Смекни!
smekni.com

Храм Вознесения Господня в Коломенском (стр. 3 из 3)

За многовековую историю иконостасы менялись. Первоначальный тябловый иконостас был разобран при Николае I и заменен иконостасом из кремлевского Вознесенского монастыря. Также воссоздан иконостас 70-80-х годов XVI века, габариты которого были выявлены в ходе научно-исследовательских работ.

Чудеса Коломенские

Великое, чудесное произошло под сводами церкви. Здесь встретили грядущую революцию явлением Державной иконы Божией Матери, случившимся в страшный для России день 2/15 марта 1917 года, когда государь отрекся от престола.

В феврале 1917 года крестьянка Евдокия Адрианова из Перервинского села увидела два сна. В первом она стояла на горе и слышала голос: «Село Коломенское, икона большая, черная, взять и сделать eе красную, затем помолиться и попросить ея». Крестьянка оробела и попросила разъяснить сон. Через несколько дней во сне увидела белую церковь, вошла и узрела восседавшую в ней Величественную Женщину, в которой сердцем узнала Пресвятую Богородицу, хотя не видела Ее лика. Причастившись, отправилась в Коломенское, увидела белую церковь. Священник Вознесенской церкви отец Николай Лихачев, выслушав, отправился с ней на поиски образа. Нашли его только в подклете, где хранились икона. Это была самая большая, черная от пыли икона. Промыв, увидели Державный образ Богоматери, знаменовавший, что власть в России перешла в руки Царицы Небесной.

Богомольцы стекались в Коломенское на поклон чудотворному образу, от которого начались первые исцеления. Затем икону привезли в Марфо-Мариинскую обитель к святой Елисавете Феодоровне. Возили по другим церквям. По воскресным дням она была в Коломенском.

Образ принадлежал Вознесенскому Стародевичьему женскому монастырю в Московском Кремле. Перед нашествием Наполеона все из Кремля прятали, вывозили. Державную икону укрыли в Коломенском, где она пробыла до 1917 года. После революции и закрытия Вознесенского храма икону передали в соседний Георгиевский храм. Затем в запасники Государственного Исторического музея. 27 июля 1990 года икона вернулась в Коломенское, в Казанский храм. Тысячи людей под ливнем ожидали ее. Когда икона прибыла – засияло солнце, в его лучах образ вернулся в храм.

Радостной вехой в истории Коломенского стало назначение директором в музей Петра Дмитриевича Барановского, он стал его настоящим создателем. Он противился розыскам «либерии» Ивана Грозного. Раскопки велись и под Вознесенской церковью, потому что глубоко под землей библиотеку могли спрятать от пожаров. Барановский с твердым и резким характером обращался к властям с требованием запретить розыски, ибо земляные работы угрожали ценнейшим памятникам архитектуры и были безуспешными.

Подземные тайны Коломенского

1644 год. Правление первого царя из династии Романовых – Михаила Федоровича. В селе Коломенском на крутом берегу Москва-реки закладывается церковь Казанской Божьей Матери. Царь умирает, строительство приостановлено, возобновлено в 1649 году.

В 1648 году в Москве вспыхивает «соляной бунт». Толпа требует на растерзание наставника и учителя нового царя Алексея Михайловича боярина Морозова. Спасая его, царь отдает на растерзание боярина Плещеева. Через несколько дней Морозова видят на улице. Люди пытаются растерзать его. Он, спасаясь от гибели, забегает в какой-то дом и по подземному ходу попадает в Кремль.

Подземные ходы, ведущие из церкви Казанской Божьей Матери существовали и были известны местным жителям, которые в конце 20-х годов прошлого века показали их известному археологу Игнатию Стеллецкому. Входы заделаны печью. Один из них связывал храм Казанской Божьей Матери с церковью Вознесения.

В 1930 году Игнатий Стеллецкий сделал в своем дневнике запись: «Из церкви у алтаря в подвал ведут два люка и два покатых коридора». Ему удается частично разобрать печь и обнаружить в устье подземного хода несколько белокаменных плит и массивный ключ от железной двери. Но работы приостановились по настоянию архитектора музея-заповедника.


Открытие экспозиции «Церковь вельми чюдна»

К 475-летию освящения храма завершилась реставрация и музеефикация: появилась возможность продемонстрировать подлинный белокаменный декор и кирпичную кладку.

12 декабря 2007 года состоялась церемония открытия. Храм стал объектом музейного показа снаружи и внутри. Открыт подклет c действующей экспозицией. На Вознесенской площади с колокольным звоном Георгиевской колокольни прозвучал династический гимн «Славься» М. Глинки в исполнении Главного военного духового оркестра Минобороны. Состоялся праздничный молебен с духовными песнопениями хора под руководством заслуженного артиста России А. Пузакова.

Первый зал посвящен созданию и истории строительства. Представлены подлинные белокаменные детали XVI века, предметы археологии. Самый ранний – фрагмент браслета XIV-XV веков. Особое место занимает фотокопия иконы «Державная».

Во втором зале подклета - фотовыставка, посвященная реставрации. Фотографии конца XIX века - начала XXI века. Демонстрируется документальный фильм о первом шатровом храме на Руси.


Литература

· Гаврилов С.А. «О начале строительства церкви Вознесения в Коломенском»

· Гаврилов С.А. «Церковь Вознесения в Коломенском — исследования 1972—1990 г.г.»

· Гаврилов С.А. «Исследование пола и иконостаса 1985—1996 г.г.»

· Гаврилов С.А. «Документы по церкви Вознесения в Коломенском — 1993—2003 г.г.»

· Заграевский С.В. «Первый каменный шатровый храм и происхождение шатрового зодчества»

· Подъяпольский С.С. «Архитектор Петрок Малой»

· Комеч А.И. «Памятники архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы»