Смекни!
smekni.com

по русской литературе Жизнь и творчество А. П. Сумарокова (стр. 2 из 3)

И вот Сумароков ополчается против диких форм крепостного рабства. Он считает, что не дело для «мужика» лезть в начальники. Но от начальников, от дворян он требует уменьшения их крепостнических притязаний. Объективно он борется за смягчение, ограничение крепостного права, введение его в «законные» рамки, выступая против кровных классовых интересов реакционного большинства своего собственного класса.

Сумароковская концепция смягченного крепостного права, но не рабства, как идеала, - теснейшим образом связана с его концепцией обязанностей дворянина, основной для всей его литературно-публицистической деятельности. Главная задача всего творчества Сумарокова - просвещение, воспитание дворянства как правительствующего сословия.

«Этот родовитый воспитанник сухопутного корпуса, по-своему, очень требователен по отношению к дворянству», - пишет Плеханов. В своих сатирических нападках на «недостойных» дворян Сумароков был чрезвычайно резок. Но беда его была в том, что фактически почти весь класс помещиков оказывался таким «недостойным». Ведь это были помещики-рабовладельцы, а не идеальные руководители, заинтересованные в своём положении и приносящие свои силы и своё достояние на алтарь отечества. В результате сатира Сумарокова на злонравных дворян оказывалась сатирой на крепостничество. В этом отношении программным произведением Сумарокова была его «Сатира о благородстве», т.е. о дворянстве.

Кровными врагами Сумарокова были в первую очередь «грабители», русские царские чиновники, бюрократы, «подьячие», по терминологии Сумарокова. Наверху всей царской российской бюрократии находился царь. Политическая практика русской монархии 18 века, её структура вызывают порицание Сумарокова, он не может согласиться с деспотизмом русских царей, с произволом, с развращением и продажностью правительственного аппарата, с бюрократическим и полицейским характером его. Он хочет ограничения власти монарха, введения его в некоторые законные рамки. Сумароков считает, что монарх должен быть подчинён законам власти, что он должен управлять во имя государства и силами дворянства и что дворянство должно своими правами гарантировать сохранность «свободы» и независимость законов. Сумароков считал своим долгом поэта и дворянского идеолога бороться за создание в России «монархии», сословной, дворянской, но обеспечивающей свободу инициативы дворянина и обеспеченной организацией дворянской общественности.

Исходя из своего либерального идеала, Сумароков напал на те социальные явления и социальные силы, которые он расценивал отрицательно. Сумароков не прочь был предложить полное искоренение подьячих, в которых он видел плевелы общества. Именно бюрократизм виноват в том, что к власти лезут люди из «низов», - так считает Сумароков. В своих баснях, очерках, сатирах он обрушивает на выскочек, на плебеев, пробравшихся к власти. Рядом с «подьячими» стоят в сознании и творчестве Сумарокова торгаши - откупщики. Система организованного грабежа казны и народа, нагло развивалась в последние годы елизаветинского царствования. Именно на эти годы падает целый ряд произведений Сумарокова об откупщиках.

Нападая на представителей власти, бюрократов и спекулянтов, Сумароков вёл одновременно борьбу и с «двором», т.е. с самим правительством. Так было и при Елизавете, и при Екатерине Второй.

В своей политической концепции Сумароков использовал много социально-политических теоретиков Запада. В своём философском мировоззрении он так же опирался на достижения западной мысли, как и другие его современники.

К метафизике Сумароков чувствовал недоверие. Он усвоил рационалистический метод французских философов-просветителей 18 века, преломляя его по-своему. Что же касается вопросов религии и церкви, то и здесь Сумароков усвоил достижения передовой европейской культуры, хотя пределы его религиозного либерализма были нешироки.

Он не стоит на позиции традиционной церковности, он в вопросах религии - «вольнодумец». Он деист и без бога обойтись не может.

4.Литературно-общественная деятельность Сумарокова в 1750 - 1760-е годы.

До 1755 года Сумарокову удалось напечатать только свои трагедии, две эпистолы и одно стихотворное переложение псалма. В 1740-х годах в России вовсе не издавалось литературных журналов и печатать стихотворения было негде. Начиная с 1755 года стали выходить при Академии наук под редакцией академика Г.Ф.Миллера «Ежемесячные сочинения», поставившие своей задачей пропаганду научных и технических знаний в популярной форме и в то же время пропаганду художественной литературы. В это время вокруг Сумарокова уже сформировалась вторая группа учеников во главе с Херасковым; представители первой «школы Сумарокова» к этому времени в значительной степени отошли от поэзии и продолжали работать лишь в театре. Сразу же по организации академического журнала, Сумароков фактически захватил в нём в свои руки отдел поэзии. Он опубликовал в академическом издании множество своих стихотворений в различных жанрах. За ним потянулись и младшие представители дворянского классицизма, уже в это время начинавшие отделяться от своего учителя и формировать новую школу. В «Ежемесячных сочинениях» поместили свои стихотворения Херасков, С. Нарышкин, Нартов, Ржевский и др.; Елагин помещал перевода в прозе.

