Смекни!
smekni.com

по теме "Иван Калита" (стр. 2 из 3)


* * *
Вскоре татарские отряды, усиленные московской и суздальской дружинами, взяли на щит Тверь и разорили ее. Калита пытался остановить кровопролитие, но это оказалось невозможным. Татары сожгли и разорили не только Тверь, но «положили пусту всю землю Русскую».
Уцелели лишь Москва и Новгород, сумевший вовремя откупиться от татарских темников.
Тверской князь Александр бежал в Новгород, но новгородцы побоялись его принять. Тогда он укрылся в Пскове, а его братья нашли убежище в Ладоге.
Более десяти лет тверской князь скрывался от гнева хана Узбека, то сидя в Пскове, то укрываясь у немцев и в Литве. Все эти годы Узбек требовал от Ивана Калиты и других русских князей схватить и привезти ему Александра, они же хотя и ходили на Псков, но только для того, чтобы не вызвать татарского гнева. До битвы дело не доходило, и князь Александр всегда имел возможность вовремя укрыться.
Наконец Узбек сумел коварно вызвать Александра в Орду, сказав, что хочет даровать ему прощение и зовет его к «великому жалованию».
Александр не верил хану, однако не хотел больше бегать от татар.
В Орде Александр Михайлович Тверской был сразу схвачен, и его казнь была назначена на 29 октября 1339 года.
Выйдя навстречу своим убийцам, Александр был рассечен по суставам вместе со своим сыном Федором.

МОСКВА – ПЕРВЫЙ ИЗ РУССКИХ ГОРОДОВ

После стольких обрушившихся на нее ударов Тверь уже не могла соперничать с Москвой и навеки утратила первенство. Внешним же проявлением победы Москвы над Тверью было перенесение в нее из Твери большого колокола из церкви Спаса.
Тем временем Москва стараниями Калиты год от года становилось всё сильнее.
Летопись повествует:
«В лето 1328 сел Иван Данилович на великом княжении всея Руси, и была с тех пор тишина великая на 40 лет, и перестали поганые воевать Русскую землю и убивать христиан, и отдохнули христиане от великой истомы, и многой тягости и от насилия татарского, и была с тех пор тишина великая по всей Русской земле.
В лето 1329 князь великий Иван Данилович пошел с ратью к Пскову на князя Александра Михайловича и вернулся с пути.
Месяца мая в 21 день основана была церковь каменная на Москве во имя святого Ивана Лествичника. Того же лета и совершена была и освящена.
В лето 1330 месяца мая в 10 день благоверный князь великий Иван Данилович заложил церковь каменную на Москве, во имя святого Спаса, честнаго его Преображения, близ своего двора. И велел быть тут монастырю, и собрал черноризцев и возлюбил монастырь тот больше иных монастырей. И часто приходил в него молитвы ради и много милостыни подавал монахам, живущим там, еду и питье и одежду. И оброки и всякие требования неоскудно и льготы многие творил им, дабы никто не обидел их. И церковь ту украсил иконами, и книгами, и сосудами, и всяким узорочьем. И привел туда первого архимандрита Иоанна, мужа сановитого и разумевшего говорить по книгам.
В лето 1331 месяца мая в 3 день был пожар на Москве и погорел город Кремник (Кремль).
В лето 1332 была в земле Русской дороговизна и голод хлебный и скудность всякого жита.
В лето 1333 благоверный князь великий Иван Данилович создал церковь каменную на Москве во имя святого архангела Михаила. В одно лето начата была и кончена.
В ту же зиму приведена была князю Семену Ивановичу княжна из Литвы именем литовским Августа, и крестили ее, и нарекли ей имя в святом крещении Настасия. И был брак на Москве велик, свадьба князю Семену. А князь Семен был тогда 17-ти лет».


* **
Тишина, воцарившаяся на Русской земле более чем на сорок лет, целиком была заслугой Калиты. Осторожное и разумное поведение московского князя в отношении татар привело к тому, что они перестали беспокоить русскую землю. Более того, Узбек, усыпленный «смиренной мудростью» Ивана Даниловича, покровительствовал московскому князю, не догадываясь, что позволяя русским землям собираться вокруг Москвы, он тем самым в будущем создает могучую силу против ордынского владычества. В числе же многих тягот Калиты был сбор дани для Орды со всех Русских княжеств, что и было залогом мира с татарами.
Не желая разорять Русь поборами, Калита в равной мере распределял дань по всем русским городам, включая богатый Новгород. Скапливаясь ежегодно в Москве, дань с сильной ратью отправлялась Узбеку. Счастьем для Руси было то, что эта дань была лишь денежной и не сопровождалась приездом татар на Русь, в то время как раньше ордынские баскаки угоняли в полон многих русичей, засчитывая их как часть дани.
— Позорно ты, ярмо татарское. Послано ты за многие грехи отцам и дедам. Ведаю, настанет час, когда не дети наши, но внуки разобьют поганых и свободна будет стоять Русь, — говорил Калита митрополиту Феогносту.

