Смекни!
smekni.com

Наследство по завещанию (стр. 9 из 12)

Ни в каких других случаях наследник не может быть лишен обязательной доли полностью или частично. В частности, завещатель не может лишить наследника права на обязательную долю (ст. 1119), завещательный отказ и завещательное возложение исполняется за счет стоимости наследства, которая превышает размер обязательной доли (1138).

Обязательная доля представляет собой часть всего наследственного, а не только завещательного имущества. Если завещатель распорядился своим имуществом, соблюдая норму об обязательной доле в наследстве, то нет оснований выделять обязательную долю из завещанной части имущества и тем самым ограничивать в большей степени, чем установлено законом, свободу завещания. Поэтому, прежде чем определить границы завещательного распоряжения, сделанного в отношении части имущества, следует определить стоимость наследственной массы в целом, стоимость завещанного имущества и проверить возможность выделения обязательной доли из не завещанной части имущества.

В том случае, если при открытии наследства окажется, что интересы необходимых наследников ущемлены завещателем, каждый из них вправе требовать в установленном порядке 2/3 законной доли от наследников по завещанию, к которым перешло наследственное имущество. Завещание в этой части должно быть признано недействительным.

Если завещана часть имущества, обязательная доля исчисляется со стоимости всего наследственного имущества, как завещанного, так и не завещанного. Эта доля должна быть выплачена обязательному наследнику из той части имущества, которая осталась вне завещания, а если данного имущества недостаточно, то недостающие суммы могут быть удержаны из завещательной части имущества.

Если помимо наследников по завещанию имеются наследники по закону, в том числе такие, которые имеют право на обязательную долю в наследстве, то, прежде всего, определяется доля обязательного наследника. Она выделяется из имущества, оставшегося вне завещания, а остальная часть имущества делится поровну между наследниками по закону.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что при всей свободе волеизъявления завещателя законодательством защищаются права нетрудоспособных и несовершеннолетних родственников и иждивенцев наследодателя, которым предусмотрена возможность выдела обязательной доли из завещанного имущества, что является необходимой гарантией обеспечения полноценной жизни необходимых наследников.

2.7. Лишение наследства

В соответствии с ч. 1 ст. 1119 и ст. 1120 ГК РФ каждый гражданин вправе по своему усмотрению завещать любое имущество (в том числе и то, которое он может приобрести в будущем) любым лицам. В силу статьи 1119 Гражданского кодекса наследодатель вправе в завещании лишить права наследования одного, нескольких или даже всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения.

Существует два способа лишения наследства. Во-первых, можно прямо в тексте завещания указать: наследник такой-то лишается права на наследство. Во-вторых, можно, составляя текст завещания, просто умолчать о том или ином наследнике.

Надо отметить, что между этими двумя способами есть существенная разница. В первом случае гражданин, лишенный права на наследство, не может претендовать не только на имущество, указанное в завещании, но и на любое иное наследственное имущество, оставшееся незавещанным и потому распределяемое по правилам наследования по закону. Во втором же случае ситуация иная: на поименованное в завещании имущество «забытый» наследник претендовать не может, а вот в отношении имущества, в завещании не указанного, он – полноправный наследник. Правда, если о каком-либо наследнике по закону наследодатель умолчал в завещании, упоминающем: «завещаю все мое имущество, которое ко дню смерти окажется мне принадлежащим», то это лицо фактически попадает в положение того наследника, который прямо лишен права на наследство.[17]

Действительно, любое имущество наследодателя подпадает под формулу «все мое имущество» и распределяется между наследниками, указанными в завещании. Но может возникнуть ситуация, когда единственный наследник по завещанию (или все наследники по завещанию) откажется от принятия наследства, будет признан недостойным наследником. Тогда «забытый» наследник может претендовать на наследственное имущество, а вот наследник, лишенный права на наследство путем прямого указания об этом в тексте завещания, и в этом случае ничего получить не может[18].

2.8. Недействительность завещания.

В ранее действовавшем законодательстве в разделе, регулирующем наследственные отношения (раздел VI ГК РСФСР), норм об основаниях и порядке признания завещания недействительным не было. Однако на практике завещания, как и другие сделки, признавались недействительными в соответствии с общими нормами о сделках.

В новом ГК РФ содержатся специальные нормы, которые достаточно подробно регулируют основания и порядок признания завещания недействительным (ст. 1131).

Основанием для признания завещания недействительным может быть:

1) противоречие содержания завещания закону, т.е. если оно содержит распоряжения, не соответствующие требованиям закона. Например, завещатель нарушил право нетрудоспособных и несовершеннолетних наследников на обязательную долю;

2) составление завещания недееспособным или лицом, находившимся в таком состоянии, когда оно не могло понимать значение своих действий или руководить ими (например, в силу болезни);

3) составление наследодателем завещания под неправомерным воздействием со стороны других лиц (угрозы, обмана, насилия) либо в результате его существенных заблуждений. Во всех этих случаях завещание не отражает подлинную волю наследодателя;

4) несоблюдение требуемой законом формы завещания.

Статья 177 ГК РФ содержит следующее правило: «Сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина…». Наибольшее количество исков о признании завещания недействительным связано именно со ссылкой на требования ст. 177 ГК РФ. Суд в таких случаях при выяснении вопросов действительности завещания должен также установить причину, по которой гражданин в момент составления завещания не понимал значения своих действий или, хотя понимал, но не мог руководить ими.

Для установления психического состояния лица, оставившего спорное завещание, суд обычно в соответствии назначает судебно-психиатрическую экспертизу. Выводы экспертизы имеют большое значение для правильного разрешения спора. Однако несогласие суда с выводами экспертизы должно быть мотивиро­вано. Тем более нельзя признать завещание недействительным по основа­ниям ст. 177 ГК РФ, если заключение посмертной судебно-психиатриче­ской экспертизы носит предположительный характер и другими доказа­тельствами по делу не подтверждается.

Для правильного разрешения возникающих по основаниям ст. 177 ГК РФ споров о недействительности завещания представляется целесообразным изучать данные о личности завещателя, его переписку последних лет, взаимоотношения с наследниками. Если содержание оспариваемого завещания противоречит имевшим место в действительности взаимоотношениям наследодателя и его родных, правильно было бы, чтобы суды назначали комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу, привлекая к работе экспертной комиссии психологов.

Особое значение по делам этой категории имеют показания таких свидетелей, как нотариусы и другие должностные лица, имеющие право удостоверять завещания.

Так, в Инструкции о порядке удостоверения завещаний главными врачами[19] сказано, что должностное лицо лечебного учреждения не может удостоверять завещания лиц, находящихся в момент составления завещания в таком состоянии, когда они не могли понимать значения своих действий или руководить ими, например, лиц, находящихся в бредовом или бессознательном состоянии.

Следует обратить внимание на следующее обстоятельство: в ст. 177 ГК РФ сказано, что сделка по этим основаниям может быть оспорена самим гражданином, совершившим ее в момент, когда он не мог понимать значения своих действий или руководить ими. Естественно, что к случаю завещания данное правило неприменимо: вопрос о действительности завещания реально возникает только после смерти завещателя. Однако наследники являются правопреемниками завещателя и, следовательно, как бы «наследуют право на иск». Но это правило выработано судебной практикой при отсутствии прямого указания закона. Необходимо поэтому привести в соответствие со сложившейся судебной практикой текст ст. 177 ГК РФ, дополнив ее указанием на право заинтересованных лиц после смерти гражданина, не признанного недееспособным, но составившего завещание в состоянии, когда он не мог понимать значения своих действий и руководить ими, предъявлять иск о признании такого завещания недействительным.