С сентября 1759 года Сумароков начал издание собственного журнала «Трудолюбивая Пчела». Журнал выходил ежемесячно и печатался в типографии Академии наук. С академией у Сумарокова не обошлось без трений и по линии цензурной, и по линии материальной.

«Трудолюбивая Пчела» была первым журналом в России, издававшимся одним лицом. Впрочем, в «Трудолюбивой Пчеле» Сумароков выступил не один; он окружён в своём журнале друзьями и единомышленниками. В глазах правительства «Трудолюбивая Пчела», орган независимого дворянского общественного мнения, была нежелательным явлением. К концу года выяснилась невозможность продолжать журнал.

Принуждённый прекратить издание «Трудолюбивой Пчелы», Сумароков перенёс свою полемику, свою пропаганду в журнал своих друзей «Праздное время в пользу употреблённое». В этом журнале он выступает с меньшим количеством произведений, но нисколько не менее резко. Он поместил в «Праздном времени» целый цикл басен, эпиграмм, статей, дерзко нападавших на откупщиков, на подьячих, на воров и грабителей; он метил в определённых лиц, не стесняясь метить высоко. Он намекал на необходимость сменить земных богов (басня «Болван») и перебить всех сановных подьячих. Сумароковская публицистика в прозе и стихах выросла в серьёзную и почти открытую политическую борьбу.

Между тем в том же 1760 году из Швеции, где он был русским посланником, вернулся в Петербург Никита Иванович Панин, крупный государственный деятель, назначенный в это время воспитателем шестилетнего великого князя Павла Петровича. Панин был дворянским либералом. Группа либералов помещичьего склада получила вождя, уже не только идеолога и вовсе не поэта, а настоящего политического бойца. С самого этого времени всю группу, пытавшуюся фрондировать против азиатского деспотизма, можно считать группой Панина. Младший брат Н.И.Панина Петр Иванович почти всё время находился на фронте (шла Семилетняя война). Позднее он стал вместе с Никитой во главе сплочённой группы единомышленников. Сумароков, а за ним и всё его окружение, оказались сомкнутыми с Паниным.

24 декабря 1761 года умерла Елизавета Петровна. Наступило время подлинной борьбы за власть. Полугодовое царствование Петра Третьего не разрешило проблем государственного устройства. Петр вызвал глубокое недовольство не только в дворянстве, но и в широких слоях населения и в армии своей антинациональной и антигосударственной политикой. В июне 1762 году произошёл переворот, возведший на престол Екатерину Вторую.

С начала 1762 года и Сумароков, и писатели его круга активизировались. Одна за другой стали появляться торжественные оды, имевшие, конечно, характер политических высказываний, стихотворных передовиц. Нужно заметить здесь, что до этого времени поэты сумароковского клуба вообще не жаловали торжественной («похвальной») оды; они избегали прямых политических высказываний в официальной плоскости в связи со своей установкой вольных вождей дворянского общественного мнения, тем более что ода требовала похвалы, а они находились в оппозиции. Теперь - не то; новое правительство ещё не проявило себя достаточно; от него можно было ждать изменения курса по сравнению с прежним царствованием; можно было надеяться. Поэтому сумароковцы спешат высказать, наставить правительство, подать свой голос, заявить о своём существовании.

С первых же дней царствования Екатерины вслед за Паниным и вместе с ними заявили свои права на продвижение и их единомышленники-литераторы. Они, державшие в руках пропаганду партии либералов, поддерживавшей переворот, её идеологи и поэты должны были также участвовать и в штурме власти, в захвате части её. Полугласной оппозиции не было уже места; надо было действовать и реализовать побуду. Глава литературной группы Сумароков, конечно, оказался среди людей, поднятых волной переворота. Он близок ко двору, к императрице. Он один из друзей Никиты Панина, стоящих рядом с ним. Тотчас после переворота Сумароков получил поддержку как писатель. С него был списан долг Академии наук по его изданиям; Екатерина распорядилась вперёд все его сочинения напечатать «безденежно» в академии - за счёт правительства. Сумароков был награждён и официально; в день коронации Екатерины он был произведён в действительные статские советники. Позднее, в 1767 году, он получил Анненскую звезду.