Именно с тех лет великого князя Ивана Даниловича стали называть Калитой, и это меткое прозвище навсегда соединилось с его именем. «Калита» было название большого кошеля, который князь всюду носил с собой.
При Иване Даниловиче получил окончательное воплощение новый принцип строения государства - принцип этнической терпимости. Подбор на службу осуществлялся по деловым качествам, независимо от этнической принадлежности, но при условии добровольного крещения. На службу принимали и татар, бежавших из Орды, и православных литовцев, покидавших Литву из-за католического давления, и простых русских людей. Татарские слободы размещались в 14-17 веках в основном в замоскворечье, там, где теперь Большая и Малая Татарские улицы. Здесь поселились целой слободой и устные переводчики-толмачи. О них напоминают толмачёвские переулки. Силой, связующей всех, кто пришел на службу к московскому князю, стало православие. Спокойствие и сила Москвы привлекали во владения Ивана Даниловича множество крестьян, ремесленников и купцов, поселявшихся в его все увеличивающихся землях. Кроме того, к Калите каждый год переходили знатные бояре со своими дружинами из других русских княжеств, видя в нем решительного и сильного князя. Это также способствовало тому, что вскоре Москва стала не только местом проживания митрополита, но и самым сильным княжеством, которому никто не решался бросить вызов. Даже Новгород согласился принять наместников Калиты, хотя нередко прогонял их, добиваясь некоторых льгот. Основное население Москвы составляли ремесленники. Об этом говорят назва­ния улиц: Бронная, Кузнецкая слободы, Мясники и т.д.

На первом месте в ремесленной специализации Москвы была обработка металла. Центром производства оружия были бронные слободы, расположенные на месте совре­менных бронных улиц.

Также в Москве развивалось кузнечное дело. Москва уже в первой половине 14 века стала обгонять другие русские города в освоении редких и трудных приёмов обработки металла, например в литейном деле.

В московском посаде уже в 14 веке было значительное имущественное расслое­ние. Основную массу "чёрных людей" (те, кто платил основные налоги) составляли ремесленники и люди, занятые физическим трудом. Отдельную группу составляли купцы. "Чёрные люди" и купцы составляли основную часть населения Москвы.

Из числа знатнейших бояр великими князьями назначались тысяцкие, в ведении которых находилось городское население. Ведая судом над горожанами, распределе­нием повинности и торговым судом, тысяцкие сближались с верхами городского насе­ления, а при благоприятных обстоятельствах могли опереться на широкие круги го­рожан. Наряду с тысяцким существовали наместники не только младших князей, но и самого великого князя. В 1339 году Калита обнес Москву дубовыми стенами и, кроме храма Успения Богородицы, заложил еще три церкви — Спаса на Бору, Михаила Архангела и Ивана Лествичника под Колокола. Впоследствии ее прозовут Иваном Великим, и она станет символом Москвы. Об Иване Калите напоминают в Москве и названия: Калитниковское кладбище, Боль­шая, Малая и Средняя Калитниковские улицы, Большой, Малый и Новый Калитниковские проезды.
Еще при жизни Ивана Даниловича звали великим князем Всея Руси. С его княжения принято говорить о начале единовластия.



«ЖИВИТЕ КАК ОДИН ЧЕЛОВЕК»

В конце марта 1341 года великий князь Всея Руси Иван Данилович опасно заболел. Почувствовав приближение смерти, он призвал к себе своих сыновей Симеона, Даниила, Иоанна и Андрея.
С трепетом вошли в отцовскую спальню сыновья. У образа в углу молился митрополит. Бояре расступились, пропуская княжичей.
Отец их, укрытый по грудь, лежал на дубовой кровати. Его жилистые руки бессильно вытянулись сверху медвежьей шкуры.
Заметив сыновей, Иван Данилович сделал им знак приблизиться.
— Сыновья мои, пришло мне время покинуть этот мир, — проговорил он с усилием. – Ныне же хочу наделить вас. Подойди, отче...
Митрополит приблизился к кровати и, проследив направление взгляда умирающего, взял со стола свиток:
— Я Иван Данилович, великий князь Всея Руси, отходя к Богу, отдаю старшему сыну Симеону 26 городов и селений, в числе которых примыслы Юрия Даниловича — Можайск и Коломна; второму сыну, Ивану — 23 города и селения, из них главные Звенигород и Руза; третьему, Андрею, 21 город и селение, из них известнее Серпухов; княгине же своей Улиане с меньшими детьми – 26 городов и селений.
Слабым движением руки Иван Калита попросил митрополита остановиться, сказав:
— После дочитаешь, отче... Боюсь, не успею... Дети мои, видите ныне, что больше других одарил я Симеона. Дал я ему все крупные города и селения, дабы не было средь вас розни, и слушали бы вы его, как меня... Молю же вас, как некогда молил пращур наш Ярослав, живите дружно и будьте все как един человек. Тогда и врагов сокрушите, и Русь соберете, как я собирал ее многим своим радением. Стольный же град Москву даю я вам, дети, в совместное владение, дабы владея ей, не разлучались бы вы и миром решали все вопросы о Русской земле. Да будет тому порукой Господь наш Вседержитель...
Простившись с детьми своими и боярами, Калита просил их удалиться.
— Сами видите, завершил я ныне все земные дела. Пришел черед подумать о жизни вечной. Отче, вели облечь меня в схиму, дабы не князем великим покинул бы я сей мир, но схимником...
С суровым и важным лицом митрополит склонил голову и дал знак внести схиму – черную длинную мантию и куколь – черный островерхий наголовник с нашитым на нем белым крестом...
«В лето 1341 преставился князь великий всея Руси Иван Данилович, внук великого Александра, правнук великого Ярослава, в чернецах и в схиме месяца марта в 31 день. А в гроб положен апреля в 1 день в церкви святого архангела Михаила, которую он создал в своей отчине на Москве».