Смекни!
smekni.com

3. Стенография в науке и культуре 7 (стр. 2 из 3)

На спектакле и на репетиции с блокнотом в руках Н. М. Горчаков в течение 12 лет вел свои стенографические записи.

Обычным письмом ему не удалось бы занести на бумагу так быстро, точно и подробно все, что говорил и делал на сцене великий режиссер , -не было бы талантливой книги о Станиславском.

Стенограф у Льва Толстого. Стенографом, услугами которого пользовался Л. Н. Толстой, был Николай Николаевич Гусев.
С декабря 1907 г. Гусев работал у Толстого в Ясной Поляне, стенографически записывая под диктовку писателя его ответы на многочисленные письма, поступавшие со всех концов России и из-за границы. Гусев часто стенографировал беседы Толстого с посещавшими его лицами.
Пользование стенографией казалось Толстому более удобным, чем подаренным ему Эдисоном фонографом.

В 1909 г. русский историк стенографии Н.А. Ершов через Гусева передал Толстому свою книгу "Обзор русских стенографических систем" и просьбу высказаться о стенографии. Вот что ответил Толстой Ершову: "Я совершенно согласен с высказанной Вами во введении к Вашей книге мыслью о значении стенографии. Согласен, потому что я считаю благотворным все, что содействует единению людей. Единению же людей больше всего содействует выражение мыслей людских Выражение же мыслей людских облегчается и сообщение их ускоряется стенографией. И поэтому полагаю, что распространение стенографического письма может быть только благотворно. 3 июня 1909 г." [1, C.50]

Интересно мнение Гусева о применении стенографии Толстым: "При чрезвычайном обилии получаемых Львом Николаевичем писем самого разнообразного содержания, частых его недомоганиях и, главное, при постоянной собственной напряженной работе мысли - диктовка ответов на письма и быстрая стенографическая запись их значительно облегчали ему письменные сношения, и вместе с тем ответные письма получали характер той непосредственной задушевности, которая свойственна личному общению, но большей частью утрачивается при передаче мыслей с помощью обыкновенного письма, когда перо не может поспеть за движимой чувством мыслью".

Так работал Достоевский. Выдающийся русский писатель Федор Михайлович Достоевский постоянно испытывал материальные затруднения. Поэтому в 1866 г. он был вынужден заключить кабальный договор с издателем на полное собрание сочинений с обязательством написать новый роман в десять печатных листов к 1 ноября. А дело было в начале октября. По этому договору, если Достоевский не успеет к сроку написать новый роман, тогда все права на его сочинения пожизненно перейдут к издателю.

Тут и пришла к Достоевскому мысль для убыстрения работы воспользоваться услугами стенографа.

В те времена - почти сто лет назад - стенография имела в России небольшое распространение. Писатель обратился к петербургскому теоретику П. М. Ольхину, применившему к русскому языку немецкую систему стенографии Габельсбергера. Ольхин рекомендовал лучшую свою ученицу Анну Григорьевну Сниткину.

С 4 по 29 октября, почти в течение месяца, каждый день приходила молодая стенографистка к Достоевскому и писала под его диктовку роман "Игрок".

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

"Когда Диккенс добился опубликования своего первого рассказа, ему шел 22-й год. Несмотря на свою молодость, он был хорошо известен в кулуарах парламента как блестящий стенограф и способный репортер".
Первый рассказ Диккенса был опубликован в декабре 1833 г. Это было начало успеха, сопровождавшего его до самой смерти. Не без основания можно предполагать, что именно отличное владение стенографией помогло писателю оставить огромное литературное наследство, пользующееся любовью и уважением у народов всего мира.

В романе "Давид Копперфильд", имеющем автобиографический характер, Диккенс описывает, как он стал стенографом.

Система английской стенографии в то время была очень сложной. Диккенс знал, что "полное овладение тайной стенографического письма и расшифровки потребует такой же затраты труда, как изучение 6 языков". Тем не менее он решился на это. Занимался он самостоятельно, без помощи учителя.
"Я купил, - говорит Диккенс устами Давида Копперфильда, - рекомендованную мне книжку о благородном и таинственном искусстве стенографии и окунулся в море таких затруднений, что через 2-3 недели впал в полное отчаяние... Каждая закорючка в системе этих знаков подобна была сучковатому дубу в лесу препятствий, и я продвигался вперед, срубая эти дубы один за другим с таким пылом, что через 3-4 месяца решился проделать опыт с одним из прославленных ораторов в докторс-коммонс (докторской общине). Забуду ли я когда-нибудь, как прославленный оратор ускользнул от меня, прежде чем я успел начать, и оставил мой глупый карандаш метаться по бумаге, словно в пароксизме лихорадки?

