Смекни!
smekni.com

Р. Э. Распе «Барон Мюнхгаузен» (1780 г.) 7 4 III этап. «Первый технически обоснованный полет» (стр. 2 из 5)

В Китае, по одному из преданий, император Шунь(XXII в. до н.э.) спасся от плена, "надев на себя крылья птицы".

В старой Англии, мифический король Блэйвуд (IX в. до н.э.), отец знаменитого шекспировского "Короля Лира", попытался полететь, но погиб, спрыгнув с высокой башни.

Там же, в Англии, уже в годы нашей эры(XI век) монах Малькимсбери, начитавшись про Дедала, сделал, по примеру того, крылья, сиганул с башни, но... сломал себе обе ноги. Нелетучее монашество торжествовало: "бог" наказал "нечестивца".

В Италии, в Перудже (XIII век), некий Данте, однофамилец великого поэта, смастерил себе крылья, и, как утверждают, довольно успешно летал над Тразиментским озером. Правда, в конце концов конструкция подвела, одно крыло подломилось отважный летатель упал и сломал ногу в бедре.

В России, впрочем, тоже, не отставали. Так, уже при Иване IV Васильевиче, Иване Грозном(XVI век), "смерд Никитка, боярского сына Лупатова холоп", создал крылья и летал на них, при большом стечении народа в Александровской слободе.

Царь так же, возжелал видеть полет, но, когда, наконец, увидал, то весьма устрашился, и будучи рьяным противником колдовства, повелел (как часто у нас водилось) изобретателю и первооткрывателю - отрубить голову и бросить "пса нечестивого" свиньям, чтобы и другим не повадно было.

"Человек не птица и крыльев не имать", - изрек царь и повелел "дьявольскую" затею, искусно сделанные крылья, изрубить и сжечь.

В Рязани, стрелец Серов сделал крылья из голубиных перьев(1699 г). Приказчик Островков, родом из тех же мест, из села Пехлеца - тоже, крылья, из бычьих пузырей.

А вот что писал воевода Воейков, в своих бумагах:

"1729 года, в селе Ключе, недалеко от Ряжска, кузнец, Черная Гроза называвшийся, сделал крылья из проволоки, надевал их на рукава: на вострых концах надеты были перья самые мягкие, как пух из ястребков и рыболовов, и по приличию на ноги тоже, как хвост, а на голову, как шапка с длинными мягкими перьями.

Летел тако, мало дело, не высоко, ни низко, устал и спустился на кровлю церкви, но поп крылья сжог, а его едва не проклял..."

В более западных странах все происходило уже более цивилизованно.

В 1786 г. Бенье, молодой слесарь из города Сабля во Франщии, возбудил большое внимание своим "летательным снарядом". Как показывает довольно нелепый рисунок, "этот снаряд состоял из двух палок, которые на обоих концах имели широкие крылья; шесты укреплялись на плечах, где они могли двигаться в цапфах. Крылья руками и с помощью шнурков или цепочек ногами могли быть приводимы в движение вниз и вверх, причем, когда одновременно левое переднее крыло и правое заднее крыло поднимались, другие два крыла опускались и наоборот".

Бенье согласно известиям мог с помощью этого простого снаряда, прыгая с высоты, медленно спускаться вниз в наклоном направлении, причем он даже переправлялся через реки; он не мог, однако, ни держаться в воздухе, ни подыматься.

Легенды о "летающих людях", как правило, достаточно смутно выглядят, независимо от эпохи. Всякий свидетель, увидевший подобный полет, явление, в существование которого он до этого не верил, приходил в смятение.

Но именно возникающие противоречия и толкали людей на изучение и поиск чего-то нового, до ныне не существовавшего.

2.3 II этап. «Прототип ракеты»

Ко второму этапу мы решили отнести литературу XVII века, знаменитого нам рассказами Э. Распэ. Конечно это незначительная часть литературы 18 века, но мы считаем, что она ярко отражает идеи того времени.

Р.Э.Распе «Барон Мюнхгаузен» (1780 г.)

Барон Мюнхгаузен, оказавшись самым смелым, сел на ядро, выпалившее из пушки, и полетел на вражескую сторону. Получив нужную информацию, пересел на другое, летевшее навстречу, подумав, что враги его так просто не отпустят.

Здесь мы видим, стремление человека оторваться от земли, но уже своими силами, как это делали Дедал и Менипп, а с помощью разных предметов (ядро). Авторы стремились к чему-то неизведанному, придумывая для этого самые невероятные способы передвижения.

Эпоха 18 века стала началом «космического бума» пусть и в маленьких масштабах. У людей появился интерес к науке, стремление узнать все больше. Так было положено начало изучению летательных аппаратов.

2.4 III этап. «Первый технически обоснованный полет»

Научно-фантастическая дилогия Жюль Верна и остросюжетный роман Герберта Уэльса.

Ярким представителем этого этапа является Жюль Верн, который в своих произведениях описывает самые разнообразные тщательно продуманные летательные аппараты, и знаменитый фантаст Герберт Уэльс.

