Смекни!
smekni.com

Татарский народный орнамент в вышивке (стр. 3 из 3)


Фото вышитых салфеток.

Заключение

Работая над проектом, мы выяснили, что вышивка является одним из массовых и традиционных видов татарского народного творчества. В давние времена вышивать умели молодые и старые женщины всех социальных прослоек города и деревни. Изучая литературу, пришли к выводу, что литературы по специальному изучению татарского народного орнамента, как и в целом декоративно-прикладного искусства татар очень мало. Тем не менее, мы выяснили, что в разработке орнамента в вышивке татарские мастера и мастерицы достигли большой виртуозности, создав многочисленные узоры и приемы их построений. Они прекрасно понимали значение гармонии, формы, ритма, законов цветовых соотношений. Во времена седой древности украшениям и узорам вещей, одежды, сооружений придавалось значение символа, оберега, охраняющего владельца предмета или одежды от враждебных и невидимых сил. Орнаментальные украшения являлись и знаками, помогающими определить племенное, социальное и общественное положение человека. Эти особенности, мы можем наблюдать и в русском декоративно-прикладном творчестве, что характеризует народное искусство как общечеловеческое, « планетарное», но при этом сохраняется ярко выраженный национальный характер.

Внимание к татарскому орнаменту вызывается не только проблемами, связанными с их научным характером и представляющими определенный интерес для искусствоведов, этнографов, историков, но и практическими задачами творческого освоения богатейшего орнаментального наследия народа художниками, архитекторами, мастерами художественной промышленности.

В результате исследования литературы, мы узнали, что татарские женщины применяли многие виды вышивок, но к самому древнему виду творчества татар относится тамбурная вышивка. Этот шов относится к древнейшим видам вышивальной техники азиатских народов. Данная техника, стала доминирующей у татар, проникнув впоследствии в творчество чувашей-анатри и русских Среднего Поволжья. Однако работая в городском музее и познакомившись с творчеством жительниц нашего города, мы не обнаружили именно этой техники вышивания. Для того, чтобы воскресить забытый вид творчества, мы вышили салфетки с применением тамбурного шва.

В результате наших исследований, мы пришли к выводу, что творчество наших народов очень многое связывает. Известная роль в этом процессе относится и к тем этнокультурным взаимоотношениям, которые постоянно существовали у татар и их предков с соседними народностями. У наших народов разные обычаи и традиции, но это не мешает нашему существованию. Нам интересны и мы хотим знать традиции других народов.

Надеемся, что наш материал вызовет интерес учащихся к произведениям народного искусства татар, истории, поможет в воспитании художественного вкуса и развитию творческих способностей.

Кружат нас жизни повороты,

Но вновь и вновь

Объединяют все народы

Согласье, дружба и любовь.

Список литературы

1. Валеев Ф.Х., Татарский народный орнамент.Казань, 2002.-295 с.

2. Гулова Ф.Ф.Татарская народная вышивка / Под ред. Р.Г. Мухамедовой, Казань, Татарское книжное издательство, 1980 .-332 с.

3. Горяева Н.А., декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. Для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ Под ред. Б.М. Неменского.- М,: Просвещение, 2000.-176 с.: ил.

4. Н.Г. Климова., Народный орнамент в композиции художественных изделий.- М.: - Изобразительное искусство, 1993

Приложение 1 . Коврик для молитв


Приложение 2.

Обувь татарских женщин

Приложение 3.

Вышитые головные уборы из фонда городского музея.

Приложение 4. Вышитые полотенца из фонда городского музея

Приложение 5 Аксанова Сара и ее изделие

Приложение 6. Вышитые изделия Бакировой Нураньи Абунагировны.