Было ясно, что так дело не пойдет на лад. За советом я обратился к Трэдлсу, и он предложил диктовать мне речи, но медленно, с расстановкой, принимая во внимание мою неопытность. И вот изо дня в день, в течение долгого времени, по вечерам у нас происходили заседания по образцу парламентских".
Систематические упражнения помогли. Далее, в 43 главе того же романа, Диккенс пишет:

"Я достиг совершеннолетия. Мне 21 год, возраст достойный... Посмотрим, чего я достиг собственными силами. Я укротил этого дикого зверя - таинственную стенографию. Она дает мне приличный заработок. Своими успехами я снискал высокое уважение всех, имеющих отношение к этому искусству, и теперь состою в числе 12 стенографов, записывающих парламентские прения для утренней газеты".

4. Зарубежная стенография

Первое стенографическое общество было учреждено в 1726 в Лондоне, но просуществовало недолго, и лишь в 1840 появилось там же новое стенографическое общество. Есть несколько стенографических институтов, имеющих целью содействие развитию теории, практики и литературы стенографии; таковы учреждённый в 1839 Königliches Stenographisches Institut в Дрездене, учреждённый Дюплойе в 1872 Institut sténographique des Deux-Mondes в Париже и учреждённый Питманом в 1851 Phonetic Institute в Бате (Bath) с отделениями в Лондоне и Нью-Йорке. Первый журнал, посвященный стенографии, появился в Англии в 1842. Первый международный стенографический конгресс состоялся в 1887, шестой — в 1897.

В Англии первая попытка установить стенографию, сделанная Брайтом (1588), окончилась неудачей; более удачными были попытки его последователей Виллиса (1602), Бирома (1726) и Тейлора (1786); система последнего была перенесена во многие иностранные языки; на его же системе основывается и Питман, который своей «Фонографией» (1837) далеко превзошёл других изобретателей. Первым сторонником графического направления в Англии явился Бордлей в 1787, но не имел там успеха. По распространённости стенографии в обыденной жизни Англия стоит впереди других стран. При парламенте официальных стенографов нет. В настоящее время в Англии имеются 5 центральных и 95 местных стенографических обществ и 174 стенографических школы по системе Питмана.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

В Австро-Венгрии немецкая стенография впервые была предложена Данцером (1800) по геометральной системе, но она исчезла с появлением системы Габельсбергера, которая имеет и в настоящее время наибольшее распространение и употребляется в рейхсрате и местных ландтагах; обучение ей введено в средних учебных заведениях; из новых систем распространены системы Фаульмана, Лемана и Шрея. Первая система стенографии для мадьярского языка была предложена Гати (1820), но без успеха, так же как и система Борзоса (1833); больший успех имели переделка стенографии Штольце — Фенивесси и Габельсбергера — Марковича (1863): обе эти системы приняты в школах и в парламенте. На чешском языке стенография появилась по системе Габельсбергера благодаря трудам Пражского стенографического общества (1863), которое теперь стремится заменить эту систему новой национальной системой. Для польского языка система Габельсбергера переделана Полинским (1861) и Олевинским (1864), для хорватского — Магдичем (1864). Всего в Австро-Венгрии 181 стенографическое общество, в том числе 130 системы Габельсбергера (на различных языках) с 10334 членами.

5. Русская система стенографии

В России первая попытка составления С. принадлежит Генри (1792), но она осталась незамеченной; затем были изданы «Графодромия, или искусство скорописи, соч. Г. Астье, переделанное и применённое к русскому языку бароном Модестом Корфом» (СПб.,1820); «Стенография, или искусство писать так же скоро, как говорят, на русском и французском языках» (М., 1844); «Стенографическая азбука, или руководство к изучению искусства так же скоро писать, как и говорить, по методе, основанной на изображении букв точками или чертежами. Изданная С. П. К.» (М., 1848); M. И. Иванов, «О стенографии, или искусстве скорописи в применении её к русскому языку» (СПб.,1858). Все эти руководства составлены по геометрическим системам и заимствованы у французов. Самая стенография не имела особенного успеха. Большее внимание было обращено на стенографию при введении судебных уставов, когда правительство назначило премию за лучшее руководство по стенографии в применении к русскому языку; премия не досталась никому, но комиссия при министерстве народного просвещения нашла, что способы П. Ольхина по системе Габельсбергера и И. Паульсона и Я. Мессера — по системе Штольце наиболее практичны. Система Ольхина была издана под заглавием «Руководство к русской стенографии по началам Габельсбергера» (СПб., 1866; З изд., СПб., 1874), сочинение Паульсона и Мессера — под заглавием «Русская краткопись, или стенография по началам Штольце» (СПб., 1864).

В 1874 г. Михаил Андреевич Терне, преподаватель стенографии по системе Штольце-Шрая в 2-й Петербургской гимназии, опубликовал своё изобретение — правило нотной записи (стало возможно писать без буквенных вокализмов). В 1913 году Патканова Е. Н. издала «Курс практической стенографии» (для записи на разных языках) содержащий оптимизированный, предельно лаконичный алфавит. В 1968 году появилась работа О. С. Александровой (третье издание) «Фоностенография» (Слуховая скоропись) объединившая принцип Терне, алфавит Паткановой, алфавит сдвоенных слитных. Авторский вклад О. С. Александровой — разработка второго алфавита (слитных знаков) и правила образования более мощных (строенных и т. д.)слитных, что привело к созданию фразграфии.