Смекни!
smekni.com

Однако остаются вопросы, требующие дальнейшего изучения и освещения (стр. 3 из 4)

Появляется стихотворение Блока.
Его Сирин вещает райское блаженство и свет Рая.
Густых кудрей откинув волны,
Закинув голову назад,
Бросает Сирин счастья полный
Блаженств нездешних полный взгляд.
И, затаив в груди дыханье,
Перистый стан лучам открыв,
Вдыхает все благоуханье,
Весны неведомый прилив...
И нега мощного усилья
Слезой туманит блеск очей...
Вот, вот сейчас распустит крылья
И улетит в снопах лучей!

Черноперый Алконост, сидящий на "ветвистом троне", тоже пророчествует о будущем, но о печальном и трагическом.
Другая — вся печалью мощной
Истощена, изнурена...
Тоской вседневной и всенощной
Вся грудь высокая полна...
Напев звучит глубоким стоном,
В груди рыданье залегло,
И над ее ветвистым троном
Нависло черное крыло...
Вдали — багровые зарницы,
Небес померкла бирюза...
И с окровавленной ресницы
Катится тяжкая слеза...

Блок развивает образ Васнецова, окружая Сирина снопами небесного сияния и сгущая тьму и багровые отсветы вокруг фигуры Алконоста. В том же 1899 году он пишет стихотворение "Гамаюн, птица вещая". Это отклик на еще одно произведение Васнецова — графический лист с изображением еще одной птицы Рая. На этот раз она сидит на одиноком стебле, растущем из воды.

Гамаю́н — по славянской мифологии вещая птица, посланник бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.

В этом стихотворении неясная тоска Алконоста превращается в цепь апокалиптических пророчеств.
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных...
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых...
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!...

Птица райская в этих стихах сменяется "птицей вещей". Очаровывающее пение — самое важное свойство фольклорного образа . Блок уходит от темы Рая и заставляет своих птиц говорить "вещую правду".

«Отметим близкую к живописи собственно портретную деталь у Блока. У птицы не « человеческое лицо», как в сказке и мифе, а « прекрасный лик». Уста, запекшиеся кровью,- слова, символически указывающие на страдание существа, несущего правду, как правило, неудобную многим и опасную для того, кто ее « вещает».15

Так раннее творчество Блока осмысливается как первая «глава» единого лирического «романа». «…Разве «Гамаюн» — не предвестие пожизненной его темы России, идущей сквозь величайшие испытания? Разве, наконец, вся его мучительная раздвоенность — не та же тема «детей страшных лет России», изуродованных религиозно-декадентской лжекультурой, но не мирящихся с этим и неизменно стремящихся к подлинно человеческой жизни, к жизни Родины?»16

«Алконост наряду с Гамаюном, но никак не с Сирином,- один из символов личности и творчества самого Блока».17

В последней трети XX в. другой поэт и бард обратился к теме райских птиц – это сделал Владимир Высоцкий в песне «Купола». Высоцкий свёл в своей песне вместе всех трёх птиц - и Алконоста, и Сирина, и Гамаюна. Есть в их изображении и традиционные, уже известные нам мотивы, но появляются и новые ноты, как тому и положено быть не у подражателя, а у продолжателя традиции. Все три птицы у Высоцкого оказываются вещими, но в то же время сказочными, нереальными:

Как засмотрится мне нынче, как задышится?!

Воздух крут перед грозой, крут да вязок.

Что споётся мне сегодня, что услышится?

Птицы вещие поют – да всё из сказок.

Птица Сирии мне радостно скалится 

Веселит, зазывает из гнёзд,

А напротив – тоскует-печалится,

Травит душу чудной Алконост.

Словно семь заветных струн

Зазвенели в свой черёд 

Это птица Гамаюн

Надежду подаёт !

(Альбом «Купола» (1968-1979) - часть 2

1975)

Птица радости Сирин предстаёт в виде игривой и назойливой кокетки. И только трагическая вещунья Гамаюн неожиданно становится воплощением надежды. Высоцкий сотворил свой традиционный и обновлённый миф о птице радости Сирине, птице печали Алконост.

Исследуя взаимодействие поэзии А.Блока с живописью, мы пришли к следующим выводам:

1. «Птичий» пантеон в поэзии А.Блока представлен также «мифологическими» (фантастические) образами Сирина, Алконоста, Гамаюна.

2. Поэтические образы Сирина, Алконоста, Гамаюна навеяны картинами В.М.Васнецова ( «Гамаюн, птица вещая» и «Сирин и Алконост»).

3. А.Блок развивает образ Васнецова, окружая Сирина снопами небесного сияния и сгущая тьму вокруг фигуры Алконоста.

4. А.Блок уходит от темы рая, заставляя своих птиц говорить «вещую правду».

