Смекни!
smekni.com

Перезапись в цифровой форме на современные компьютерные носители информации аудиозаписей (стр. 2 из 2)

Как уже упоминалось ранее, звук, воспроизведенный с фонографических цилиндров Эдисона, характеризуется высоким уровнем шумов и искажениями полученного сигнала. Поэтому были разработаны методы обработки считанных фонограмм. Обработка фонограмм происходит в 2 этапа: предварительная обработка и аппроксимация аналоговыми методами и цифровая обработка путем применения сложных математических алгоритмов.

Техническая реализация предложенного метода, цифровая обработка фонограмм позволяют получить высококачественный сигнал с фонографических валиков Эдисона, не разрушая поверхности валика.

Для введения в научный оборот и обеспечения открытого доступа широкого круга исследователей, музыкантов, историков и других к раритетным музыкальным коллекциям, кроме их перезаписи необходимо также предоставить всю относящуюся к коллекциям информацию. Издание аудиозаписей, воспроизведенных с фонографических цилиндров целесообразно осуществлять в мультимедийном представлении, давая наиболее полную информацию о времени и месте записи.

Как известно, источниками этой информации служат как сами валики, так и полевые записи, переписка, опубликованные и неопубликованные рукописи и консультации с различными специалистами.

Первичным источником информации является, конечно, сам валик. На валиках могут быть вырезаны собственные имена собирателей, даты записи и другие, определяющие отметки.

Контейнер валика тоже используется при документировании коллекции. Собиратели надписывали этикетки от руки на внешней стороне коробки или делали надписи на изогнутой их поверхности, или вкладывали листочки с информацией внутрь контейнеров.

Вторичный источник информации – любой письменный материал, относящийся к коллекции (библиографии, интервью, копии переводов, текстов, фотографии тех мест, где происходили экспедиции, карты, сообщения из газет, отрывки из дневников современников). Самым ценным источником являются архивы, описывающие коллекции.

Исходя из вышеизложенного следует, что воспроизведенные аудиозаписи вызовут наибольший интерес, если будут представлены следующим образом:

- запись сигнала, воспроизведенного с фоновалика;

- запись очищенного сигнала;

- весь письменный, графический и любой другой материал, относящийся к времени записи, со списками справочных номеров, снабженных перекрестными связями.

В настоящее время, используя принципиально новый цифровой оптико-механический метод и аппаратуру неразрушающего воспроизведения звука, закончены работы по перезаписи с фонографических цилиндров Эдисона на цифровые носители «Исторической коллекции еврейской музыки М.Береговского», хранящейся в Национальной библиотеке Украины им. В.И.Вернадского.

Коллекция состоит из 1200 восковых цилиндров и содержит более 2000 фонограмм, собранных в первой половине ХХ ст. (1912-1947 гг.) на территории Украины и (в меньшей степени) Белоруссии. Записи производились в украинских и белорусских городках и местечках с традиционно многочисленным еврейским населением. Собрание имеет огромную историческую и культурологическую ценность и является результатом историко-этнографических экспедиций известного писателя и этнографа С.А.Ан-ского (Шломо Раппопорта), композитора и музыковеда Ю.Энгеля, известного фольклориста и учёного М.Береговского, а также других исследователей - энтузиастов. Коллекция сохраняет музыкальные традиции очень богатого периода восточноевропейской еврейской культуры и содержит традиционную еврейскую музыку разных жанров: напевы без слов, инструментальные пьесы, бытовые песни, части синагогальных литургий, еврейские театрализованные пьесы, а также выступления выдающихся еврейских деятелей культуры. Только лишь каталог фоноцилиндров коллекции М.Береговского записан в Золотую Книгу ЮНЕСКО. В коллекции содержится также единственная достоверная фонограмма записи - голоса Шолом-Алейхема, на компьютерные носители переписан звуковой материал с более, чем 800 восковых цилиндров, который предполагается издать в виде звуковой антологии еврейских мелодий ХХ век на 50 компакт-дисках.

