Смекни!
smekni.com

Г. К. Кунанбаева право интеллектуальной собственности (стр. 6 из 18)

В юридической литературе высказывалось мнение о том, что одним из признаков охраноспособности произведения является его общественная полезность1. Однако эта точка зрения не нашла своего отражения в законодательстве. Авторское право распространяется на все произведения независимо от их назначения и достоинств. Поэтому авторским правом охраняются как высокохудожественные произведения, так и те произведения, художественные достоинства которых невысоки.

После присоединения СССР в 1973г. к Всемирной конвенции об авторском праве на всех печатных изданиях стал проставляться знак охраны авторского права, который состоит из 3 элементов: латинской буквы «С» в окружности, имени обладателя исключительных прав, года первого опубликования произведения. Гражданский кодекс РК( особенная часть) 1999г. и Закон РК «Об авторском праве и смежных правах»(ст. 9) продублировал эту норму об использовании знака охраны авторского права. Основной целью снабжения произведения данным знаком является оповещение третьих лиц о том, что они имеют дело с охраняемым произведением.

Часть произведения (включая его название), которая может использоваться самостоятельно, является объектом авторского права. В связи с этим имеет большое значение выделение в юридической литературе «юридически безразличных» и «юридически значимых» элементов произведения.

Наиболее глубоко эта проблема исследована в работе российского автора В.Я. Ионаса, который детально рассмотрел структурные элементы произведения. Им было предложено выделить две группы элементов произведения1.

К «юридически безразличным», т.е. не имеющим значения для правовой охраны были отнесены тема, материал произведения, сюжетное ядро и идейное содержание. В теории литературы и искусства эти элементы именуются содержанием произведения. Их заимствование не порождает нарушения авторского права. Так, сюжет произведения мог быть использован разными авторами, например, история Дон Жуана, художественный образ которого был использован а произведениях Ж.-Б. Мольера, Э Гофмана, А. Мюссе, В.А. Моцарта, А.С. Пушкина и других авторов.

К охраняемым («юридически значимым») элементам произведения относятся образы и язык произведения. Под художественным образом понимается специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника. В науке авторского права созданные художником образы именуются внутренней формой произведения. Внешней формой произведения является язык произведения, под которым понимаются свойственные автору средства и приемы создания художественных образов. Язык произведения – это совокупность использованных автором изобразительно-выразительных средств.

В юридической литературе существует множество классификаций объектов авторского права, осуществляемых по различным основаниям. Произведения отличаются друг от друга по содержанию, объективной форме, способам их воспроизведения, видам использования и т.д.

В первую очередь нужно отметить, что все произведения принято делить на произведения науки, литературы и искусства. Произведениями литературы называют литературные произведения, выраженные в словесной форме. К произведениям искусства относят все другие произведения художественного творчества, включая произведения изобразительного искусства, графики, музыки, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и т.д. К произведениям науки принято относить те произведения, основное содержание которых строится на выработке и систематизации объективных данных о реальности.

Очень важное значение имеет деление произведений на обнародованные и необнародованные, опубликованные и неопубликованные. Под обнародованием произведения понимается осуществление с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для сведения путем его опубликования, публичного исполнения, передачи в эфир каким бы то ни было иным способом (ст. 2 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах», ст.4 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»).

Под опубликованием принято понимать выпуск в свет, выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения, производителя фонограммы для удовлетворения потребностей публики. Под опубликованием понимается также предоставление доступа к произведению, фонограмме через электронные системы информации.

Авторское право распространяется на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Республики Казахстан, независимо от гражданства авторов и их правопреемников; на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Республики Казахстан, и признается за авторами - гражданами Республики Казахстан и их правопреемниками; на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Республики Казахстан, и признается за авторами (их правопреемниками) – гражданами других государств в соответствии с международными договорами Республики Казахстан.

В юридической литературе проводится разграничение между произведениями оригинальными и производными. Оригинальным является такое произведение, все охраняемые элементы которого созданы творческими усилиями автора.

К объектам авторского права также отнесены производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства); сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору и расположению материалов результат творческого труда. Производным произведением считается продукт интеллектуального творчества, основанный на другом существующем произведении (перевод, адаптация, переработка и тому подобное). Оригинальность его состоит или в творческой переработке произведения, существовавшего ранее, или в творческом переводе его на другой язык (ст.2 Закона РК«Об авторском праве и смежных правах»).

В производном произведении заимствованы охраняемые части чужого произведения. Основным критерием предоставления ему охраны является требование творческой самостоятельности в сравнении с оригиналом. При этом законодатель создал незаконченный перечень объектов авторского права, так как полностью предусмотреть это, а уж тем более предугадать, какие виды объектов появятся в будущем, невозможно.

Закон также классифицирует объекты авторского права по их объективной форме:

1) письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и тому подобное);

2) устная (публичное произнесение, публичное исполнение и тому подобное);

3) звуко- или видеозапись (механическая, цифровая, магнитная, оптическая и тому подобная);

4) изображение (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино, теле-, видео- или фотокадр и тому подобное);

5) объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и тому подобное) и в других формах.

К числу объектов не охраняемых авторским правом относятся:

а) официальные документы (законы, судебные решения и т.д.);

б) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена и т.д.);

в) произведения народного творчества;

г) сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер (ст.8 Закона Республики Казахстан от 10 июня 1996 года «Об авторском праве и смежных правах»).

Предполагается, что здесь законодатель исходил из того, что данные объекты носят сугубо общественный характер либо срок действия авторского права истек или нет возможности определить автора.

Авторское право охраняет лишь форму, а не содержание произведения. Это положение доктрины авторского права нашло свое отражение в п.2 ст.6 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах»: «Авторское право не распространяется на собственно идеи, концепции, принципы, методы, системы, процессы, открытия, факты» (п.2 ст.6 Закона Республики Казахстан от 10 июня 1996 года «Об авторском праве и смежных правах»).

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. Обладатель авторского права или какого-либо исключительного правомочия на произведение для свидетельства об авторстве на обнародованное либо необнародованное произведение, о факте и дате опубликования произведения или о договорах, затрагивающих права автора на произведение, в любое время в течение срока охраны авторского права может его зарегистрировать в официальных реестрах.

Нормы Закона РК «Об авторском праве и смежных правах» устанавливают также презумпцию авторства. Это означает, что при отсутствии иного доказательства автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве. В тех случаях, когда физическое лицо, считающее себя автором рукописи неопубликованного произведения, в целях исключения неправомерного использования или присвоения сочтет необходимым сдать ее на хранение, то уполномоченный орган обязан принять рукопись, о чем лицу, сдавшему рукопись, выдается справка о дате ее поступления.