Смекни!
smekni.com

а тему: “Традиции руского военного этикета. Воинские ритуалы.” (стр. 3 из 3)

Любовь к оружию, искусное применение его в бою – славная традиция Российских воинов, которая корнями уходит в глубокую старину. Выражением этой традиции стал торжественный ритуал вручения оружия молодым воинам. Он символизирует передачу дела защиты Родины одного поколения другому. Получая личное оружие, молодой воин, уже изучивший его и хорошо владеющий им, клянется быть в постоянной готовности с честью выполнить свой долг перед Родиной. В последние годы в Вооруженных Силах установилась традиция - молодые воины дают торжественную клятву верности Родине у памятников боевой славы, в местах героических битв за свободу и независимость. Эта традиция не нова. Ее корни можно проследить еще с времен великих освободительных воинских походов Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского за свободу земли Русской, за честь народа, за правое дело. Позже в первом русском “Уставе ратных пушечных и других дел, касающихся до воинской науки” был закреплен ритуал принятия клятвы на верность царю. В петровских воинских уставах отмечалось, что победу приносят “добрые порядки, храбрые сердца, справное оружие” (Раш К. Б. “Во славу Отечества” М.90 г., стр.13), обращалось внимание на выработку таких качеств, как смелость, неустрашимость, мужество. Старые воинские ритуалы, воплотившие национальные патриотические традиции не были забыты. Большое место в воинском воспитании отводилось ритуалу принятия военной присяги. Этот ритуал занимал особое место в системе воинских ритуалов и в 19 веке. Присяга, или торжественный обет, давалась каждым военнослужащим при вступлении на престол нового государя. Ритуал проходил в торжественной обстановке - в церкви или на сборном месте в присутствии как высокого военного начальника, так и высшего духовенства. Войска прибывали строем со знаменами и священники делали им краткое увещевание. Присягая солдаты клялись в верности монарху и отечеству, беспрекословном повиновении начальству. Дав присягу новому монарху, армия становилась послушным орудием его внешней и внутренней политики. Первые красноармейские отряды, идя в бой за Советскую власть, клялись народу, партии, Родине бесстрашно и беззаветно сражаться за рабоче-крестьянскую Республику, за “Светлые идеалы коммунизма”. И пускай идеалы у воинов предыдущих поколений различны, зато цель и раньше и сейчас одна: верой и правдой служить отечеству, охранять как государственность, так и рубежи своей Родины, защищать свой народ, бороться за свободу, верить в счастливое и мирное “завтра” своих детей. День принятия присяги - это начало воинского пути, памятный день в жизни воина. Всегда и везде быть верным своей Священной клятве - это требование Матери-Родины, народа. (Раш К. Б. ”Во славу Отечества”, М. 90г., стр.15)

Военная музыка, солдатская труба обладают каким-то магическим воздействием. Музыка зовет в бой, как Боевое знамя, как призыв полководца - так говорят ветераны войны, военные музыканты, сами воины. Хорошо понимал роль и значение музыки для воспитания высокого морального и боевого духа армии А. В. Суворов. Он проявлял постоянную заботу о повышении ее действенности, настойчиво добивался увеличения числа военных музыкантов даже за счет фронтовых солдат. Суворов говорил: ”Музыка в бою нужна и полезна. Музыка удваивает армию. С распущенными знаменами и громкогласной музыкой я взял Измаил”. (О. В. Золотарев ”Армия и культура”. М.91 г., стр.18). Музыка на войне помогает бойцам выстоять, вселяет силу и бодрость духа, не дает ожесточиться, омертветь душой. Велико значение музыки и строевых песен в воинских ритуалах. Музыка включается в воинские ритуалы с момента их возникновения. Из всех элементов образной формы ритуалов музыка является наиболее устойчивым.

Наполняются новым содержанием старые ритуалы, изменяются порядок и формы их проведения, но музыкальная основа сохраняется в течении веков. Музыка – один из самых действительных компонентов художественного оформления воинских ритуалов. Можно с уверенностью сказать, что восприятие идейного содержания воинских ритуалов, тех героических идей, которые они несут, во многом зависят от яркого и искусного музыкального оформления. Музыка в исполнении военных духовных оркестров придает воинскому ритуалу именно ту форму, через которую ярче всего выражается его сущность. Она вносит в ритуалы особую торжественность, создает приподнятое, праздничное настроение, вдохновляет, воодушевляет, сплачивает военнослужащих. Музыка способна выполнять организующую и дисциплинирующую роль, синхронизируя и ритмизируя движение воинов, помогая вырабатывать точные, четкие и согласованные действия. Особое место в системе воинских ритуалов принадлежит маршевой музыке. В строевом и походном марше особо акцентируется упругая ритмика, бодрое настроение. Ритуальная музыка проста и выразительна, она органически сливается с элементами воинских ритуалов и легко запоминается, ее идейное содержание осознается воинами легко и быстро. Строевые смотры, прохождения в строю и другие воинские ритуалы сопровождаются песнями. ”Солдат без песни, что без ружья“, - говорил А. В. Суворов. Это меткое замечание не потеряло своего значения и в наши дни. А. М. Горький видел в солдатской песне источник бодрости и боевого духа. (Серых В.Д. ”Воинские ритуалы“. М., 86 г., стр. 22-23). Музыка звучит при принятии присяги, выносе Боевого знамени, вручении наград и боевых реликвий, при проведении строевых смотров, парадов, при разводах караулов, при проведении других ритуалов. Наряду с использованием символов, искусным выполнением строевых приемов, четко и образно звучащей командирской речью музыка, песня помогает сделать ритуал настоящим явлением искусства.