Жюль Верн:

«С земли на Луну» (1865 г.)

Члены «Пушечного клуба» во главе с председателем Барбикеном, решают «установить сношения с Луной». Для чего они создают пушку, длину которой будут достигать 280 футов (85,34м), а диаметр 16 футов (4,88м). Из этой пушки был выпущен цилиндроконический снарядом, внутри которого находилось три человека.

Благодаря скорости ядра и многочисленным вычислениям снаряд достиг Луны.

«Вокруг Луны» (1870г)

Этот роман является продолжением «С земли на Луну» которая подробно описывает полет до Луны снаряда с тремя пассажирами внутри и их благополучное возвращение обратно.

Именно Жюль Верн в своей дилогии, состоящей из этих двух романов, описал первый технически обоснованный проект полета на Луну. Картина, искусно нарисованная французским писателем, заворожила читающую публику – многие ракетчики и создатели космической техники признавались позднее, что призвание свое нашли, благодаря дилогии Жюля Верна.

Герберта Уэллса «Первые люди на Луне» (1901).

В этом романе английский писатель в очередной раз продемонстрировал свою безграничную фантазию. Его космонавты отправляются на Луну, используя антигравитационный аппарат, обнаруживают там эфемеров (экстремальные формы жизни, проявляющие себя в зависимости от смены сезонов) и целую цивилизацию насекомоподобных селенитов, прячущихся от смертельной лунной ночи в недрах своей планетки.

Эти масштабные произведения — научно-фантастическая дилогия Жюля Верна и остросюжетный роман Герберта Уэллса — получили широкое признание и послужили основой при формировании нового поджанра — фантастики о космических полетах.

Вклад этих писателей в развитие научно-фантастической литературы и, как следствие, развитие знаний о летательных аппаратах. Практически все авторы, писавшие позднее Жюля Верна и Герберта Уэллса на эту тему, в той или иной форме ссылаются на них, признавая явный, хотя и не бесспорный приоритет.

2.5 IV этап. «Современные аэрокосмические виды транспорта»

Циолковский Константин Эдуардович(1857-1935).

Российский ученый и изобретатель К.Э.Циолковский стал основоположником современной космонавтики. Им созданы многочисленные труды в области аэро- и ракетодинамики, теории самолета и дирижабля

Э.К.Циолковский впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений.

К.Э..Циолковский :

«Альбом космических путешествий» (1936).

Эта научно-художественная работа была написана специально для фильма «Космический рейс» режиссера Василия Журавлева. В ней Константин Эдуардович подробно, буквально по фазам нарисовал и описал жизнь человека в условиях космического полета.

Мечта об авиации и звездоплавании стала в те годы едва ли не общегосударственной. По всей стране открывались аэрокружки, аэрокурсы, аэроклубы. Уже парили на фантастической, недосягаемой ранее высоте советские аэростаты с отважными пилотами на борту. Мечта авторов фильма звала в небо и дальше — к звездам, к победе «межпланетной пролетарской революции».

Циолковский понимал — мечты надо направлять на верный, научный путь подробно, буквально по фазам нарисовал и описал жизнь человека в условиях космического полета.

Он рассказывал о ракетоплане так, словно видел его сверкающий корпус, лежащий на ажурной эстакаде. Он говорил о старте ракетоплана и специальных ваннах, необходимых, по его мнению, чтобы не быть раздавленным вследствие многократного увеличения силы тяжести при старте. О «мире без тяжести», который возникает тотчас же после выхода ракетоплана за пределы атмосферы…, и казалось, что уже бывал там, что сам терял вес и кувыркался в кабине космического корабля.

Вот как описывал Циолковский в «Альбоме…» выход в открытый космос за 33 года до того, как это произошло. Он представлял его как свой собственный выход: «Надеваю предохранительные оболочки для жизни в пустоте. Это подобие скафандра с источником кислорода и поглотителями газов». Он нарисовал отсек корабля и вмонтированный в него шлюз для выхода в космос. На шести фазах рисунка фигурка космонавта в невесомости подплывает к шлюзу и последовательно проделывает все то, что делал Леонов в 1965 году, покидая космический корабль «Восход-2». Особенно поразительна последняя фаза — человечек парит в космическом пространстве, связанный страховочным фалом с кораблем. Если положить рисунок рядом с фотографией первого выхода в открытый космос, снятой с телевизионного монитора, возникает буквально мистическое совпадение. Все одинаково — даже наклон фигур и их положение в пространстве относительно корабля.

Фильм «Космический рейс» вышел на экраны в 1936 году, уже после смерти Циолковского. Те, кому предстояло осуществить его мечту и полететь в космос, этой картины не увидели: Гагарину и Леонову было в ту пору по одному году от роду, Титову — два. А вот те, кто спустя несколько десятилетий сконструирует первые наши космические корабли и ракеты, его видели и запомнили. По тем временам это было выдающееся произведение — романтическое, искреннее и, как впоследствии оказалось, во многом пророческое.

«Из работ по ракетодинамике»(1896)