Заключение.

В данном исследовании рассмотрены мифологические и фольклорные традиции как истоки формирования образа птицы в творчестве А.А.Блока (птицы, выступая как элемент религиозно-мифологической системы, в славянской мифологии занимают очень значимое место; их образы разнообразны).

Выявлено богатство и разнообразие образов птицы в поэзии А.А.Блока (традиционно-поэтические «соловей», «коршун», «лебедь», «ворон», «журавль», «голубь», «чайка», «орел»; более «прозаические» «петух», «сова» ; «мифологические» Сирин, Алконост, Гамаюн). Рассмотрены особенности их воплощения и символического наполнения.

Рассмотрено взаимодействие поэзии А.А.Блока с живописью (картины В.М.Васнецова). Поэтические образы Сирина, Алконоста, Гамаюна навеяны картинами В.М.Васнецова ( «Гамаюн, птица вещая» и «Сирин и Алконост») . Выявлена трансформация образов. А.Блок развивает образ Васнецова. А.Блок заставляет своих птиц говорить «вещую правду».

Данное исследование имеет перспективу, так как возможно более детальное изучение темы и углубление понятий (образ «демона» - существа, обладающего признаками птиц (в том числе умение летать) в творчестве поэта; связь образов блоковской поэзии с живописью и музыкой).

Ссылки на указанные источники.

1 Гуковский Г.А. К вопросу о творческом методе Блока. //Литературное наследство, т.92.Александр Блок. Новые материалы и исследования, книга первая.- М., Наука, 1980, с.63.

2 Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т./Гл.ред.С.А.Токарев.-М.:Сов.энциклопедия,1992.-Т.2.К-Я.- с.346.

3 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М.,1995, Т.1, С. 250

4 Ильев С.П.(Одеса) Куликовская битва как «символическое событие»(цикл «На поле Куликовом» Блока и роман А.Белого «Петербург»).//Александр Блок. Исследования и материалы .-Л., «Наука», 1991, с.28.

5 Ильев С.П.(Одеса) Куликовская битва как «символическое событие»(цикл «На поле Куликовом» Блока и роман А.Белого «Петербург»).//Александр Блок. Исследования и материалы .-Л.,»Наука», 1991, с. 40.

6 Максимов Д.Е., Приходько И.С. Сюжет поэмы А.Блока «Соловьиный сад» и его истоки. (К проблеме мифотворчества поэта)//Известия АН СССР серия литературы и языка т.46 1987г. № 5 с.510.

7 Максимов Д.Е., Приходько И.С. Сюжет поэмы А.Блока «Соловьиный сад» и его истоки. (К проблеме мифотворчества поэта)//Известия АН СССР серия литературы и языка т.46 1987г. № 5 с.510.

8 Кожевникова Н. « О сквозных словах и образах лирики А.Блока»//

« Русская словесность». №1 1999 г. с. 13.

9 Мочульский К. В. Александр Блок // Мочульский К. В. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов. М. 1997.с.222.

10 Мочульский К. В. Александр Блок // Мочульский К. В. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов. М. 1997.с.20.

11 Ям К.Е. Мосолова Л.Н. Учебно-методический комплект по курсу «История отечественной культуры»: лекция 10. // «Современный урок». №12 . 2008 ( 36) с.87.

12 Идеи философии Ф.Ницше в творчестве А.А. Блока.// «Литература» . № 26 (353) июль 2000. с. 11.

13Бень Е.Б. Гамаюн, Сирин и Алконост (Фольклор и живопись в двух стихотворениях А.Блока).// «Русская речь» .1985.№ 4. с.131.

14 Альфонсов В.Н. Слова и краски . М., «Советский писатель», 1966, с. 52.

15 Васильев «Весны неведомой прилив…» (картины В.М.Васнецова и стихотворения А.А.Блока)// «Русская словесность».№ 3. 2008. с. 8.

16 Машбиц -Веров И. М. Русский символизм и путь Александра Блока. Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1969.с.279.

17 Васильев С.А. «Весны неведомой прилив…» (картины В.М.Васнецова и стихотворения А.А.Блока)// «Русская словесность».№ 3 2008. с.8.

Список используемой литературы.

1. Альфонсов В.Н. Слова и краски . М., «Советский писатель», М., 1966.

2. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М.,1995, Т.1.

3. Бень Е.Б. Гамаюн, Сирин и Алконост (Фольклор и живопись в двух стихотворениях А.Блока).// «Русская речь» .1985. № 4.

4. Блок А. Собрание сочинений в шести томах. Т. 1-6. — Л.: Художественная литература, 1980—1983.

4. Васильев «Весны неведомой прилив…» (картины В.М.Васнецова и стихотворения А.А.Блока)// «Русская словесность».№ 3. 2008.