О военной форме одежды

Российский воин с достоинством носит военную форму одежды. Военный мундир – символ армейской и флотской чести и благородства, знак дисциплинированности, сплоченности воинов, их мужества и доблести в бою. Красота военной формы одежды есть одна из составляющих общей красоты воинских ритуалов. Хорошо подогнанное воинское обмундирование, начищенная до блеска обувь всегда вызывает положительные эмоции, доставляет удовольствие окружающим. Опрятность и красота военной формы одежды делает воина молодцеватым, элегантным, подчеркивает его мужественность, хорошое физическое развитие, вызывает чувство гордости за Вооруженные Силы, Армию России у всех, кто наблюдает воинский ритуал. Формы одежды, знаки различия, награды – все это является внешним выражением чести и достоинства солдат и офицеров. Военная форма издавна служит средством выделения вооруженных защитников страны. В глубокой древности каждый мужчина, способный носить оружие, был воином и выходил на поле брани в том платье, которое обычно носил. Однако необходимость издали отличать свои войска от неприятельских уже тогда привела к стремлению иметь одноцветную или по крайней мере отличительные знаки. Рать, одержавшая славную победу справедливо считала свою одежду признаком доблести. Петр I создал регулярную армию, впервые одетую в однообразное обмундирование. Со времен Петра I солдаты и офицеры точно знали, что положено надевать на парад, в чем следует быть в обычной обстановке, походе. Специальные знаки различия имели полки. Это банты, жалованные бляхи за победы в сражениях. Вокруг деталей формы одежды начали складываться военные традиции. Высоко ценил честь мундира российских войск А. В. Суворов. Он постоянно напоминал своим офицерам о славе, с которой были связаны их знаки различия. Русские воины справедливо считали, что боевая слава русского военного мундира – это слава и честь России, слава и честь всего русского народа. Символика мундира и погон была в русской армии столь всеобъемлющей, что сам факт лишения офицерского звания выражался в срывании погон с плеч того, кто своим поведением обесчестил их. Честь мундира – это храбрость, верность долгу. Честь мундира – это дисциплина. Воинский мундир, не ”освященный” самой суровой дисциплиной перестает быть символом чести, а становиться безликой одеждой. Поэтому тот, кто надел мундир воина, перестает располагать собой по собственному усмотрению, подчиняет свою жизнь точно регламентированному порядку. ”Красивый, стройный вид, бодрое выражение лица, щеголеватость, подтянутость в одежде, манерах, готовность исполнить любое приказание – это подлинные черты военного, свидетельствующие об уважении к своему мундиру.” (”Русский военный костюм.” М. 88 г., стр. 94). Забота о точном соответствии формы одежды установленным для нее образцам есть первый признак дисциплинированности воина. Честь мундира – это образцовое при всех обстоятельствах выполнение воинского долга перед Родиной, как того требует военная присяга и уставы. Беречь честь мундира – значит превыше всего ставить государственные и общественные интересы.

Многие из воинских ритуалов, традиций русского военного этикета закреплены в уставах, приказах, наставлениях и инструкциях. Воспитательное воздействие воинских ритуалов заключается в том, что они всегда олицетворяют красоту воинской деятельности, самоотверженности при выполнении воинского долга. Оказывая влияние на духовный мир воина, обращаясь к его идеалам и вкусам, интересам и переживаниям, воинские ритуалы формируют личность во всей ее полноте, способствуют в процессе воспитания достижению таких целей, которых трудно достичь, используя другие формы воспитания. Велика роль воинских ритуалов в формировании художественного вкуса воина. Ритуал как бы дает норму прекрасного. Капризы эстетического вкуса отдельного человека заметно слабеют в силу ”эмоционального заряжания”, подчинения индивидуальных чувств общему эмоциональному тону. Для российских воинских ритуалов характерно их постоянное развитие и совершенствование.


Заключение

Есть такая профессия – защитник Родины. Воинский труд необходим нашему обществу, от него зависит самое главное – свобода и независимость Родины, сохранение мира. Справедливо говорится, что Родине служить нельзя в полсилы. Ратный труд требует максимальной мобилизации всех моральных и физических сил, полной самоотдачи.


Список используемой литературы:

1. Золотарев О. В. ”Армия и культура.” М. 90 г.

2. Корсновский А.А. ”История русской армии.” М. 92 г.

3. Мессюр Вакар ”Российские офицеры.” М. 95 г.

4. Нравственные основы воинской дисциплины. М. 87 г.

5. Пастернак Б. ”Смерть сапера.” М. 83 г.

6. Раш К. Б. ”Во славу отечества.” М. 90 г.

7. Русский военный костюм. М. 88 г.

8. Серых В. Д. ”Воинские ритуалы.” М. 86 г.

9. Ягодинский В. Н. ”Наш этикет.” М. 88 г.

10. Ясюков М. И. ”Шпага и честь.” М. 92 г.