ткани к орнаментальному рисунку. Черный цвет обычно подчеркивает линии рисунка и, играя роль контура, ещё более усиливает декоративность узора и графичность прямолинейных рисунков.

Традиционная подача цветов с конца XIX века нарушается и изменяется, появляются новые цвета за счет применения анилиновых красителей: синего, голубого, фиолетового, сиреневого, розового различной тональности, начиная от яркого и кончая нежным оттенком.

Многоцветность узоров особенно характерна для поздних горномарийских «шарпанов». Даже сам холст для изготовления подкрашивался в желтый цвет с помощью яичных желтков, пива и соломы.

Растительные красители, которые употребляли при крашении шерсти в прошлом, сейчас не используют. Анилиновые краски стали их вытеснять, и в связи с этим интенсивность цветовой гаммы к нашему времени сельской вышивке постепенно нарастает, колорит ее становится ярким, преобладанием красного цвета слабее

2.3. Техника исполнения вышивки.

В старину все вещи делали в ручную. В качестве ткани чаще всего использовали домотканый холст, который до начало XX века служил основным материалом для вышивки. Помимо этого в качестве декоративной каймы употребляли крашенную шерстяную ткань, позднее в связи с развитием фабричного производства применялся кумач. В некоторых районах вышивка сочеталась с пестрядью и узорным тканьем.

Вышивка обычно выполнялась шерстяными и шелковыми нитками. Шерсть придает всей вышивке рельефность (ковровый характер), а нити шелка своим блеском и переливами в зависимости от цветных эффектов придают общему колориту изделия изысканность и самобытность. Техника исполнения разнообразны. Но основные швы в традиционной вышивке женщинами выполнялись по счету нитей ткани с полотняным переплетением (домотканый холст, лен) без предварительного рисунка. При такой технике очень трудно передавать рисунок с округлыми очертаниями и поэтому она оказало влияние на характер узора. Все элементы узора прямолинейны и геометризированы. Ромбы, квадраты, треугольники образуются ломаными линиями и имеют множество вариантов решения рисунка. Плотная вышивка обычно дополнялась мелкими узорами в виде облегченных как бы прозрачных зубцов веточек, создающих постепенно переход от рисунка к однотонному полю основной ткани.

Орнамент вышивки состоит из геометрических, растительных элементов, геометризированных мотивов зооморфного происхождения.

Из всех видов преобладающим и наиболее развитым является геометрический орнамент. Он состоит из комбинации геометрических фигур и прямоугольных начертаний в виде ромбов, квадратов, углов, прямых полосок, ломанных и кривых линий, крестов, реже кругов, овалов и сложноузорных мотивов. Все эти элементы повторяются довольно часто и в самых различных вариациях. А некоторые из них являются переходными мотивами от принятых за основу. Узор строится из разнообразных вертикальных и горизонтальных рядов геометрических мотивов. Это – прямые полосы, пересеченные прямыми и косыми линиями; кресты, уголки, треугольники, бордюры из зигзагов, наклонных линий, простые гребенчатые мотивы, квадраты с вписанными в них меньшими квадратиками, треугольниками и прямоугольниками; квадраты и ромбы с продленными сторонами; переплетающиеся ромбы; бордюрные композиции из г – образных («роговидных») или крючкообразых мотивов; восьмиконечные розетки с острыми или округленными углами; кресты с загнутыми углами; фигуры в форме латинской буквы – S, образованные как сами по себе, так и просветами фона ткани. Все эти простые и сложные геометрические мотивы как самостоятельно, так в сочетании с другими элементами образуют прямолинейные и криволинейные композиции. Орнаментальность узора проявляется в равномерном заполнении декорируемой плоскости.

Наиболее распространенными являются ромбы с продленными сторонами, перекрещивающиеся ромбы и различные их вариации.

Широко распространенными являются звездчатые узоры. Восьмиконечные узоры использовались в вышивке свадебных платков.

В марийской вышивке излюбленными являются и мотивы зооморфного происхождения: коня, оленя, птиц. Они обычно комбинируются с растительными формами цветов, листьев, небольшой ветки, с мотивом крючка, а также рогов в виде двух прямоугольных противоположных завитков.

Преобладающими сюжеты с предстоящими у древа оленями, конями или просто парные изображения водоплавающих птиц. Особенно широкое распространение они получили в вышивке «сорока» и «нашмак». Орнаментальная трактовка передает самые характерные детали животного – корпус и ветвистые рога.

В каждом орнаментальном рисунке присутствует мотив двух противоположных рогов, причем в самых разнообразных положениях; любимыми являются и одиночные рога («крючки»). Этот мотив получил различные названия: («рога барана»), («рога лося-оленя»). Все эти мотивы имеют размещение в бордюрной вышивке.