На сегодняшний день издано 2 компакт-диска с фонограммами коллекции: в 1997 году компакт-диск под названием «Сокровища еврейской культуры в Украине» и в 2001 году - «Материалы этнографической экспедиции Ю.Энгеля 1912 г».

Компакт-диск «Сокровища еврейской культуры в Украине» содержит запись выступления Шолом-Алейхема на открытии Еврейского историко-этнографического музея в Петербурге (1914 год), а также 40 музыкальных произведений (от 1912 до 1945 гг.). Анализ первого сигнального диска коллекции, проведенный в Музее еврейской культуры в Амстердаме в 1999 г., показал, что из 40 фонограмм только 3 имеется во всемирно известной антологии еврейской песни, изданной в Иерусалиме, Нью-Йорке и Амстердаме, что подтверждает уникальность коллекции. Прием в Лондонском университете 21 февраля 1999 г. по случаю окончания перезаписи этой коллекции был последней публичной акцией лорда Менухина накануне его смерти.

В буклете к компакт-диску рассказывается об истории этой коллекции, об учёных её создавших, прилагается перечень музыкальных произведений, записанных на диске. Буклет иллюстрирован фрагментами живописи прошлого века, фотографиями из архива коллекции, а также представлена фотография оборудования для перезаписи фоноцилиндров, разработанного Институтом проблем регистрации информации НАН Украины. Буклет выпущен на русском и английском языках.

Сокращенная версия этого диска, содержащая запись голоса Шолом-Алейхема и голосов известных деятелей еврейской музыкальной культуры начала ХХ века З.Кисельгофа, Ю.Энгеля и других, была подарена Президентом Украины народу Израиля на заседании Кнессета в 1996 году.

Второй компакт-диск «Материалы этнографической экспедиции Ю.Энгеля 1912», содержит наиболее ранние по времени записи с частной коллекции Ю.Энгеля, видного еврейского композитора и музыковеда. Записи сделаны во время первой пробной этнографической экспедиции в 1912 г. в еврейских местечках Киевской и Волынской губернии. На компакт-диске представлено 18 фонограмм, содержащих религиозные песнопения, хасидские напевы, еврейские народные песни, а также прилагается текстовый и нотный материал, относящийся к этим фонограммам

Кроме вышеуказанного, также переписаны на цифровые носители: коллекция украинского музыкального фольклора Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М.Рыльского НАН Украины, коллекция цилиндров с фонограммами выдающегося датского композитора Карла Нильсена (г.Ааргус, Дания). По оценке датских специалистов, проводивших тестирование систем перезаписи фоноваликов Эдисона разных стран, оборудование, разработанное в Институте проблем регистрации информации НАН Украины, является лучшим в мире, в связи с чем в 1999 году Институту было предоставлено право осуществить перезапись этого национального достояния.

Таким образом созданное уникальное оборудование позволяет осуществлять высококачественную перезапись аудиоинформации с фонографических цилиндров на современные цифровые носители, что дает возможность ввести в научный оборот раритетные музыкальные коллекции прошлых веков.

Литература

1. Новикова Г., Скобець І. До питання про збереження фонографічніх воскових циліндрів (у НБУ ім. В.І. Вернадського) // Бібліотечний вісник. — 1996. — № 6. — С. 10-12.

2. Lechleitner F. A newly constructed cylinder replay machine for z-inch diameter cylinders, Archiving the Audio-Visual Heritage // Third Joint Technical Symposium. — Ottava. — 1990, May. — P. 145-148.

3. Frank H., Pichler H. and SchullerD. Rosetta tone — a technical quality fingerprint for audio recordings // An Audio Eng. Soc. Preprint (Preprint 3342), Vienna. — 1992, March

4. Toshiaki Iwai et al. Reproduction of sound from old wax phonograph cylinders using the laser-beam reflection method // Appl. Opt. — 1986. — Vol. 2. — № 5. — P. 597-604.

5. Petrov V.V., Shanoylo S.M. et al. Optomechanical method of Edison cylinders sound reproduction // An Audio Eng. Soc. Preprint (Preprint 4491), Munich. — 1997, March.