Изображение коней представлены в нескольких вариантах: даются кони с всадниками, без всадников, одни конские головки. Изображение конских головок, как противопоставленных, так и следующих в ряд друг за другом, являются также характерными для бордюрных вышивок.

Вышивки с изображениями птиц очень близки и схожи по композиции, но их начертания различны. Символическая трактовка птицы приводила к тому, что вышивальщицы изображали самое главное – туловище птицы, опуская всё остальное. Её изображение мы часто всего находим в вышивке «сорока».

Цветочно-растительные мотивы разнообразны, но их стилистику во многом определил технический прием «косой стежки». Узоры вышивок встречаются в виде различных кустов, составленных из веток и цветов, которые образованны из геометрических фигур.

Известные швы, сохранившиеся в терминологии марийских узоров, такие: «косая стежка», «роспись», «набор», «счетная гладь», «косая счетная гладь». Женщины вышивали в старину по счету нитей ткани, пользуясь только швейкой. «Косой стежкой» вышивали все поле рисунка, а «росписью» обычно обводили контур узора, который имеет форму скобочек, крючков других очертаний.

«Роспись» - это двусторонний шов, рисующий узор линейными стежками, которые идут по лицевой и по изнаночной стороне сплошной непрерывающейся линией. Этот способ исполнения является первоначальным этапом вышивания. Вышивают обычно в два хода.

Техника «счетной глади» сближается с узорами браного тканья и вышивается также по счету нитей ткани, но без контура. Это – двусторонний шов, который выглядит, одинаково как с лицевой, так и изнаночной стороны. Этим швом заполняют как внутреннее поле контурного рисунка, так и самостоятельные узоры.

Следующий шов «набор» напоминает собой узорное тканье. Эту технику исполнения относят к числу старинных швов; она применяется для выполнения узоров шымакшей и свадебных платков. Узор выполняется красными нитками по белому полю холста. Нитка также проходит как при исполнении «счетной глади».

В сельской местности в наши дни преобладает одежда городского типа. Это вполне понятный результат изменений в экономике, быте и культуре марийского народа за годы Советской власти. Но в деревнях все еще сохраняется, хотя и в измененном виде национальный женский костюм. Марийские женщины с любовью украшают свой костюм вышивкой, используя ленты, кружево, тесьму, нашивая их в несколько рядов. Вышивку чаще всего располагают по низу платья, по краю рукава у запястья и по вырезу на груди, по низу и на груди передника. Основные узоры составляются из растительных мотивов. Рисунок обычно строится на движении волнообразного стебля с цветами, листьями, лепестками и веточками; он может представлять собой фризообразную композицию из изображений отдельных цветов, принимать вид ритмично расположенных букетов или редко разбросанных одиночных цветов с листьями. Сложная ручная вышивка часто заменяется тканями. Исчез и традиционный колорит, узоры, заимствованные из различных журналов и альбомов. Молодежь предпочитает вышивать «гладью», «крестом». «Гладь» выполняется по предварительному начертанному рисунку на ткани через копировальную бумагу.

2.4. Характеристика вышивки по этническим признакам

Йошкар-Олинская группа

Основным признаком национального костюма этой группы является головной убор – «сорока». На рубахе нагрудной разрез проходит по середине и богато украшен вышивкой: она идет вдоль всего рукава и заканчивается оформлением запястья. Вышивка также украшает подол рубашки и закрывает почти все швы. Она идет поперек плеча и продолжается на спине, образуя угол. Старая вышивка исполнена шерстяными нитками приглушенных тонов. Основным признаком этой группы является темно-синий или черный контур, который обрисовывает все границы узора в целом.

Моркинская группа

Вместо «сорока» женщины носили «шарпан» и «нашмак», которые также обильно украшались вышивкой. «Шарпан» был принадлежностью замужних женщин и представлял собой длинное и узкое полотенце, вышитое на обоих концах и по двум боковым вертикальным сторонам. «нашмак» был дополнен к «шарпану» и представлял собой узкую вышитую полоску холста. Узор распределялся по всей длине этой полоски в виде повторяющихся мотивов или симметричного рисунка. Особенностью моркинской группы является частое повторение раппортов, в которых один и тот же мотив выполнен сменой двух цветов. Края «шарпанов» с четырех сторон имели кайму из шерсти или специальной тесьмы различных оттенков красного вплоть до бардового цвета. Вышивка на женской рубахе идентична по расположению с йошкар-олинской группой. Специального рассмотрения требует рукавная вышивка. Она представляет широкую продольную композицию вдоль всего рукава и развивается вверх по обе стороны от средней вертикальной линии, по краям она легка, ничем не ограничена. Подобную богатую орнаментацию рукава в виде плотной и легкой вышивки чаще всего использовали в своем творчестве женщины Моркинского, Звениговского и Волжского районов.